5 причин, почему ваши персонажи не цепляют читателя

Джокер (2019)
Представьте, что после чтения вашего сценария вы получаете замечание: «Я просто не почувствовал связь с персонажами». Это неприятно слышать, ведь вы знаете о них всё: что они любят, чего боятся, как росли, их любимый цвет, еда и песня.
Никакие анкеты и придуманные биографии не помогут, если в истории не работает несколько базовых элементов, из-за которых зритель начинает переживать за героев.
Вот пять причин, почему вашим персонажам не удаётся вызвать отклик, и как это можно исправить.
1. У героя есть цель, но непонятно, почему она важна
Персонаж, который хочет ограбить банк, — уже неплохо. Персонаж, который хочет ограбить банк, чтобы оплатить операцию своей девушке, — гораздо лучше. А персонаж, который делает это, потому что отчаянно хочет быть любимым, принятым и нужным, — вот это по-настоящему сильно.
Читатели подключаются, когда автор раскрывает не внешние, а внутренние мотивы. Материальная цель не имеет значения, если не ясно, какая эмоция за ней стоит. Что для героя значит это ограбление? Ответ на этот вопрос — ключ к эмоциональной связи.
2. Вы рассказываете, кто герой, вместо того чтобы показать
Многие авторы описывают персонажей списком качеств: «Сара — смелая, импульсивная и верная». Но мы только что её встретили — откуда нам это знать?
«Смелая» — пока Сара не выбила дверь, чтобы спасти кого-то, — пустое слово. «Импульсивная» — пока она не подожгла дом, уничтожая улики, — тоже.
Настоящий характер проявляется в поступках.
«Истинная сущность человека раскрывается в выборе, который он делает под давлением — чем выше давление, тем глубже раскрытие».
Роберт Макки
Не говорите, что герой изобретателен — покажите, как он выкручивается из безвыходной ситуации. Пусть поведение говорит само за себя. Каждое решение персонажа должно быть настолько уникальным, что никто другой не поступил бы так же.
3. Арка персонажа кажется случайной
Герой начинает как циник и заканчивает оптимистом. Отлично. Но почему? Какие конкретные события вынудили его измениться?
Глубина истории рождается не из сюжета, а из характера. Путь героя должен быть естественным следствием его личности и опыта.
Только «День сурка» мог изменить Фила Коннорса, потому что никакая другая история не поставила бы его в такие условия.
Изменение должно быть заслуженным, а не просто удобным для финала. Если персонаж внезапно становится злым ради поворота сюжета — это не работает.
«У персонажей есть собственная жизнь. Если режиссёр обращается с ними как с марионетками, фильм теряет живость».
Акира Куросава:
История должна рождаться из характера героя, а не подгоняться под заранее придуманный сюжет.
4. Нет эмоциональной связи с читателем
Читатель сопереживает, когда понимает не только, что герой делает, но и почему он боится, волнуется или сомневается. Внутренняя борьба делает внешние действия важными.
Это не значит, что нужно писать закадровый текст. Конфликт можно показать через поведение и детали.
Герой может долго сидеть в машине перед собранием «Анонимных алкоголиков». Или оборвать звонок, сказав что-то неловкое. Или улыбаться на похоронах. Всё это — способ показать эмоции без слов.
Сильная связь строится через эмпатию. Позвольте зрителю почувствовать, что герой переживает, — не объясняя напрямую. Тогда любое действие станет глубже.
5. Вы не ставите героя в невозможные ситуации
Читатель не хочет, чтобы герой легко справлялся с трудностями. Он хочет видеть, как тот сталкивается с чем-то настолько тяжёлым, что кажется, будто выхода нет. Если препятствия слишком лёгкие — неинтересно.
Пусть герою придётся делать болезненный выбор: предать друга, чтобы спасти семью; отказаться от мечты ради правильного поступка...
Если вашим персонажам слишком комфортно — ставки нужно повышать. Пусть больно. Пусть сложно. Только тогда мы по-настоящему поверим в их путь.
Когда ясно, чего герой хочет, почему это важно, что поставлено на кон и как трудно этого добиться — зритель будет на его стороне.

Трамбо (2015)
Редактор романов Джон Мэтью Фокс за прошлый год поработал с 51 рукописью и сделал выводы, полезные не только для авторов книг, но и для сценаристов. Хотя форматы разные, творческие проблемы у всех похожи.

Психо (1960)
Напряжение — это топливо истории. Оно держит зрителя в кресле, заставляет его забывать о телефоне и буквально приковывает к экрану. И если научиться управлять этим инструментом, сценарий сразу выйдет на новый уровень.
Как этого добиться? Сценаристы и режиссёры десятилетиями оттачивали свои приёмы. Они научились вовлекать аудиторию, заставлять её спрашивать: «Что будет дальше?» — и в нужный момент отпускать, предлагая мощную развязку.
Давайте рассмотрим 6 надёжных инструментов, которые помогают выстраивать напряжение и держать его до самого финала.

Ключ к созданию выдающегося фильма — не торопиться при написании сценария.
Кристофер Нолан — сценарист таких известных фильмов, как «Довод», «Помни», «Интерстеллар», «Начало», «Бэтмен: Начало», «Тёмный рыцарь», «Престиж» и «Дюнкерк». Мы решили заглянуть за кулисы его творческого процесса, чтобы собрать лучшие советы по сценарному мастерству от одного из самых влиятельных режиссёров современности.
20 советов Кристофера Нолана по написанию сценария:

Писать утром или вечером? По часу в день или по десять? От руки или на компьютере?
Заполнить страницу словами — вечная борьба для авторов. Найти систему, которая уменьшает прокрастинацию и творческий ступор, бывает нелегко. Если вам трудно подобрать подходящий режим письма, почему бы не попробовать один из тех, что использовали великие писатели?

Она (2013)
Для многих из нас главная цель — увидеть своё имя в титрах фильма или сериала. Если вы писатель, вы знаете, что это одна из самых сложных творческих задач. Нужно придумывать всё с нуля. И это невероятно увлекательно.
Но никто не говорит о часах, которые вы проведёте в одиночестве, глядя на мигающий курсор и задаваясь вопросом, прочитает ли кто-нибудь то, что вы создаёте. Весь творческий груз ложится на ваши плечи. Иногда кажется, что вы больше не хотите этим заниматься.

Оппенгеймер (2023)
Что делать, если сцена никак не пишется? Вы смотрите на пустой холст редактора и не можете написать ни строчки. Пустая страница насмехается над вами. Творческий импульс умирает.
Мы все через это проходили.
The Oxford Writer называет это попаданием «в ту часть морской карты, где ничего нет, кроме надписи, которую делали старые картографы: “Здесь водятся драконы.”»
Но это не безвыходная ситуация. Неважно, пишете ли вы сценарий или роман — вот несколько советов, как справиться с блоком.

Константин Соколов
Для написания своих сценариев я использую метод, сложившийся у меня с годами. Сейчас поделюсь.
Текст написал и подготовил Константин Соколов.

Бесславные ублюдки (2009)
Каждый автор хотя бы раз писал сценарий, который казался рабочим, но в ответ от друзей или продюсеров тишина.
Обычная реакция — обвинить читателей: «они не понимают мой сценарий и просто не видят его потенциал». Но путь профессионала начинается с поиска причины, почему текст не сработал.
Сценарий, который не зацепил, — это не провал, а часть процесса. Настоящая ошибка в том, чтобы закрывать глаза на проблемы и не исправлять их. У большинства слабых сценариев встречаются одни и те же типовые просчёты.
Ниже — разбор этих ошибок и способы их избежать.

Андор (сериал 2022 – 2025)
Дэн Гилрой разработал подход к сценарному мастерству, который отбрасывает мифы индустрии и сосредотачивается на том, что реально работает.
Сейчас он погружён во вселенную «Звёздных войн» и галактическое восстание в «Андоре».
На этом пути Гилрой сформулировал базовые принципы сценарного дела и охотно делится практическими советами, которые приходят только с опытом.