Главный вопрос к вашему сценарию: сможете ли вы ответить?
Марсианин (2015)
В начале карьеры сценариста Кори Мэнделла произошёл момент, который изменил для него всё. Будучи ещё студентом киношколы, он продал свой проект Ридли Скотту. На их первой встрече Скотт задал ему вопрос — о чем твой фильм?
Когда Скотт спросил это, Мэнделл просто пересказал сюжет. Режиссёр кивнул и снова уточнил: «Я имею в виду — о чём это на самом деле?». Мэнделл не знал, что ответить.
Он провёл ночь, обзванивая всех знакомых в Лос-Анджелесе, пытаясь понять, что именно Скотт хотел услышать. В итоге кто-то объяснил. На следующий день он вернулся с настоящим ответом.
Скотт заставил его уточнить формулировку, записать её, прочитать вслух несколько раз, а затем обвести.
«Вот об этом это», — сказал Скотт. И всё в истории должно было быть связано с этой единственной идеей.
О чём на самом деле ваша история?
Мэнделл говорит, что большинство сценаристов не понимают этого, пока кто-то им не объяснит — если ваша история о многом, значит она ни о чём.
Мэнделл приводит метафору. Представьте друга, который хочет построить дом на продажу. Он не мог решить, где строить, поэтому часть дома возводит на пляже, часть в лесу, часть в горах. В итоге на острове лежат три кучи щебня.
Именно так поступают сценаристы постоянно. Они идут вширь вместо того, чтобы углубиться. Часть истории ставят на один фундамент, часть на другой, часть на третий. В результате получается груда обломков, не образующая связного повествования.
Можете ли вы указать на одну вещь, о чём ваш сценарий? Какую тематическую идею он исследует?
Чем логлайн отличается от темы
Тема — это не то же самое, что логлайн. Логлайн — это инструмент продажи. Это однострочное или двухстрочное резюме, призванное заинтересовать кого-то прочитать ваш сценарий. Оно ценно для питчинга, но это не то, о чём по сути ваша история.
Логлайн Винса Гиллигана для «Во все тяжкие» звучал как «Мистер Чипс становится лицом со шрамом». Это интересный ход. Но он лишь описывает путь Уолтера Уайта. А что насчёт Скайлар? А что насчёт Сола? Этот логлайн не может быть тем, о чём весь сериал, потому что он не охватывает всего.
По словам Мэнделла, Гиллиган рассказал зрителям, о чём на самом деле шоу, уже во второй сцене пилота. Уолтер Уайт на уроке химии объясняет, что химия — это изучение изменений.
Это объединяющая идея, которая направляла каждое решение о персонажах и сюжете во всём сериале. Как будут меняться эти персонажи? Как обстоятельства преобразят их? И какие побочные эффекты принесёт это изменение?
Во все тяжкие
Почему это важнее, чем вы думаете
Мэнделл ссылается на Пэдди Чайефски, автора того, что многие считают лучшим сценарием всех времён («Телесеть»). Чайефски говорил, что ему жаль любого писателя, который не знает, о чём его история. Он не начинал писать, пока не выяснял это. У него ушёл год, чтобы понять, что «Телесеть» по сути о вопросе: «Как жить своей жизнью в обществе, которое не ценит человеческую жизнь?»
Эта центральная идея не обязательно прямо озвучивается в тексте, но она является эмоциональным и духовным двигателем всего. Это то, что заставляет аудиторию что-то чувствовать.
Большинство сценаристов не могут сформулировать тему своей истории даже после написания 100 страниц. Если вы не можете ответить на вопрос, о чём ваша история на самом деле, в одно предложение, вы летите вслепую.
Как предупреждает Мэнделл, если вы не сможете ответить на этот вопрос, ваш питч или сценарий не получат должного внимания, не важно, насколько вы талантливы.
Прежде чем писать — выясните, о чём на самом деле ваша история. Это не сюжет и не логлайн. Что вы на самом деле пытаетесь сказать?