Как Тайка Вайтити пишет сценарии: автор фильмов «Реальные упыри», «Тор: Рагнарёк», «Кролик Джоджо»

До того как написать и снять «Кролика Джоджо», Вайтити был соавтором и актёром хоррор-комедии «Реальные упыри», а также снял крупнобюджетный марвеловский фильм «Тор: Рагнарёк». Оба проекта стали громкими хитами.
У Вайтити уникальный подход к сценарию и режиссуре, благодаря чему он стал одним из самых востребованных авторов в индустрии сегодня. Вот краткий взгляд на его процесс, то, как он подходит к истории, и несколько его главных советов для начинающих сценаристов.
План — обязателен
Так как он пришёл из актёрской среды, Вайтити признаётся, что поначалу не всегда знал, как правильно оформлять сценарии. Многие из своих сценариев он сначала пишет от руки, а уже потом печатает.
Он также никогда не садится перед пустой страницей без чёткого плана — у него уже должны быть заготовлены сцены, диалоги и основные сюжетные пункты.
«Я делаю много заметок и ритмов истории. Я хочу понять весь сюжет заранее, потому что печатать — это ужасно. Это мучает тело и разум — сидеть перед пустым экраном и думать: “Что дальше?” Я предпочитаю иметь перед собой весь план».
Тайка Вайтити
Напиши черновик и отложи его
Хотя он сам не советует всем следовать этому методу, ведь иногда он слишком затягивает с возвращением к тексту, Вайтити говорит, что часто любит отложить сценарий на долгое время, а потом перечитать его свежим взглядом:
«Я пишу черновик, потом убираю его на год или около того, и спустя два-три года возвращаюсь и читаю. Прочитаю раз-два — и выброшу. Потом переписываю с нуля, по памяти того, что только что прочёл».
Тайка Вайтити
Разумеется, не у всех есть возможность держать сценарий на полке по три года. Но важно помнить: сценарий — это процесс. Это требует времени. Иногда нужно отойти от упрямого текста или дать истории отдохнуть, пока работаешь над чем-то другим.
Сначала напиши начальную и финальную сцену
«Я начинаю с начала и конца. Мне важно, как это будет выглядеть визуально. Что-то вроде: Вот классный способ закончить фильм. Или: Вот сильный финальный кадр для зрителя».
Тайка Вайтити
После этого он пишет ключевые сцены между этими двумя точками, а затем заполняет пробелы — как добраться от одной сцены к другой. Такой «рамочный» подход помогает обмануть мозг и вовлечься в процесс. Переходы между сценами могут выматывать, но когда ты знаешь начало и финал, весь сценарий легче направлять.
Найди свой голос и стиль — и убедись, что ты их искренне любишь
«Я обрёл уверенность в своём комедийном голосе, показывая свои работы перед публикой, выступая со стендапом и скетчами. Годами я развивал это, находил свой голос и свою аудиторию. И следил, чтобы это было то, что я действительно люблю. Я не хотел бы однажды обнаружить, что моя комедия — словно Бенни Хилл. Ничего против, но представь, если это обожают люди, а я сам — нет?».
Тайка Вайтити
«Мой стиль очень особенный и не всегда вообще комедия. Я понял, что мой голос — это смесь, поиск баланса между юмором и драмой».
Страсть — ключевая часть сценарного дела. Найди свой голос и оставайся верен тому, что любишь писать — так строится настоящая карьера.
Рискуй как сценарист
«Я понял, что рискуя, можно получить большее. Если я чувствую, что играю слишком безопасно, слишком уютно, — работа страдает. Такое уже было. Лёгкий путь в итоге оборачивается самым трудным».
Тайка Вайтити
Нет единственного пути к успеху. Рискуй, верь в свои способности и работай упорно.
Вайтити — первый, кто признает, насколько одинока может быть сценарная работа. Но это одиночество — часть процесса. Главное — продолжать.
Прими важность плана, пиши ключевые сцены как можно раньше и иногда отходи от текста, чтобы вернуться свежим. Тайка Вайтити — отличный пример того, как поиск и оттачивание уникального голоса могут сделать тебя желанным автором почти для любого проекта.

Голодные игры 2012
В писательстве есть страх, знакомый многим: мы хотим создавать оригинальные и захватывающие истории, но порой обнаруживаем, что кто-то уже придумал нечто похожее или встречаем персонажа, повторяющего те же сюжетные шаги.
Даже случайное совпадение может восприниматься как плагиат — и этого боится каждый автор.
В чем же разница между плагиатом и вдохновением?

Джокер (2019)
Представьте, что после чтения вашего сценария вы получаете замечание: «Я просто не почувствовал связь с персонажами». Это неприятно слышать, ведь вы знаете о них всё: что они любят, чего боятся, как росли, их любимый цвет, еда и песня.
Никакие анкеты и придуманные биографии не помогут, если в истории не работает несколько базовых элементов, из-за которых зритель начинает переживать за героев.
Вот пять причин, почему вашим персонажам не удаётся вызвать отклик, и как это можно исправить.

Трамбо (2015)
Редактор романов Джон Мэтью Фокс за прошлый год поработал с 51 рукописью и сделал выводы, полезные не только для авторов книг, но и для сценаристов. Хотя форматы разные, творческие проблемы у всех похожи.

Психо (1960)
Напряжение — это топливо истории. Оно держит зрителя в кресле, заставляет его забывать о телефоне и буквально приковывает к экрану. И если научиться управлять этим инструментом, сценарий сразу выйдет на новый уровень.
Как этого добиться? Сценаристы и режиссёры десятилетиями оттачивали свои приёмы. Они научились вовлекать аудиторию, заставлять её спрашивать: «Что будет дальше?» — и в нужный момент отпускать, предлагая мощную развязку.
Давайте рассмотрим 6 надёжных инструментов, которые помогают выстраивать напряжение и держать его до самого финала.

Ключ к созданию выдающегося фильма — не торопиться при написании сценария.
Кристофер Нолан — сценарист таких известных фильмов, как «Довод», «Помни», «Интерстеллар», «Начало», «Бэтмен: Начало», «Тёмный рыцарь», «Престиж» и «Дюнкерк». Мы решили заглянуть за кулисы его творческого процесса, чтобы собрать лучшие советы по сценарному мастерству от одного из самых влиятельных режиссёров современности.
20 советов Кристофера Нолана по написанию сценария:

Писать утром или вечером? По часу в день или по десять? От руки или на компьютере?
Заполнить страницу словами — вечная борьба для авторов. Найти систему, которая уменьшает прокрастинацию и творческий ступор, бывает нелегко. Если вам трудно подобрать подходящий режим письма, почему бы не попробовать один из тех, что использовали великие писатели?

Она (2013)
Для многих из нас главная цель — увидеть своё имя в титрах фильма или сериала. Если вы писатель, вы знаете, что это одна из самых сложных творческих задач. Нужно придумывать всё с нуля. И это невероятно увлекательно.
Но никто не говорит о часах, которые вы проведёте в одиночестве, глядя на мигающий курсор и задаваясь вопросом, прочитает ли кто-нибудь то, что вы создаёте. Весь творческий груз ложится на ваши плечи. Иногда кажется, что вы больше не хотите этим заниматься.

Оппенгеймер (2023)
Что делать, если сцена никак не пишется? Вы смотрите на пустой холст редактора и не можете написать ни строчки. Пустая страница насмехается над вами. Творческий импульс умирает.
Мы все через это проходили.
The Oxford Writer называет это попаданием «в ту часть морской карты, где ничего нет, кроме надписи, которую делали старые картографы: “Здесь водятся драконы.”»
Но это не безвыходная ситуация. Неважно, пишете ли вы сценарий или роман — вот несколько советов, как справиться с блоком.

Константин Соколов
Для написания своих сценариев я использую метод, сложившийся у меня с годами. Сейчас поделюсь.
Текст написал и подготовил Константин Соколов.