Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
logo logo
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Войти
  • Регистрация
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

«Бог из машины» в сценарии: когда этот приём работает, а когда нет

Сегодня мы разберём, что означает выражение «Бог из машины», посмотрим примеры из фильмов, сериалов и обсудим, какие плюсы и минусы есть у этого приёма для использования в собственном сценарии.

Готовы? Тогда поехали!

«Бог из машины» — что это значит?

Бог из машины (Deus Ex Machina) — это приём, когда безвыходная ситуация внезапно разрешается неожиданным событием, о котором зритель не имел никаких намёков. Главный герой оказывается спасён или его проблемы решаются "чудесным образом" за счёт кого-то.

Например, в самый критический момент, когда герой уже на грани гибели, внезапно появляется "кавалерия" и сокрушает врага.

Спасти рядового Райана (1998)

Многие считают этот приём лёгким способом вывести персонажей из сложных обстоятельств.

Термин Deus Ex Machina происходит из древнегреческих и римских пьес. В те времена деревянный кран поднимал актёров, играющих богов, над сценой. Их опускали ближе к концу пьесы, чтобы определить финал и дать зрителям разрешение сюжета.

Это забавное происхождение, но давайте посмотрим, что этот приём означает сегодня.

Бог из машины в кино

Существует множество примеров, показывающих, как работает Бог из машины в кино. Начнём с Орлов в конце Властелина колец: Возвращение короля.

Властелин колец: Возвращение короля (2003)

Когда Сэм и Фродо лежат на склоне горы, вокруг них распространяется лава с Горы Рока. И тут Гэндальф и Орлы внезапно спускаются и уносят их в безопасное место как раз вовремя.

Это работает в фильме, потому что мы верим в магию. Но когда подобное случается в других фильмах, зрители могут отнестись к этому скептически.

Миллионер из трущоб (2008)

Весь фильм Миллионер из трущоб построен на принципе Бога из машины. Наш герой выигрывает не потому, что знает ответы, а потому что вопросы идеально совпадают с его жизненным опытом и случайно касаются того, что он знает. Мы видим, как он использует подсказку на очевидный вопрос, но позже знает более детальные ответы.

Один из странных Богов из машины — это финал Войны миров, где все инопланетяне внезапно умирают от микробов. Мы следим за семьёй и видим, как они многократно избегают гибели, а потом всё внезапно заканчивается, когда они просто идут последние километры домой.

Лучший способ использовать Бога из машины — убедиться, что приём не лишает зрителя обещанного опыта. Вы не хотите, чтобы зритель чувствовал себя обманутым.

Война миров (2005)

Другие примеры «Бога из машины»

Мы рассмотрели известные фильмы, а что насчёт ТВ? Существует множество телевизионных тропов Бога из машины. Например, когда Адам Уэст в роли Бэтмена сражался на вертолёте и падал прямо на фабрику матрасов.

Один из самых смелых примеров в недавней истории — второй сезон Фарго. Там безумная перестрелка в мотеле, и когда герои вот-вот погибают, появляется НЛО и останавливает всё насилие. Люди спасаются благодаря этому огромному отвлекающему фактору.

Мне это понравилось не только как дань фильму Человек, которого не было, но и потому, что это соответствовало теме сезона — заглянуть в сердце человека и судить о нас по тому, как мы относимся друг к другу.

Фарго

Остаться в живых и Бог из машины

В сериале Остаться в живых есть эпизод под названием «Бог из машины». Это умная и забавная интерпретация термина. В эпизоде Лок и Бун находят разбившийся самолёт с статуями Девы Марии, которые оказываются наполнены наркотиками и радиоприёмником.

В эпизоде вера Лока противопоставляется прагматизму Буна. Бун погибает, Лок теряет веру. Но в конце Лок возвращается к люку, стучит в него, и свет возрождает его веру и меняет его отношение к Острову.

Позже мы узнаём, что крик Лока на самом деле помешал Дезмонду покончить с собой, так что это был настоящий момент Бога из машины.

Остаться в живых также известен дымовым монстром — созданной машиной (или богом), который судит людей по их отношению к Острову и прошлым поступкам. Этот монстр многократно спасает персонажей. Например, когда они попадают в перестрелку, монстр приходит и убивает всех. Или в напряжённой сцене он появляется и заставляет героев столкнуться со своими страхами.

Мне нравится сериал Остаться в живых, и я считаю его одним из самых умных шоу. Но старый Смоки (позже выяснилось, что это Человек в чёрном, роль Титуса Уэлливера) много раз выручал персонажей. Возможно, в этом и заключается гениальность сценария.

Источник

Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Главный секрет сильных персонажей: их ложное убеждение и старая рана

Гран Торино (2008)

Есть десятки подходов к созданию персонажа. Конечно, важно, как он выглядит и говорит — но этим дело не ограничивается. Как автор, вы должны копать глубже. Что движет героем? Как его путь связан с темой истории? Какие эмоции стоят за каждым его действием?

Есть два основных элемента, которые нужно использовать для создания интересного и глубокого персонажа.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

4 ключевых сюжетных приёма в триллерах и ужасах: как создавать напряжение и держать зрителя в страхе

Звонок (2002)

Каждый сценарист был в этой ситуации: у тебя есть мощная концепция, по-настоящему пугающий монстр и герой, которого ты любишь. Но всё равно не получается перенести идею на бумагу. Почему? Потому что придумать момент страха — это одно, а построить вокруг него полноценную историю с развитием — совсем другое.

Как создать напряжение? Как провести сюжет от одной пугающей сцены к другой, не прибегая к дешёвым приёмам?

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Главный вопрос к вашему сценарию: сможете ли вы ответить?

Марсианин (2015)

В начале карьеры сценариста Кори Мэнделла произошёл момент, который изменил для него всё. Будучи ещё студентом киношколы, он продал свой проект Ридли Скотту. На их первой встрече Скотт задал ему вопрос — о чем твой фильм?

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

10 центральных поворотов в кино, которые должен изучить каждый сценарист

Матрица (1999)

Что делать, если вы дошли до середины истории и не знаете, куда двигаться дальше?

Середина сценария часто становится самой сложной частью. Второй акт требует особенно тщательной работы, поэтому полезно изучать фильмы и анализировать, как в них строятся ключевые повороты.

Ниже представлены десять выдающихся центральных поворотов в кино. Эти сцены меняют развитие сюжета, делают историю более захватывающей и дают авторам возможность создавать одни из самых сильных и запоминающихся моментов фильма.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

3 главные вещи, которые редактор ищет во время чтения вашего сценария

Тед Лассо

Независимо от того, даёт ли редактор автору обратную связь, оценивает сценарий для конкурса или готовит рецензию для студии и продюсеров, он ищет одно и то же — увлекательную историю.

Но на что именно обращают внимание редакторы? Что делает ваш сценарий заметным среди сотен других?

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Как Тайка Вайтити пишет сценарии: автор фильмов «Реальные упыри», «Тор: Рагнарёк», «Кролик Джоджо»

До того как написать и снять «Кролика Джоджо», Вайтити был соавтором и актёром хоррор-комедии «Реальные упыри», а также снял крупнобюджетный марвеловский фильм «Тор: Рагнарёк». Оба проекта стали громкими хитами.

У Вайтити уникальный подход к сценарию и режиссуре, благодаря чему он стал одним из самых востребованных авторов в индустрии сегодня. Вот краткий взгляд на его процесс, то, как он подходит к истории, и несколько его главных советов для начинающих сценаристов.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Как избежать плагиата: 5 советов для авторов и сценаристов

Голодные игры 2012

В писательстве есть страх, знакомый многим: мы хотим создавать оригинальные и захватывающие истории, но порой обнаруживаем, что кто-то уже придумал нечто похожее или встречаем персонажа, повторяющего те же сюжетные шаги.

Даже случайное совпадение может восприниматься как плагиат — и этого боится каждый автор.

В чем же разница между плагиатом и вдохновением?

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

5 причин, почему ваши персонажи не цепляют читателя

Джокер (2019)

Представьте, что после чтения вашего сценария вы получаете замечание: «Я просто не почувствовал связь с персонажами». Это неприятно слышать, ведь вы знаете о них всё: что они любят, чего боятся, как росли, их любимый цвет, еда и песня.

Никакие анкеты и придуманные биографии не помогут, если в истории не работает несколько базовых элементов, из-за которых зритель начинает переживать за героев.

Вот пять причин, почему вашим персонажам не удаётся вызвать отклик, и как это можно исправить.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Как не застрять в сценарии: 8 практических советов для продуктивной работы

Области тьмы (2011)

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Редактор 51 книги назвал 9 ловушек, которые губят начинающих писателей

Трамбо (2015)

Редактор романов Джон Мэтью Фокс за прошлый год поработал с 51 рукописью и сделал выводы, полезные не только для авторов книг, но и для сценаристов. Хотя форматы разные, творческие проблемы у всех похожи.

Читать далее
  • Все рубрики
  • Видео и кино
  • Фотография
  • Музыка и аудио
  • Образование
  • Оборудование и техника
  • Программы и сервисы
  • Деньги и продвижение
Темы
  • Видео и кино
  • Сценарное мастерство
  • Фотография и ретушь
Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Контакты
  • Войти
  • Техническая поддержка
  • Email: info@prepropost.ru
  • Telegram: @prepropost
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • ©2025Prepropost
  • Версия: 1.3.151
  • Youtube канал Prepropost VK сообщество Prepropost Telegram канал Prepropost Дзен сообщество Prepropost
  • Prepropost сообщество в социальной сети Одноклассники RUTUBE канал Prepropost X сообщество Prepropost
Мы используем cookies для сбора обезличенных пользовательских данных. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на сбор таких данных. Чтобы отказаться от обработки, отключите сохранение cookies в настройках вашего браузера. На сайте используются рекомендательные технологии. С информацией об обработке персональных данных и мерах по обеспечению их безопасности можно ознакомиться в Политике конфиденциальности.