Секреты страха в кино: чему «Чёрный телефон 2» может научить сценаристов
Чёрный телефон 2
Страх в кино начинается со сценария. Режиссёры используют движение камеры, музыку и спецэффекты, чтобы напугать зрителя. Но сценарист должен вызвать то же чувство, используя только ремарки и диалоги. Как же создать на странице страх, который зацепит читателя или убедит продюсера, что история сработает на экране?
«Чёрный телефон 2» использует успех первой части, но делает это иначе. Авторы понимают, что просто повторить тот же сюжет и те же ужасы не получится — зрители этого не примут. Фильмы вроде «Чёрный телефон 2» и «М3ГАН 2.0» играют с жанром и меняют ожидания аудитории. Но страх на экране всё равно должен начинаться со страха на странице.
Вот 5 способов, которыми «Чёрный телефон 2» создаёт чувство ужаса — и как сценаристы могут использовать эти приёмы в своих историях.
1. Коротко — для напряжения, длинно — для тревоги
Ремарки могут быть разной длины. Всё зависит от того, что вы описываете, какой тип сцены и какой эффект хотите достичь. Иногда стоит начать с длинных предложений, но по мере роста напряжения переходить на короткие, резкие фразы — это влияет на ритм чтения и буквально заставляет читателя дышать чаще.
«Короткие, плотные предложения. Это странный психологический эффект. Длинные предложения расслабляют, короткие — напрягают. Когда входишь в сцену, начинаешь укорачивать предложения, потом переходишь на абзацы, а затем на отдельные строки описаний действий».
С. Роберт Каргилл, соавтор сценариев Чёрный телефон и Чёрный телефон 2
Каргилл добавляет: «Ощущение подкрадывающегося ужаса можно усилить через развёрнутые описания, создание настроения и чёткий портрет тона, которого сценарист хочет добиться».
2. Используйте один повторяющийся звук
Чёрный телефон
Музыкальные сигналы отлично работают в фильмах ужасов. Вспомните тему из Хэллоуина, которая начинает играть, когда Майкл Майерс выслеживает свою жертву. Или шипение видеокассеты в Звонке. Как только эти звуки появляются, зритель уже ожидает, что произойдёт что-то страшное.
В Крике таким сигналом становится телефонный звонок. Фильм открывается со звонящего телефона — и зритель сразу видит, к какому ужасу это приведёт. С тех пор каждый раз, когда мы слышим этот звук, мы понимаем: на другом конце провода — убийца в маске.
В Чёрном телефоне 2 тоже есть звонящий дисковый телефон. Ещё с первой части зритель знает, что на том конце линии — призрак. Каждый раз, когда мы слышим этот звонок, сцена становится ещё напряжённее.
Передача этого звука в сценарии соответствует подходу Каргилла — «короткие, плотные предложения».
Например:
-
Чёрный телефон звонит.
-
Финни смотрит на него.
-
Звонит снова.
-
Его руки сжимаются. Он тяжело глотает.
-
Ещё раз.
-
Он хватает трубку.
-
Отвечает.
Всего пара коротких фраз в сценарии, но читатель чувствует напряжение героя и представляет, как этот момент будет выглядеть на экране.
3. Работа с травмой
Чёрный телефон 2
Во многих лучших фильмах ужасов главный герой переживает какую-то форму травмы. В Чёрном телефоне Финни (Мэйсон Темз) и его сестра Гвен (Мадлен Макгроу) боятся не только серийного убийцы, но и жестокости, алкоголизма отца, а также носят в себе боль от того, что их мать покончила с собой. Это тяжёлое бремя, но оно служит сразу двум целям: отдаляет людей (в данном случае — отца от детей) и объединяет их (Финни и Гвен должны держаться вместе).
Травма часто становится и своего рода щитом.
В Чёрном телефоне 2 травма никуда не исчезла — она тянется из событий первой части. Финни принимает запрещённые вещества, чтобы справиться с воспоминаниями, так же как его отец, который пытался заглушить алкоголем боль утраты жены. Финни вспыльчив, часто лезет в драки и старается отгородиться от мира. То, как он справится со своей травмой, станет частью финального конфликта фильма — как и внутренние переживания Гвен, которые раскрываются в сиквеле.
Другие примеры — Крик, где Сидни (Нив Кэмпбелл) живёт с травмой после убийства матери, и Молчание ягнят, где Кларисса (Джоди Фостер) тоже несёт в себе детскую травму.
4. Жертва почти всегда остаётся одна
Чёрный телефон 2
В фильмах ужасов жертвы почти всегда оказываются в одиночестве. Это может быть кто-то, кто видит кошмар во сне в Кошмаре на улице Вязов, или сцена, где убийца нападает на свою жертву прямо в гостиной, как в Я знаю, что вы сделали прошлым летом. Помещая жертву наедине с «монстром», авторы заставляют её сражаться один на один за свою жизнь — и нередко эта борьба заканчивается смертью.
Само указание группе «разделиться» стало клише в хоррорах, ведь оно изолирует персонажей.
В Чёрном телефоне 2 Гвен часто видит кошмары, в которых сталкивается с Грабителем (Итан Хоук). Эти яркие сны дают ей подсказки, но одновременно оставляют её одну в пугающем мире, где кто-то пытается причинить ей вред.
В одном из эпизодов Финни, Гвен и их друг отправляются в лагерь, чтобы разобраться, кто эти дети, которых Гвен видит во снах. Хотя в лагере есть и другие люди, троица в основном остаётся наедине (а позже Гвен и вовсе оказывается отдельно от мальчиков и ночует одна в домике). Авторы фильма постоянно подчёркивают изоляцию героев, разъединяя их в каждом возможном эпизоде.
5. Злодей должен быть действительно страшным
Чёрный телефон
Разумеется, но как часто вы сдерживали себя, думая, что поступки злодея покажутся слишком жестокими или могут плохо отразиться на вас как на авторе? Чёрный телефон — по-настоящему успешный фильм ужасов, и сценаристу пришлось создать персонажа, который похищает мальчиков, пытает и убивает их.
Жанр ужаса предполагает тьму. И чем глубже — тем лучше.
В Чёрном телефоне 2 мы узнаём больше о Грабителе, и он становится ещё более зловещим. Что делает его особенно пугающим — это новый способ, с помощью которого он угрожает героям. В первом фильме он был человеком. Во втором — призраком, таким же, как его жертвы, и может связываться с Финни через телефон. Грабитель остаётся пугающим именно потому, что зритель уже знает, на что он был способен при жизни — а теперь видит, что он делает после смерти, через звонки и кошмары, в которых появляется.
Страх рождается из осознания того, на что злодей способен — и того, что он может сделать в любой момент.
«Я не думаю в категориях символов или метафор — даже тем. Я всегда исхожу из персонажей и из идеи трагедии, которая может разрушить жизнь настолько глубоко и травматично».
Соавтор сценария и режиссёр Скотт Дерриксон
Из этого подхода, вместе с соавтором Каргиллом, они смогли создать хоррор, который отличается от оригинального Чёрного телефона, но исследует новые формы страха.
Чёрный телефон 2 даёт ценные уроки того, как выстраивать страх в истории. Как сиквел, он не тратит время на повторное знакомство со старыми персонажами, а сосредотачивается на усилении атмосферы и напряжения, заданных первой частью. Один из ключевых выводов для сценаристов хоррора — страх рождается из динамики персонажей. Сильный, жестокий антагонист с понятным желанием подчинить или уничтожить делает ставки выше и заставляет зрителя чувствовать угрозу гораздо острее — а значит, и борьба героя становится мощнее и страшнее.