4 ключевых сюжетных приёма в триллерах и ужасах: как создавать напряжение и держать зрителя в страхе

Звонок (2002)
Каждый сценарист был в этой ситуации: у тебя есть мощная концепция, по-настоящему пугающий монстр и герой, которого ты любишь. Но всё равно не получается перенести идею на бумагу. Почему? Потому что придумать момент страха — это одно, а построить вокруг него полноценную историю с развитием — совсем другое.
Как создать напряжение? Как провести сюжет от одной пугающей сцены к другой, не прибегая к дешёвым приёмам?
1. Проклятый объект

Два, три, демон, приди! (2022)
То, что в других жанрах назвали бы макгаффином, в хорроре превращается в проклятый объект. Это осязаемая вещь, которую персонаж может найти, потрогать — и сразу пожалеть, потому что с этого момента мир начинает рушиться.
Как это работает для сценариста:
Проклятый объект — это носитель правил вашего мира. Он даёт герою (и зрителю) чёткую, неотвратимую проблему, которую нужно решить.
Примеры:
-
Кассета в «Звонке»: объект задаёт сюжет, правила («семь дней») и таймер — всё сразу. Образец эффективности.
-
Рука в «Два, три, демон, приди!»: подростки сами создают правила игры — и нарушают их, что приводит к катастрофе.
-
Шкатулка в «Восставшем из ада»: решаешь головоломку — получаешь встречу с сенобитами. Простой, но страшный принцип: ставка выгравирована прямо на объекте.
2. Тикающие часы (таймер)

«Пила»
Что мешает главному герою просто вызвать 911 и уйти? Тикающие часы. Это лучший друг сценариста: они заставляют персонажей действовать.
Как это работает для сценариста:
Таймер мгновенно добавляет ставок. Мы понимаем: идёт обратный отсчёт, времени нет, нужно спешить. Это встроенный двигатель сюжета.
Примеры:
-
Франшиза «Пила»: машины, которые через пару минут убьют героев, вынуждают их идти на жертвы ради выживания.
-
Снова «Звонок»: правило «семь дней» превращает весь второй акт в отчаянное расследование, пока дни утекают.
3. Ложный след

Крик (1996)
Ваша аудитория умна. Они видели тысячу фильмов ужасов. Они уже с первого кадра пытаются угадать, кто убийца. Ваша задача — быть умнее. И именно поэтому вы должны подбрасывать ложные следы.
Как это работает для сценариста:
Вы намеренно направляете подозрения зрителей не туда, обманываете их, чтобы они не догадались, кто настоящий злодей. Вы превращаете их ожидания в оружие.
Примеры:
-
«Крик»: фильм постоянно заставляет подозревать разных людей в разное время, показывая мотивы. А потом убивает их. А потом они возвращаются. Это головокружительно и весело.
-
«Психо»: Хичкок создал лучший ложный след с «Матерью». Мы верим, что она существует — лишь для того, чтобы финал перевернул всё.
4. Приём «Всё идёт наперекосяк»

Техасская резня бензопилой (1974)
Если что-то может пойти не так — оно обязательно пойдёт не так, и из-за этого будет больно героям.
Как это работает для сценариста:
Герой почти спасся — и вдруг что-то ломается, рушится, исчезает. Это не просто неудача — это вселенная вашей истории активно идёт против героя. Именно это по-настоящему работает и усложняет путь к цели.
Примеры (любой фильм ужасов):
Машина не заводится. Телефонные линии перерезаны...
Это не случайности — это осознанные сюжетные решения, созданные для максимального ужаса и беспомощности.
Заключение
Берите эти конструкции и дорабатывайте (ломайте, меняйте). Загоняйте своих персонажей в тупики и вынуждайте принимать ужасные решения или попадать в ситуации без выхода. В этом и есть радость написания хоррора. Веселитесь и пугайте своих зрителей.

Марсианин (2015)
В начале карьеры сценариста Кори Мэнделла произошёл момент, который изменил для него всё. Будучи ещё студентом киношколы, он продал свой проект Ридли Скотту. На их первой встрече Скотт задал ему вопрос — о чем твой фильм?

Матрица (1999)
Что делать, если вы дошли до середины истории и не знаете, куда двигаться дальше?
Середина сценария часто становится самой сложной частью. Второй акт требует особенно тщательной работы, поэтому полезно изучать фильмы и анализировать, как в них строятся ключевые повороты.
Ниже представлены десять выдающихся центральных поворотов в кино. Эти сцены меняют развитие сюжета, делают историю более захватывающей и дают авторам возможность создавать одни из самых сильных и запоминающихся моментов фильма.

Тед Лассо
Независимо от того, даёт ли редактор автору обратную связь, оценивает сценарий для конкурса или готовит рецензию для студии и продюсеров, он ищет одно и то же — увлекательную историю.
Но на что именно обращают внимание редакторы? Что делает ваш сценарий заметным среди сотен других?

До того как написать и снять «Кролика Джоджо», Вайтити был соавтором и актёром хоррор-комедии «Реальные упыри», а также снял крупнобюджетный марвеловский фильм «Тор: Рагнарёк». Оба проекта стали громкими хитами.
У Вайтити уникальный подход к сценарию и режиссуре, благодаря чему он стал одним из самых востребованных авторов в индустрии сегодня. Вот краткий взгляд на его процесс, то, как он подходит к истории, и несколько его главных советов для начинающих сценаристов.

Голодные игры 2012
В писательстве есть страх, знакомый многим: мы хотим создавать оригинальные и захватывающие истории, но порой обнаруживаем, что кто-то уже придумал нечто похожее или встречаем персонажа, повторяющего те же сюжетные шаги.
Даже случайное совпадение может восприниматься как плагиат — и этого боится каждый автор.
В чем же разница между плагиатом и вдохновением?

Джокер (2019)
Представьте, что после чтения вашего сценария вы получаете замечание: «Я просто не почувствовал связь с персонажами». Это неприятно слышать, ведь вы знаете о них всё: что они любят, чего боятся, как росли, их любимый цвет, еда и песня.
Никакие анкеты и придуманные биографии не помогут, если в истории не работает несколько базовых элементов, из-за которых зритель начинает переживать за героев.
Вот пять причин, почему вашим персонажам не удаётся вызвать отклик, и как это можно исправить.

Трамбо (2015)
Редактор романов Джон Мэтью Фокс за прошлый год поработал с 51 рукописью и сделал выводы, полезные не только для авторов книг, но и для сценаристов. Хотя форматы разные, творческие проблемы у всех похожи.

Психо (1960)
Напряжение — это топливо истории. Оно держит зрителя в кресле, заставляет его забывать о телефоне и буквально приковывает к экрану. И если научиться управлять этим инструментом, сценарий сразу выйдет на новый уровень.
Как этого добиться? Сценаристы и режиссёры десятилетиями оттачивали свои приёмы. Они научились вовлекать аудиторию, заставлять её спрашивать: «Что будет дальше?» — и в нужный момент отпускать, предлагая мощную развязку.
Давайте рассмотрим 6 надёжных инструментов, которые помогают выстраивать напряжение и держать его до самого финала.

Ключ к созданию выдающегося фильма — не торопиться при написании сценария.
Кристофер Нолан — сценарист таких известных фильмов, как «Довод», «Помни», «Интерстеллар», «Начало», «Бэтмен: Начало», «Тёмный рыцарь», «Престиж» и «Дюнкерк». Мы решили заглянуть за кулисы его творческого процесса, чтобы собрать лучшие советы по сценарному мастерству от одного из самых влиятельных режиссёров современности.
20 советов Кристофера Нолана по написанию сценария: