Как добавить напряжение в сценарий: 6 рабочих приёмов для сценаристов
Психо (1960)
Напряжение — это топливо истории. Оно держит зрителя в кресле, заставляет его забывать о телефоне и буквально приковывает к экрану. И если научиться управлять этим инструментом, сценарий сразу выйдет на новый уровень.
Как этого добиться? Сценаристы и режиссёры десятилетиями оттачивали свои приёмы. Они научились вовлекать аудиторию, заставлять её спрашивать: «Что будет дальше?» — и в нужный момент отпускать, предлагая мощную развязку.
Давайте рассмотрим 6 надёжных инструментов, которые помогают выстраивать напряжение и держать его до самого финала.
1. Дайте зрителю больше информации, чем вашим персонажам
Бесславные ублюдки (2009)
Альфред Хичкок объяснял разницу между сюрпризом и саспенсом с помощью своей «теории бомбы».
Представьте: двое людей ведут скучный разговор — и вдруг взрывается бомба. Это сюрприз.
«А теперь возьмите ту же сцену и заранее скажите зрителям, что под столом бомба, и она сработает через пять минут». Эмоции у зрителей будут совершенно другими, потому что у них есть эта информация», — говорил он.
Обычный диалог становится захватывающим: зрители уже «участвуют» в сцене и отчаянно хотят предупредить героев.
Ключевые детали могут сильнее нагнетать напряжение, чем умолчания. Когда зритель знает больше, чем персонажи, каждое мгновение заряжается тревогой.
Квентин Тарантино мастерски использовал этот приём в прологе «Бесславных ублюдков». Пока полковник Ланда вежливо пьёт молоко у французского фермера, мы знаем, что он подозревает, знаем, кто прячется под полом. Напряжение растёт с каждым вопросом.
2. Добавьте «тикающие часы»
Марсианин (2015)
Ограничение по времени — мощный инструмент напряжения. Сценаристы называют это «тикающими часами». Оно заставляет персонажей действовать, пока зрители ёрзают в кресле. Нужно разминировать бомбу, передать выкуп или успеть на встречу в жёсткий срок.
Доведите таймер до предела. Чаще всего "бомбу" обезвреживают на последней секунде. Иногда нужный человек будто исчезает — и появляется в самый последний момент. Это приём, который вы видели десятки раз, например, в «Миссия невыполнима».
Тикающие часы связаны со ставками. Мы понимаем: если герой успеет, произойдёт хорошее. Если нет — случится плохое. Дедлайн заставляет его добиться успеха или провалиться.
3. Повышайте ставки по мере развития истории
Андор (сериал 2022 – 2025)
Вернёмся к «Андору» и сцене резни на Гормане.
Сам по себе мирный протест уже кажется опасным. Мы знаем героев, собравшихся на площади, и понимаем, что им грозит опасность. Кассиан хочет убить Дедру, Сирил злой и подозрительный.
Но план начинает раскрываться — и всё становится хуже. Сирил натыкается на боевых дроидов KX. Прибывают штурмовики. Замечены снайперы. Над площадью пролетают истребители. Мы понимаем, что это провокация Империи, чтобы устроить массовое убийство. В следующую секунду начинается бойня.
К финалу эпизода ставки поднимаются от выживания отдельных героев до рождения полномасштабного восстания.
«Мы знали, что это будет центральный момент шоу. Это ключевой эпизод в каноне тех пяти лет, которые мне достались. Это критическая точка в истории восстания», — говорил Тони Гилрой в Variety.
Повышая ставки в сцене и в истории в целом, сценарист удерживает напряжение от начала и до конца.
Как автор, задавайтесь вопросом: «Что поставлено на карту?» Если у вас нет ответа, история под угрозой. Ставки, заданные в начале, не протянут до финала. Их нужно наращивать, делая последствия провала всё серьёзнее по мере развития сюжета.
4. Используйте диалоги, чтобы поддерживать ожидание
Криминальное чтиво (1994)
Тарантино использует диалоги для того, чтобы продлить напряжение, создавая его через подтекст, пока ожидание не достигает точки кипения.
В сцене в квартире из «Криминального чтива» присутствие Джулса и Винсента явно нервирует жильцов, но диалоги служат для отсрочки неизбежного. Напряжение растет, но сами реплики не касаются ни причины их визита, ни того, что вот-вот произойдет.
Диалог (и его подтекст) может и должен растягивать ожидание зрителя. Этот приём работает в драме, боевике-триллере, саспенсе, хорроре и даже в комедии.
Диалог тоже может иметь нарастающее действие, так же как и сцена или история. Если ваши персонажи спорят, дайте их эмоциям накапливаться и усиливаться, прежде чем они взорвутся.
5. Начинайте поздно, заканчивайте рано
Это проверенный временем совет по сценарному мастерству. Не нужно показывать, как персонаж приезжает в аэропорт, выходит из машины, проходит контроль безопасности и только потом понимает, что опаздывает на рейс. Начните сразу с того, как он мчится по терминалу, пытаясь успеть к своему выходу.
Так же и не каждая сцена обязана иметь аккуратный финал. Если это телефонный звонок, нам не нужно слышать его до конца, если ключевая информация уже донесена до зрителя. Переходите дальше.
«Мне нравится как бы десантировать зрителя в ситуацию, которая уже несется на скорости 100 миль в час».
Аарон Соркин
В данном случае он говорил о «Суде над чикагской семеркой».
Он добавил: «Каждый раз, когда вы заставляете зрителя активно участвовать в истории, чуть податься вперед, чтобы разобраться, что происходит, — для него это захватывающе».
Каждая сцена в вашем сценарии должна иметь значение. Убирайте то, что не двигает историю дальше.
6. Переключайтесь между несколькими сюжетными линиями
Начало (2010)
Если вы пишете о группе, которая собирается ограбить банк, не показывайте весь процесс ограбления подряд — переключитесь на агентов правительства, которые идут по их следу. Как только агенты сделают важное открытие — вернитесь к грабителям. И так далее.
Кристофер Нолан создаёт напряжение и динамику именно с помощью перекрёстного монтажа между разными сюжетными ветками. Самый очевидный пример — «Дюнкерк», но он делает это и в «Начале», и в «Тёмном рыцаре», и в других фильмах.
В кино перекрёстный монтаж — это приём, когда сцены из разных мест чередуются так, будто события разворачиваются одновременно.
В «Начале» Нолан использует перекрёстный монтаж между несколькими уровнями сна, каждый из которых течет в своём временном масштабе. Зритель одновременно ощущает срочность на всех уровнях. Переключаясь между сюжетными линиями, Нолан умножает напряжение, пока мы следим за несколькими героями, спешащими в разных реальностях.
Если вы готовы попробовать этот приём, сначала полностью пропишите свои линии A, B и C — в конспектах или на карточках. Нужно понимать структуру и ритм каждой из них. А уже потом думать, как переплести их так, чтобы сохранять конфликт на протяжении всей истории.