Как избежать плагиата: 5 советов для авторов и сценаристов

Голодные игры 2012
В писательстве есть страх, знакомый многим: мы хотим создавать оригинальные и захватывающие истории, но порой обнаруживаем, что кто-то уже придумал нечто похожее или встречаем персонажа, повторяющего те же сюжетные шаги.
Даже случайное совпадение может восприниматься как плагиат — и этого боится каждый автор.
В чем же разница между плагиатом и вдохновением?
Что такое плагиат?
Плагиат — это когда ты берёшь чужую работу и выдаёшь её за свою. Это копирование истории без добавления чего-либо нового или оригинального. Это включает использование чужой конкретной идеи без разрешения или указания авторства.
Один из самых известных случаев плагиата в кино связан с фильмом Акиры Куросавы «Телохранитель» (1961) и картиной Серджо Леоне «За пригоршню долларов» (1964).
Оба фильма рассказывают о воине, который приезжает в город, контролируемый двумя преступными кланами, стравливает их друг с другом, подвергается избиениям, а затем сражается с ними сам.
«За пригоршню долларов» был неофициальным ремейком с теми же сюжетами, персонажами и темами.
В итоге это привело к судебному иску, и студия «Телохранителя» получила более 100 000 долларов и 15% от общего кассового сбора фильма Леоне.

«Телохранитель» (1961)

«За пригоршню долларов» (1964)
Если бы я посмотрел «Звёздные войны» и захотел рассказать историю о юноше с магическими способностями, который отправляется в космос, — это, вероятно, было бы приемлемо. Но не в том случае, если он вдруг станет махать лазерным мечом, а его отец говорит хриплым голосом.
Вдохновение — это воодушевление, которое ты получаешь от других историй и которое помогает тебе создавать новые и творческие идеи. Ты можешь заимствовать простые концепции, базовые сюжетные линии и мелкие элементы — чтобы построить что-то своё.
Как же пройти по грани между вдохновением и плагиатом?
Такие режиссёры, как братья Коэн, известны тем, что берут за основу существующие истории и переосмысливают их. Например, они обыграли мотивы греческой литературы в фильме «О, где же ты, брат?»

«О, где же ты, брат?»
1. Знайте, что ни одна история не бывает на 100% оригинальной
Не заставляйте себя думать, что вы должны написать историю, которой никогда не было. Зрителям нужно знакомое — но они хотят увидеть знакомое под новым углом. Задача автора — брать идеи и строить из них новые истории.
Самое большое препятствие для любого писателя — не отсутствие идей, а парализующий страх, что слова не будут идеальными.
2. Черпайте вдохновение из множества источников
Вам может нравиться «Парк Юрского периода», но вы не хотите просто пересказать его. Если хочется рассказать историю про динозавров, можно соединить её, например, с чем-то вроде «Вся президентская рать». И вот уже получается история о расследовании тёмных махинаций миллиардера, пытающегося создать тираннозавра… или что-то в этом духе. Не бойтесь экспериментировать.
Ищите вдохновение не в одном месте. Берите из разных жанров, разных историй, из реальной жизни, из истории.
Возьмём для примера «Первый мститель: Другая война». Это супергеройский фильм, вдохновлённый политическими триллерами 70-х, такими как «Три дня Кондора», «Телесеть» и «Марафонец». В нём также есть подсюжет, перекликающийся с «Возвращением джедая»: Капитан Америка пытается вернуть Бакки на светлую сторону, как Люк — Вейдера.

«Первый мститель: Другая война»
3. Соединяйте свои идеи с вдохновением
Если вы черпаете вдохновение из нескольких источников, подумайте, как объединить их с вашими собственными замыслами.
Сценаристы фильма «Первый мститель: Другая война» взяли супергеройскую историю и смешали её с идеями из триллеров 70-х и «Возвращения джедая». Комбинация всех этих элементов создала нечто и знакомое, и новое.
Когда вы соберёте всё вдохновение, ваши персонажи переживут эту смесь по-своему. Не каждый герой будет двигаться по сюжету так, как Кап и Бакки. Это уже будет другая история.
Режиссёры вроде Квентина Тарантино — мастера «воровать» идеи… то есть не воровать, а брать вдохновение у других и добавлять собственный стиль, создавая нечто совершенно новое.
4. Привнесите в историю что-то уникальное, своё
Это может быть голос, точка зрения, персонажи, мир, тон, юмор, фантазия — что угодно.
Главное — чтобы вы вложили в историю часть себя. Это может быть что-то большое или маленькое, но оно должно иметь значение. Это будет ваш личный отпечаток.
Отличный пример — «Участь Салема» Стивена Кинга. Книга была вдохновлена романом «Участок Пейтон» Грейс Металиус — драмой о маленьком городке в Новой Англии и его тёмных секретах.
Кинг говорил, что думал о своей книге как о «Участок Пейтон встречает Дракулу». Это история о маленьком городе, захваченном вампирами. Именно сверхъестественный элемент сделал её уникальной.

«Участь Салема»
5. То, как вы расскажете историю, и сделает её вашей
Если дать 10 людям одну идею, они напишут 10 разных историй. Всё из-за таких вещей, как взгляд на мир, опыт, интересы, образование, уровень мастерства, эмоциональное состояние и многое другое. Всё это влияет на то, как автор подходит к своему произведению.
Вот почему важно изучать ремесло и писать как можно чаще. Если вы понимаете, что делает историю хорошей, вы сможете играть с деталями и создавать что-то уникальное.
Возьмём «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» и «Городские легенды» — два слэшера конца 90-х. В обоих студенты становятся жертвами убийцы, ищущего мести за смертельную аварию в прошлом.
В «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» убийца мстит ребятам, которые сбили его и скрылись.
В «Городских легендах» убийца тоже мстит студентам, виновным в аварии, в которой погиб близкий.

«Я знаю, что вы сделали прошлым летом»

«Городские легенды»
Фильм «Городские легенды» критиковали за схожесть с «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», но он хотя бы предложил иной подход: убийца воссоздавал известные городские легенды, используя, например, конфеты Pop Rocks с газировкой в качестве оружия и пытаясь похитить почки персонажей.
Может быть, вы тоже можете взять знакомую идею и перенести её в другой жанр. Так появляются хорроры-комедии вроде «Ренфилда».

Джокер (2019)
Представьте, что после чтения вашего сценария вы получаете замечание: «Я просто не почувствовал связь с персонажами». Это неприятно слышать, ведь вы знаете о них всё: что они любят, чего боятся, как росли, их любимый цвет, еда и песня.
Никакие анкеты и придуманные биографии не помогут, если в истории не работает несколько базовых элементов, из-за которых зритель начинает переживать за героев.
Вот пять причин, почему вашим персонажам не удаётся вызвать отклик, и как это можно исправить.

Трамбо (2015)
Редактор романов Джон Мэтью Фокс за прошлый год поработал с 51 рукописью и сделал выводы, полезные не только для авторов книг, но и для сценаристов. Хотя форматы разные, творческие проблемы у всех похожи.

Психо (1960)
Напряжение — это топливо истории. Оно держит зрителя в кресле, заставляет его забывать о телефоне и буквально приковывает к экрану. И если научиться управлять этим инструментом, сценарий сразу выйдет на новый уровень.
Как этого добиться? Сценаристы и режиссёры десятилетиями оттачивали свои приёмы. Они научились вовлекать аудиторию, заставлять её спрашивать: «Что будет дальше?» — и в нужный момент отпускать, предлагая мощную развязку.
Давайте рассмотрим 6 надёжных инструментов, которые помогают выстраивать напряжение и держать его до самого финала.

Ключ к созданию выдающегося фильма — не торопиться при написании сценария.
Кристофер Нолан — сценарист таких известных фильмов, как «Довод», «Помни», «Интерстеллар», «Начало», «Бэтмен: Начало», «Тёмный рыцарь», «Престиж» и «Дюнкерк». Мы решили заглянуть за кулисы его творческого процесса, чтобы собрать лучшие советы по сценарному мастерству от одного из самых влиятельных режиссёров современности.
20 советов Кристофера Нолана по написанию сценария:

Писать утром или вечером? По часу в день или по десять? От руки или на компьютере?
Заполнить страницу словами — вечная борьба для авторов. Найти систему, которая уменьшает прокрастинацию и творческий ступор, бывает нелегко. Если вам трудно подобрать подходящий режим письма, почему бы не попробовать один из тех, что использовали великие писатели?

Она (2013)
Для многих из нас главная цель — увидеть своё имя в титрах фильма или сериала. Если вы писатель, вы знаете, что это одна из самых сложных творческих задач. Нужно придумывать всё с нуля. И это невероятно увлекательно.
Но никто не говорит о часах, которые вы проведёте в одиночестве, глядя на мигающий курсор и задаваясь вопросом, прочитает ли кто-нибудь то, что вы создаёте. Весь творческий груз ложится на ваши плечи. Иногда кажется, что вы больше не хотите этим заниматься.

Оппенгеймер (2023)
Что делать, если сцена никак не пишется? Вы смотрите на пустой холст редактора и не можете написать ни строчки. Пустая страница насмехается над вами. Творческий импульс умирает.
Мы все через это проходили.
The Oxford Writer называет это попаданием «в ту часть морской карты, где ничего нет, кроме надписи, которую делали старые картографы: “Здесь водятся драконы.”»
Но это не безвыходная ситуация. Неважно, пишете ли вы сценарий или роман — вот несколько советов, как справиться с блоком.

Константин Соколов
Для написания своих сценариев я использую метод, сложившийся у меня с годами. Сейчас поделюсь.
Текст написал и подготовил Константин Соколов.

Бесславные ублюдки (2009)
Каждый автор хотя бы раз писал сценарий, который казался рабочим, но в ответ от друзей или продюсеров тишина.
Обычная реакция — обвинить читателей: «они не понимают мой сценарий и просто не видят его потенциал». Но путь профессионала начинается с поиска причины, почему текст не сработал.
Сценарий, который не зацепил, — это не провал, а часть процесса. Настоящая ошибка в том, чтобы закрывать глаза на проблемы и не исправлять их. У большинства слабых сценариев встречаются одни и те же типовые просчёты.
Ниже — разбор этих ошибок и способы их избежать.