Хай концепт: сценарии, которые продюсеры хотят покупать и снимать
Брюс Всемогущий
Когда речь идёт о сценариях, которые чаще всего покупают, большинство из них попадают в две ключевые категории: хай концепт и триллеры. Эти истории имеют чётко обозначенные ставки, вызывают эмоциональный отклик и обладают яркими крючками, которые привлекают внимание как продюсеров, так и зрителей.
Даже если хай концепт не является вашим привычным подходом, стоит думать в этих категориях. Яркая, уникальная идея может стать разницей между сценарием, который читают, и тем, который откладывают на полку. Многие могут написать сценарий, но создать историю, которая зацепит, которую купят и, возможно, экранизируют — вот где настоящий вызов.
Что такое хай концепт
Фильм в стиле хай концепт — это история с простой, яркой и легко запоминающейся идеей, которая привлекает широкую аудиторию.
Примеры хай концепта
-
Парк Юрского периода: группа учёных пытается покинуть отдалённый остров после того, как клонированные динозавры сбегают из вольеров.
-
Лжец, лжец: юрист не может солгать в течение 24 часов.
-
Скорость: террорист устанавливает бомбу в автобус, которая взорвётся, если скорость автобуса опустится ниже 80 км/ч.
-
Брюс Всемогущий: обычный человек становится Богом.
-
Челюсти: акула терроризирует пляж туристического городка в праздничные выходные.
Хай концепт — это идея, которая зацепляет с первого предложения благодаря парадоксальной или интригующей ситуации.
Скорость
Почему хай концепт важен
Хай концепт выходит за рамки написания сценария. Это история, которую легко продать, снять и продвигать.
Вот проверенные временем идеи хай концепта:
Катастрофы
Фильмы-катастрофы считаются хай концептом, потому что у них легко формулируемая завязка с широкой привлекательностью, часто связанная с масштабными катастрофами и зрелищными визуальными эффектами, которые можно описать одной захватывающей фразой.
-
Смерч 2: охотники за торнадо преследуют смерчи.
-
Вулкан: вулкан внезапно извергается в центре Лос-Анджелеса.
-
Не смотри наверх: метеорит направляется к Земле, и правительство пытается решить, что с этим делать.
Не смотри наверх:
Террористы
Террористы сразу становятся злодеями, и нужен герой, чтобы спасти ситуацию.
-
Самолет президента: террористы захватывают самолёт президента.
-
Крепкий орешек: полицейский должен спасти заложников, среди которых его жена и её коллеги.
Крепкий орешек
Правоохранительные органы
Фильмы о полицейских тоже могут быть хай концептом, в зависимости от завязки, но просто наличие полиции не делает историю хай концептом или сюжетно ориентированной.
-
Полицейский из Беверли-Хиллз: детектив из Детройта едет в Беверли-Хиллз, чтобы расследовать убийство своего лучшего друга.
-
Детектив Буллитт: детектив расследует убийство свидетеля, который погиб под его защитой.
-
Схватка: строгий агент ФБР и непредсказуемый полицейский из Бостона объединяются, чтобы поймать наркобарона.
Схватка
Это лишь несколько популярных примеров хай концепт-фильмов, но подобных примеров гораздо больше, особенно в жанрах экшн и комедия.
Написание хай концепта
Хотя сюжет является движущей силой истории в хай концептах, проработка персонажей играет не менее важную роль. Если вы не создадите персонажей, за которыми аудитория захочет следить, им будет всё равно, о чём фильм. Персонажи должны быть многомерными и иметь ясные мотивации.
Возьмём, например, Армагеддон — фильм-катастрофу 90-х, который привлёк зрителей своим хай концептом: нефтяные бурильщики отправляются в космос, чтобы остановить астероид, угрожающий Земле. Но когда зрители садятся в кинотеатре, именно персонажи удерживают их внимание. У каждого героя есть личная причина рисковать жизнью, часто связанная с защитой мира и близких.
Армагеддон
Даже в хай концепт-мире сложные персонажи, такие как Джеймс Бонд, Сара Коннор и Индиана Джонс, добавляют глубину и эмоциональную насыщенность истории.
Так что мечтайте смело, ставьте высокие цели и пишите истории, которые заставят людей сказать: «Я должен это увидеть!»
Хай концепт — это шанс показать свою креативность, оригинальность и уникальный голос, который сразу привлечёт внимание. При правильной реализации он может открыть двери, вызвать шум в индустрии и запустить карьеру.
Берите смелую идею, добавляйте незабываемых персонажей и начинайте писать — следующий хит может быть вашим.
«Бог из машины» в сценарии: когда этот приём работает, а когда нет
Сегодня мы разберём, что означает выражение «Бог из машины», посмотрим примеры из фильмов, сериалов и обсудим, какие плюсы и минусы есть у этого приёма для использования в собственном сценарии.
Готовы? Тогда поехали!
Главный секрет сильных персонажей: их ложное убеждение и старая рана
Гран Торино (2008)
Есть десятки подходов к созданию персонажа. Конечно, важно, как он выглядит и говорит — но этим дело не ограничивается. Как автор, вы должны копать глубже. Что движет героем? Как его путь связан с темой истории? Какие эмоции стоят за каждым его действием?
Есть два основных элемента, которые нужно использовать для создания интересного и глубокого персонажа.
4 ключевых сюжетных приёма в триллерах и ужасах: как создавать напряжение и держать зрителя в страхе
Звонок (2002)
Каждый сценарист был в этой ситуации: у тебя есть мощная концепция, по-настоящему пугающий монстр и герой, которого ты любишь. Но всё равно не получается перенести идею на бумагу. Почему? Потому что придумать момент страха — это одно, а построить вокруг него полноценную историю с развитием — совсем другое.
Как создать напряжение? Как провести сюжет от одной пугающей сцены к другой, не прибегая к дешёвым приёмам?
Главный вопрос к вашему сценарию: сможете ли вы ответить?
Марсианин (2015)
В начале карьеры сценариста Кори Мэнделла произошёл момент, который изменил для него всё. Будучи ещё студентом киношколы, он продал свой проект Ридли Скотту. На их первой встрече Скотт задал ему вопрос — о чем твой фильм?
10 центральных поворотов в кино, которые должен изучить каждый сценарист
Матрица (1999)
Что делать, если вы дошли до середины истории и не знаете, куда двигаться дальше?
Середина сценария часто становится самой сложной частью. Второй акт требует особенно тщательной работы, поэтому полезно изучать фильмы и анализировать, как в них строятся ключевые повороты.
Ниже представлены десять выдающихся центральных поворотов в кино. Эти сцены меняют развитие сюжета, делают историю более захватывающей и дают авторам возможность создавать одни из самых сильных и запоминающихся моментов фильма.
3 главные вещи, которые редактор ищет во время чтения вашего сценария
Тед Лассо
Независимо от того, даёт ли редактор автору обратную связь, оценивает сценарий для конкурса или готовит рецензию для студии и продюсеров, он ищет одно и то же — увлекательную историю.
Но на что именно обращают внимание редакторы? Что делает ваш сценарий заметным среди сотен других?
Как Тайка Вайтити пишет сценарии: автор фильмов «Реальные упыри», «Тор: Рагнарёк», «Кролик Джоджо»
До того как написать и снять «Кролика Джоджо», Вайтити был соавтором и актёром хоррор-комедии «Реальные упыри», а также снял крупнобюджетный марвеловский фильм «Тор: Рагнарёк». Оба проекта стали громкими хитами.
У Вайтити уникальный подход к сценарию и режиссуре, благодаря чему он стал одним из самых востребованных авторов в индустрии сегодня. Вот краткий взгляд на его процесс, то, как он подходит к истории, и несколько его главных советов для начинающих сценаристов.
Как избежать плагиата: 5 советов для авторов и сценаристов
Голодные игры 2012
В писательстве есть страх, знакомый многим: мы хотим создавать оригинальные и захватывающие истории, но порой обнаруживаем, что кто-то уже придумал нечто похожее или встречаем персонажа, повторяющего те же сюжетные шаги.
Даже случайное совпадение может восприниматься как плагиат — и этого боится каждый автор.
В чем же разница между плагиатом и вдохновением?
5 причин, почему ваши персонажи не цепляют читателя
Джокер (2019)
Представьте, что после чтения вашего сценария вы получаете замечание: «Я просто не почувствовал связь с персонажами». Это неприятно слышать, ведь вы знаете о них всё: что они любят, чего боятся, как росли, их любимый цвет, еда и песня.
Никакие анкеты и придуманные биографии не помогут, если в истории не работает несколько базовых элементов, из-за которых зритель начинает переживать за героев.
Вот пять причин, почему вашим персонажам не удаётся вызвать отклик, и как это можно исправить.
Как не застрять в сценарии: 8 практических советов для продуктивной работы
Области тьмы (2011)
1. Пишите краткие описания сцен
Во время работы над сценой запишите одно короткое предложение о том, что в ней происходит. Так вы постепенно создадите структуру и сможете видеть весь проект целиком. Этот приём особенно полезен для длинных текстов, где легко потерять нить событий.
Если вы пишете в Final Draft (или аналогах), делайте это прямо в программе — там есть карточки сцен, которые можно перемещать и перестраивать историю.