5 главных советов по написанию боевиков от сценариста «Джона Уика» и «Никто»
Джон Уик 2 (2017)
Сценарист франшизы «Джон Уик», фильмов «Никто», «Балерина», а также сериала «Splinter Cell: Караул смерти» Дерек Колстад поделился секретами написания боевиков и опытом работы в Голливуде.
Вот пять ключевых советов для сценаристов.
1. Персонаж важнее экшена
Эмоциональная вовлечённость — это главное, даже в фильмах, которые полны действия. После продажи сценария «Джона Уика» он провёл месяцы, дорабатывая его вместе с Киану Ривзом, который позже согласился сыграть главную роль. Этот процесс стал для него большим уроком.
«Однажды Джет Ли сказал мне, что экшен — это продолжение пути героя. Он меняется вместе с персонажем. Но если честно, с Киану мы оба понимали: если тебе наплевать на героя, неважно, насколько круто поставлены сцены боёв».
Он привёл в пример фильм «Крепкий орешек»:
«В детстве ты любишь его за экшен, а потом осознаёшь — работает он потому, что это история о мужчине, который всё ещё любит свою бывшую жену. Всё остальное — декорации. Великолепные, но всё же декорации».
Позже, обсуждая работу над «Splinter Cell: Караул смерти», Колстад повторил ту же мысль:
«Хорошая история — это просто хорошая история. А хороший персонаж — всегда хороший персонаж».
2. Вы напишете 15–18 сценариев, прежде чем найдёте свой голос
Путь Колстада к успеху был долгим и требовал полной отдачи. В начале карьеры он ночевал у друзей и печатал сценарии в копицентре Kinko’s. Было нелегко.
«Мне понадобилось 15, 16, 17, 18 сценариев, чтобы прийти к “Джону Уику” и “Аколит” — первому сценарию, после которого я сказал себе: “Чёрт, я нашёл свой голос”».
Как именно это произошло, он объяснить не может — тут работает интуиция:
«Ты просто узнаешь это, когда найдёшь».
3. Сотрудничество может поднять сценарий на новый уровень
Работа с Киану Ривзом научила Колстада силе доработки. Их совместная работа заключалась в том, что они каждые выходные на протяжении трёх месяцев переписывали сценарий, пока Ривз однажды не сказал:
«Я это сделаю».
Колстад описал их процесс так:
«Мы проходили сцены и спрашивали себя: “Можно ли сказать меньше? Можно ли сделать действие плотнее? Можно ли сократить сцену боя?”»
Сценарии, начинавшиеся со 150 страниц и переполненные лишними элементами, сокращались с каждым черновиком, становясь всё сильнее.
«В жизни всё можно улучшить. Неважно, сколько это требует работы — если становится хоть немного лучше, значит, оно того стоило».
Во время этого марафона переписываний он понял, что редактирование — это не просто сокращение, а поиск сути.
«Главное, чему я научился в этом процессе: с каждой новой версией сценарий становится короче и чище».
Эту любовь к сотрудничеству Колстад перенёс и в работу над «Splinter Cell: Караул смерти», где приветствовал разные точки зрения в сценарной комнате.
«Это всегда часть замысла. Я могу написать реплики, но настоящий голос персонажа появляется только тогда, когда я сижу рядом с актрисой или другими сценаристами. Сотрудничество — это ключ».
4. Как придумывать свежие экшен-сцены
Говоря о практическом написании сцен действия, Колстад сказал:
«Обычно, если речь о перестрелке, я прописываю первые четыре убийства. А дальше использую общие формулировки вроде “каждый отвечает тем же”, “смерть от тысячи порезов” — чтобы передать настроение. И заканчиваю сценой вроде “и вот финальное убийство босса”».
Его совет начинающим авторам боевиков прост:
«Смотрите то, что вы любите, и пишите это. Так я и учился. Я почти не читал сценариев — я читал тысячи книг и просто начал писать».
Чтобы создавать запоминающиеся экшен-сцены, Колстад советует изучать мастеров жанра:
«Вернитесь к эпохе немого кино. Мы с Чадом Стахелски всегда говорили о Бастере Китоне, Гарольде Ллойде, Роско “Толстяке” Арбакле и полицейских из Кейстоун Копс. Посмотрите, как они ставили сцены».
Он также советует обращать внимание на азиатское кино — и не относиться ко всему слишком серьёзно:
«Мне нравится, что во всём, над чем я работал, всегда есть чувство юмора. Ничто не бывает настолько мрачным, чтобы перестать приносить удовольствие. Всегда есть момент иронии — может, не откровенно комичный, но всё равно юмор. И это важно».
Колстад подчёркивает, что то, что написано в сценарии, — это лишь начало:
«Когда ты придумываешь новую экшен-сцену, сценарий пишется для читателя. А когда материал попадает к каскадёрам и второй съёмочной группе, это уже предложение. Настоящее волшебство начинается на съёмочной площадке — это настоящее сотрудничество».
5. Люби процесс написания и не останавливайся
Быть сценаристом нелегко. Нужно много работать, придумывать, переписывать, и часто не иметь видимого результата. Колстад это признаёт:
«В любой карьере, а особенно здесь, всё зависит от мастерства, удачи и времени. Хотелось бы верить, что я заработал немного мастерства, но успех “Джона Уика” — это удача и правильный момент».
В трудные годы его распорядок был прост:
«Когда друзья уходили гулять в пятницу вечером, я оставался дома, наливал себе бокал вина, который превращался в бутылку (мы же все сценаристы), — и писал. Потом печатал текст для друзей, собирал их отзывы, рассылал сценарий. И как только отправлял — писал “fade in” и начинал новый. Снова и снова».
Главный совет Колстада прост:
«Если хочешь писать — пиши. Просто делай это».
Он подчёркивает, что “пятнадцать лет до внезапного успеха” всё равно называют “внезапным успехом”, — такова реальность индустрии:
«Войти в эту профессию очень трудно. Оставаться в ней — ещё труднее. Кто-то сказал, что у сценариста в среднем всего один проект на IMDb. И я понимаю почему».
Для него писательство — это не выбор, а необходимость. И, вероятно, многие чувствуют то же самое:
Нужно любить сценарное дело настолько, чтобы продолжать, даже когда никто не замечает, даже когда терпишь неудачи — годами. Это всё о любви к самому процессу.