«Бог из машины» в сценарии: когда этот приём работает, а когда нет
Сегодня мы разберём, что означает выражение «Бог из машины», посмотрим примеры из фильмов, сериалов и обсудим, какие плюсы и минусы есть у этого приёма для использования в собственном сценарии.
Готовы? Тогда поехали!
«Бог из машины» — что это значит?
Бог из машины (Deus Ex Machina) — это приём, когда безвыходная ситуация внезапно разрешается неожиданным событием, о котором зритель не имел никаких намёков. Главный герой оказывается спасён или его проблемы решаются "чудесным образом" за счёт кого-то.
Например, в самый критический момент, когда герой уже на грани гибели, внезапно появляется "кавалерия" и сокрушает врага.
Спасти рядового Райана (1998)
Многие считают этот приём лёгким способом вывести персонажей из сложных обстоятельств.
Термин Deus Ex Machina происходит из древнегреческих и римских пьес. В те времена деревянный кран поднимал актёров, играющих богов, над сценой. Их опускали ближе к концу пьесы, чтобы определить финал и дать зрителям разрешение сюжета.
Это забавное происхождение, но давайте посмотрим, что этот приём означает сегодня.
Бог из машины в кино
Существует множество примеров, показывающих, как работает Бог из машины в кино. Начнём с Орлов в конце Властелина колец: Возвращение короля.
Властелин колец: Возвращение короля (2003)
Когда Сэм и Фродо лежат на склоне горы, вокруг них распространяется лава с Горы Рока. И тут Гэндальф и Орлы внезапно спускаются и уносят их в безопасное место как раз вовремя.
Это работает в фильме, потому что мы верим в магию. Но когда подобное случается в других фильмах, зрители могут отнестись к этому скептически.
Миллионер из трущоб (2008)
Весь фильм Миллионер из трущоб построен на принципе Бога из машины. Наш герой выигрывает не потому, что знает ответы, а потому что вопросы идеально совпадают с его жизненным опытом и случайно касаются того, что он знает. Мы видим, как он использует подсказку на очевидный вопрос, но позже знает более детальные ответы.
Один из странных Богов из машины — это финал Войны миров, где все инопланетяне внезапно умирают от микробов. Мы следим за семьёй и видим, как они многократно избегают гибели, а потом всё внезапно заканчивается, когда они просто идут последние километры домой.
Лучший способ использовать Бога из машины — убедиться, что приём не лишает зрителя обещанного опыта. Вы не хотите, чтобы зритель чувствовал себя обманутым.
Война миров (2005)
Другие примеры «Бога из машины»
Мы рассмотрели известные фильмы, а что насчёт ТВ? Существует множество телевизионных тропов Бога из машины. Например, когда Адам Уэст в роли Бэтмена сражался на вертолёте и падал прямо на фабрику матрасов.
Один из самых смелых примеров в недавней истории — второй сезон Фарго. Там безумная перестрелка в мотеле, и когда герои вот-вот погибают, появляется НЛО и останавливает всё насилие. Люди спасаются благодаря этому огромному отвлекающему фактору.
Мне это понравилось не только как дань фильму Человек, которого не было, но и потому, что это соответствовало теме сезона — заглянуть в сердце человека и судить о нас по тому, как мы относимся друг к другу.
Фарго
Остаться в живых и Бог из машины
В сериале Остаться в живых есть эпизод под названием «Бог из машины». Это умная и забавная интерпретация термина. В эпизоде Лок и Бун находят разбившийся самолёт с статуями Девы Марии, которые оказываются наполнены наркотиками и радиоприёмником.
В эпизоде вера Лока противопоставляется прагматизму Буна. Бун погибает, Лок теряет веру. Но в конце Лок возвращается к люку, стучит в него, и свет возрождает его веру и меняет его отношение к Острову.
Позже мы узнаём, что крик Лока на самом деле помешал Дезмонду покончить с собой, так что это был настоящий момент Бога из машины.
Остаться в живых также известен дымовым монстром — созданной машиной (или богом), который судит людей по их отношению к Острову и прошлым поступкам. Этот монстр многократно спасает персонажей. Например, когда они попадают в перестрелку, монстр приходит и убивает всех. Или в напряжённой сцене он появляется и заставляет героев столкнуться со своими страхами.
Мне нравится сериал Остаться в живых, и я считаю его одним из самых умных шоу. Но старый Смоки (позже выяснилось, что это Человек в чёрном, роль Титуса Уэлливера) много раз выручал персонажей. Возможно, в этом и заключается гениальность сценария.