Главный секрет сильных персонажей: их ложное убеждение и старая рана
Гран Торино (2008)
Есть десятки подходов к созданию персонажа. Конечно, важно, как он выглядит и говорит — но этим дело не ограничивается. Как автор, вы должны копать глубже. Что движет героем? Как его путь связан с темой истории? Какие эмоции стоят за каждым его действием?
Есть два основных элемента, которые нужно использовать для создания интересного и глубокого персонажа.
-
Заблуждение — это ложь, в которую ваш персонаж верит относительно себя, других людей или мира.
-
Рана — источник этого заблуждения. Что привело к такому мировоззрению?
Заблуждение
Иногда это можно сформулировать как вопрос истории. Что именно герой считает правдой, хотя это мешает ему на протяжении всего пути? Заблуждение должно быть чем-то, что кажется герою истиной, даже если ведёт его в тупик. Это внутренняя логика, которой он следует — даже ценой боли.
Сценарист Крэйг Мазин объясняет ту же идею через тему. По его мнению, тема сценария — это то, о чём можно спорить (точно как с заблуждением).
Пример — «В поисках Немо».
Мазин говорит, что настоящая тема фильма: «Как бы сильно ты ни любил кого-то, возможно, однажды тебе придётся отпустить его». Но Марлин, отец Немо, верит в противоположное. Он уверен, что можно уберечь сына, контролируя каждый шаг.
Именно завязка истории должна бросить вызов этому заблуждению.
Марлин думает, что постоянная тревога защитит Немо — но его всё равно похищают. Его убеждение рушится.
Рана
Каждое разрушительное убеждение имеет происхождение. Это и есть «рана».
В поисках Немо начинается с того, что Марлин и Корал обосновались у края рифа, обсуждают будущее и придумывают имена икринкам. Затем нападает барракуда. Марлин не успевает защитить Корал и икру. В живых остаётся только один — Немо.
Эту травму легко понять. Именно она делает Марлина чрезмерно осторожным и сверхопекающим отцом.
Давайте посмотрим на пример из фильма Прочь:
Заблуждение Криса — что он не может доверять себе и действовать в решающий момент — идёт из конкретной ночи. Ночи, когда умерла его мать, и он ничего не сделал, чтобы помочь.
Рана персонажа не обязана быть драмой на грани. Это просто болезненное прошлое событие, которое сформировало его характер.
В психологии это называют «негативным базовым убеждением». Это почти то же самое, что «рана» в сценарии.
«Ваши негативные базовые убеждения отражают широкие обобщающие суждения, которые вы сделали о себе, на основе негативного опыта в ранние годы (например, “Я неудачник” или “Я ни на что не годен”)».
Прочь (2017)
Три вопроса для создания сильного персонажа
При разработке героя вы должны спросить себя:
-
Можно ли провести прямую линию от раны к заблуждению? Если рана логически не рождает убеждение — это просто мелодрама.
-
Проявляется ли заблуждение как изъян? Если оно не создаёт герою проблем, не сбивает его с пути, не приводит к препятствиям — оно слишком слабое.
-
Загоняет ли история героя в угол правдой? Хороший сюжет заставляет персонажа столкнуться с ложью, в которой он живёт, и сделать выбор.
«Персонажи должны научиться преодолевать своё прошлое (раны, заблуждения и роковые изъяны), чтобы победить своих демонов (внешних и внутренних) и прийти к финалу.»
Лиззи Финн
4 ключевых сюжетных приёма в триллерах и ужасах: как создавать напряжение и держать зрителя в страхе
Звонок (2002)
Каждый сценарист был в этой ситуации: у тебя есть мощная концепция, по-настоящему пугающий монстр и герой, которого ты любишь. Но всё равно не получается перенести идею на бумагу. Почему? Потому что придумать момент страха — это одно, а построить вокруг него полноценную историю с развитием — совсем другое.
Как создать напряжение? Как провести сюжет от одной пугающей сцены к другой, не прибегая к дешёвым приёмам?
Главный вопрос к вашему сценарию: сможете ли вы ответить?
Марсианин (2015)
В начале карьеры сценариста Кори Мэнделла произошёл момент, который изменил для него всё. Будучи ещё студентом киношколы, он продал свой проект Ридли Скотту. На их первой встрече Скотт задал ему вопрос — о чем твой фильм?
10 центральных поворотов в кино, которые должен изучить каждый сценарист
Матрица (1999)
Что делать, если вы дошли до середины истории и не знаете, куда двигаться дальше?
Середина сценария часто становится самой сложной частью. Второй акт требует особенно тщательной работы, поэтому полезно изучать фильмы и анализировать, как в них строятся ключевые повороты.
Ниже представлены десять выдающихся центральных поворотов в кино. Эти сцены меняют развитие сюжета, делают историю более захватывающей и дают авторам возможность создавать одни из самых сильных и запоминающихся моментов фильма.
3 главные вещи, которые редактор ищет во время чтения вашего сценария
Тед Лассо
Независимо от того, даёт ли редактор автору обратную связь, оценивает сценарий для конкурса или готовит рецензию для студии и продюсеров, он ищет одно и то же — увлекательную историю.
Но на что именно обращают внимание редакторы? Что делает ваш сценарий заметным среди сотен других?
Как Тайка Вайтити пишет сценарии: автор фильмов «Реальные упыри», «Тор: Рагнарёк», «Кролик Джоджо»
До того как написать и снять «Кролика Джоджо», Вайтити был соавтором и актёром хоррор-комедии «Реальные упыри», а также снял крупнобюджетный марвеловский фильм «Тор: Рагнарёк». Оба проекта стали громкими хитами.
У Вайтити уникальный подход к сценарию и режиссуре, благодаря чему он стал одним из самых востребованных авторов в индустрии сегодня. Вот краткий взгляд на его процесс, то, как он подходит к истории, и несколько его главных советов для начинающих сценаристов.
Как избежать плагиата: 5 советов для авторов и сценаристов
Голодные игры 2012
В писательстве есть страх, знакомый многим: мы хотим создавать оригинальные и захватывающие истории, но порой обнаруживаем, что кто-то уже придумал нечто похожее или встречаем персонажа, повторяющего те же сюжетные шаги.
Даже случайное совпадение может восприниматься как плагиат — и этого боится каждый автор.
В чем же разница между плагиатом и вдохновением?
5 причин, почему ваши персонажи не цепляют читателя
Джокер (2019)
Представьте, что после чтения вашего сценария вы получаете замечание: «Я просто не почувствовал связь с персонажами». Это неприятно слышать, ведь вы знаете о них всё: что они любят, чего боятся, как росли, их любимый цвет, еда и песня.
Никакие анкеты и придуманные биографии не помогут, если в истории не работает несколько базовых элементов, из-за которых зритель начинает переживать за героев.
Вот пять причин, почему вашим персонажам не удаётся вызвать отклик, и как это можно исправить.
Как не застрять в сценарии: 8 практических советов для продуктивной работы
Области тьмы (2011)
1. Пишите краткие описания сцен
Во время работы над сценой запишите одно короткое предложение о том, что в ней происходит. Так вы постепенно создадите структуру и сможете видеть весь проект целиком. Этот приём особенно полезен для длинных текстов, где легко потерять нить событий.
Если вы пишете в Final Draft (или аналогах), делайте это прямо в программе — там есть карточки сцен, которые можно перемещать и перестраивать историю.
Редактор 51 книги назвал 9 ловушек, которые губят начинающих писателей
Трамбо (2015)
Редактор романов Джон Мэтью Фокс за прошлый год поработал с 51 рукописью и сделал выводы, полезные не только для авторов книг, но и для сценаристов. Хотя форматы разные, творческие проблемы у всех похожи.
Как добавить напряжение в сценарий: 6 рабочих приёмов для сценаристов
Психо (1960)
Напряжение — это топливо истории. Оно держит зрителя в кресле, заставляет его забывать о телефоне и буквально приковывает к экрану. И если научиться управлять этим инструментом, сценарий сразу выйдет на новый уровень.
Как этого добиться? Сценаристы и режиссёры десятилетиями оттачивали свои приёмы. Они научились вовлекать аудиторию, заставлять её спрашивать: «Что будет дальше?» — и в нужный момент отпускать, предлагая мощную развязку.
Давайте рассмотрим 6 надёжных инструментов, которые помогают выстраивать напряжение и держать его до самого финала.