Главный секрет сильных персонажей: их ложное убеждение и старая рана
Гран Торино (2008)
Есть десятки подходов к созданию персонажа. Конечно, важно, как он выглядит и говорит — но этим дело не ограничивается. Как автор, вы должны копать глубже. Что движет героем? Как его путь связан с темой истории? Какие эмоции стоят за каждым его действием?
Есть два основных элемента, которые нужно использовать для создания интересного и глубокого персонажа.
-
Заблуждение — это ложь, в которую ваш персонаж верит относительно себя, других людей или мира.
-
Рана — источник этого заблуждения. Что привело к такому мировоззрению?
Заблуждение
Иногда это можно сформулировать как вопрос истории. Что именно герой считает правдой, хотя это мешает ему на протяжении всего пути? Заблуждение должно быть чем-то, что кажется герою истиной, даже если ведёт его в тупик. Это внутренняя логика, которой он следует — даже ценой боли.
Сценарист Крэйг Мазин объясняет ту же идею через тему. По его мнению, тема сценария — это то, о чём можно спорить (точно как с заблуждением).
Пример — «В поисках Немо».
Мазин говорит, что настоящая тема фильма: «Как бы сильно ты ни любил кого-то, возможно, однажды тебе придётся отпустить его». Но Марлин, отец Немо, верит в противоположное. Он уверен, что можно уберечь сына, контролируя каждый шаг.
Именно завязка истории должна бросить вызов этому заблуждению.
Марлин думает, что постоянная тревога защитит Немо — но его всё равно похищают. Его убеждение рушится.
Рана
Каждое разрушительное убеждение имеет происхождение. Это и есть «рана».
В поисках Немо начинается с того, что Марлин и Корал обосновались у края рифа, обсуждают будущее и придумывают имена икринкам. Затем нападает барракуда. Марлин не успевает защитить Корал и икру. В живых остаётся только один — Немо.
Эту травму легко понять. Именно она делает Марлина чрезмерно осторожным и сверхопекающим отцом.
Давайте посмотрим на пример из фильма Прочь:
Заблуждение Криса — что он не может доверять себе и действовать в решающий момент — идёт из конкретной ночи. Ночи, когда умерла его мать, и он ничего не сделал, чтобы помочь.
Рана персонажа не обязана быть драмой на грани. Это просто болезненное прошлое событие, которое сформировало его характер.
В психологии это называют «негативным базовым убеждением». Это почти то же самое, что «рана» в сценарии.
«Ваши негативные базовые убеждения отражают широкие обобщающие суждения, которые вы сделали о себе, на основе негативного опыта в ранние годы (например, “Я неудачник” или “Я ни на что не годен”)».
Прочь (2017)
Три вопроса для создания сильного персонажа
При разработке героя вы должны спросить себя:
-
Можно ли провести прямую линию от раны к заблуждению? Если рана логически не рождает убеждение — это просто мелодрама.
-
Проявляется ли заблуждение как изъян? Если оно не создаёт герою проблем, не сбивает его с пути, не приводит к препятствиям — оно слишком слабое.
-
Загоняет ли история героя в угол правдой? Хороший сюжет заставляет персонажа столкнуться с ложью, в которой он живёт, и сделать выбор.
«Персонажи должны научиться преодолевать своё прошлое (раны, заблуждения и роковые изъяны), чтобы победить своих демонов (внешних и внутренних) и прийти к финалу.»
Лиззи Финн