Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
logo logo
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Войти
  • Регистрация
Prepropost Блог
Prepropost Блог 31 октября 2025 в 11:08
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Стоит ли писать сценарий под музыку: плюсы, минусы и что говорит наука

Одержимость (2013)

Спросите десять писателей, пишут ли они под музыку, и получите десять разных ответов. Некоторым нужна абсолютная тишина. Другие не могут работать без музыкального сопровождения.

Давайте разберёмся, какие плюсы и минусы есть у каждого подхода.

Что говорит наука

Последние исследования показывают, что при сочетании музыки и письма происходит нечто довольно сложное.

Обзор научных работ за 2024 год показал, что фоновая музыка, как правило, ухудшает результаты при выполнении сложных задач и почти не влияет на простые.

Письмо, безусловно, относится к сложным задачам.

Также важно, есть ли в музыке слова или нет. Когда вы пишете под песню, где кто-то поёт, ваш мозг одновременно пытается обрабатывать два потока языка.

Доктор Джон Алмароуд говорит, что такое двойное восприятие ускоряет расход глюкозы и даже вызывает выброс гормонов стресса (по данным Эми Айсэман). Возможно, вы не ощущаете это сознательно, но мозг чувствует нагрузку — он пытается уделять внимание двум конкурирующим сигналам, и это выматывает.

Однако многие успешные писатели полностью игнорируют эти советы. Тони Моррисон строила целые романы на ритмах джаза и голосе Нины Симон. Майкл Чейбон говорил, что соул и фанк-записи, звучавшие у него во время работы над Телеграф-авеню, напрямую повлияли на его стиль.

Возможно, они добились успеха вопреки музыке. А может, здесь работает что-то другое.

Какие есть переменные?

Очевидно, что каждый человек уникален, и у всех мозг работает по-разному. Помогает ли вам музыка, может зависеть от вашего опыта, типа личности или настроения.

Исследование 2024 года показало, что интроверты сильнее страдают от фонового шума, чем экстраверты, — у них может возникнуть эффект перевозбуждения.

Другое исследование выяснило, что студенты с музыкальной подготовкой писали более длинные и структурированные предложения под музыку, хотя и набирали текст медленнее. (Но оно же подтвердило, что для большинства людей письмо под музыку — слишком серьёзная когнитивная нагрузка).

Если вы когда-то играли на инструменте или умеете читать ноты, такой компромисс может быть оправдан — зависит от того, над чем вы работаете.

Ваша личность многое определяет. Нуждаетесь ли вы в постоянной стимуляции и быстро скучаете? Тогда музыку лучше не включать: исследование Мануэля Гонсалеса и Джона Айелло показало, что такие люди хуже справляются с умственными задачами при звучащей музыке. А вот те, кто не нуждается во внешних раздражителях, наоборот, часто работают лучше с фоновым звуком.

Что слушать?

Писатели, которые всё-таки используют музыку, обычно придерживаются определённых шаблонов. Чаще всего они выбирают инструментальную музыку — классику, эмбиент, саундтреки к фильмам или электронные композиции без вокала.

Некоторые подбирают плейлист под эмоциональное состояние или тему произведения — именно так поступаю я. Другие месяцами слушают один и тот же альбом, используя повторение, чтобы быстрее погрузиться в нужное состояние. Попробуйте подбирать музыку под конкретную задачу. 

Если вы действительно хотите слушать песни со словами, но боитесь отвлечься, попробуйте музыку на языках, которых не знаете. Или включите плейлисты, специально созданные для концентрации и потока.

Лучший подход — тот, который действительно помогает вам писать. Если тишина заставляет вас зажиматься, а музыка помогает начать — вот и ответ. Если наоборот, тишина помогает вам лучше продумывать сюжет — найдите себе максимально спокойное место.

Писатель Джон Эвлон однажды сказал:

«У меня есть теория, что большинство писателей — это либо несостоявшиеся музыканты, либо художники. И кем из них ты являешься, зависит от того, пишешь ли ты для уха или для глаза. Как бывший музыкант и спичрайтер, я определённо пишу для уха. Я постоянно слушаю музыку ради вдохновения и энергии».

Попробуйте оба варианта. Посмотрите, как вы работаете в полной тишине, под инструментальную музыку и под любимые песни. Затем выберите то, что реально работает, а не то, что, по мнению науки, «должно работать».

Только не тратьте много времени на подбор идеального плейлиста, чтобы так и не сесть за текст.

Приятного письма!

Источник

Prepropost Блог
Prepropost Блог 30 октября 2025 в 11:39
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

9 ошибок сценариста, которые разрушают историю: как избежать клише, Бога из машины и нелогичных поступков героев

Когда мы смотрим фильм, серьёзные ошибки видны сразу. Это моменты, когда герои внезапно ведут себя нелогично ради сюжета, чудом избегают смерти или когда мёртвый персонаж неожиданно возвращается.

Обычно такие сцены выбиваются из истории. Они появляются потому, что сценарист загнал себя в угол и решил выбрать лёгкий путь.

Сценарист Брэндон МакНалти выделил 9 типичных ошибок, которые губят сценарии. Все они сводятся к одному — попытке привести героев к нужным событиям лёгким путём, без честного развития истории.

Если вы идёте по лёгкому пути — зритель это чувствует.

Давайте разберём каждую ошибку и посмотрим, как её избежать.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 20:03
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Контрастные персонажи в кино: как противоположности раскрывают героев и усиливают сюжет

Что такое контрастный персонаж? Многие считают, что это враг или антагонист главного героя, но это не всегда так. На самом деле контрастный персонаж — это тот, кто просто отличается от другого героя.

Цель контрастного персонажа — подчеркнуть черты главного героя, противопоставив им другую личность, мораль, поведение или жизненные выборы. Обычно это второстепенный персонаж, который помогает раскрыть качества протагониста и добавить глубины его образу. По задумке, такие персонажи играют важную роль в развитии героя.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 20:03
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

7 причин, почему ваш сценарий не продаётся — и как это исправить

Трамбо фильм (2015)

Если вы написали несколько сценариев и ни один не продали, это не значит, что они плохие — возможно, в них просто чего-то не хватает. Того, на что рынок действительно откликается.

Нет волшебной формулы, гарантирующей продажу, но есть вполне очевидные причины, почему ваш сценарий, вероятно, пока не продаётся.

Давайте разберём эти причины и посмотрим, как их можно исправить.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Структура или импровизация: как пишет Стивен Кинг

Писателей обычно делят на два типа, когда они берутся за новый проект. Одни тщательно планируют каждую сцену, прорабатывают арки персонажей и следуют заранее составленному «бит-листу». Другие сразу берутся за письмо и решают возникающие вопросы по ходу работы. К числу таких импровизаторов относится и Стивен Кинг.

Давайте рассмотрим его подход к работе.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Секреты страха в кино: чему «Чёрный телефон 2» может научить сценаристов

Чёрный телефон 2

Страх в кино начинается со сценария. Режиссёры используют движение камеры, музыку и спецэффекты, чтобы напугать зрителя. Но сценарист должен вызвать то же чувство, используя только ремарки и диалоги. Как же создать на странице страх, который зацепит читателя или убедит продюсера, что история сработает на экране?

«Чёрный телефон 2» использует успех первой части, но делает это иначе. Авторы понимают, что просто повторить тот же сюжет и те же ужасы не получится — зрители этого не примут. Фильмы вроде «Чёрный телефон 2» и «М3ГАН 2.0» играют с жанром и меняют ожидания аудитории. Но страх на экране всё равно должен начинаться со страха на странице.

Вот 5 способов, которыми «Чёрный телефон 2» создаёт чувство ужаса — и как сценаристы могут использовать эти приёмы в своих историях.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Хай концепт: сценарии, которые продюсеры хотят покупать и снимать

Брюс Всемогущий

Когда речь идёт о сценариях, которые чаще всего покупают, большинство из них попадают в две ключевые категории: хай концепт и триллеры. Эти истории имеют чётко обозначенные ставки, вызывают эмоциональный отклик и обладают яркими крючками, которые привлекают внимание как продюсеров, так и зрителей.

Даже если хай концепт не является вашим привычным подходом, стоит думать в этих категориях. Яркая, уникальная идея может стать разницей между сценарием, который читают, и тем, который откладывают на полку. Многие могут написать сценарий, но создать историю, которая зацепит, которую купят и, возможно, экранизируют — вот где настоящий вызов.

Что такое хай концепт

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

«Бог из машины» в сценарии: когда этот приём работает, а когда нет

Сегодня мы разберём, что означает выражение «Бог из машины», посмотрим примеры из фильмов, сериалов и обсудим, какие плюсы и минусы есть у этого приёма для использования в собственном сценарии.

Готовы? Тогда поехали!

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Главный секрет сильных персонажей: их ложное убеждение и старая рана

Гран Торино (2008)

Есть десятки подходов к созданию персонажа. Конечно, важно, как он выглядит и говорит — но этим дело не ограничивается. Как автор, вы должны копать глубже. Что движет героем? Как его путь связан с темой истории? Какие эмоции стоят за каждым его действием?

Есть два основных элемента, которые нужно использовать для создания интересного и глубокого персонажа.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

4 ключевых сюжетных приёма в триллерах и ужасах: как создавать напряжение и держать зрителя в страхе

Звонок (2002)

Каждый сценарист был в этой ситуации: у тебя есть мощная концепция, по-настоящему пугающий монстр и герой, которого ты любишь. Но всё равно не получается перенести идею на бумагу. Почему? Потому что придумать момент страха — это одно, а построить вокруг него полноценную историю с развитием — совсем другое.

Как создать напряжение? Как провести сюжет от одной пугающей сцены к другой, не прибегая к дешёвым приёмам?

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Главный вопрос к вашему сценарию: сможете ли вы ответить?

Марсианин (2015)

В начале карьеры сценариста Кори Мэнделла произошёл момент, который изменил для него всё. Будучи ещё студентом киношколы, он продал свой проект Ридли Скотту. На их первой встрече Скотт задал ему вопрос — о чем твой фильм?

Читать далее
  • Все рубрики
  • Видео и кино
  • Фотография
  • Музыка и аудио
  • Образование
  • Оборудование и техника
  • Программы и сервисы
  • Деньги и продвижение
Темы
  • Видео и кино
  • Сценарное мастерство
  • Фотография и ретушь
Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Контакты
  • Войти
  • Техническая поддержка
  • Email: info@prepropost.ru
  • Telegram: @prepropost
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • ©2025Prepropost
  • Версия: 1.3.150
  • Youtube канал Prepropost VK сообщество Prepropost Telegram канал Prepropost Дзен сообщество Prepropost
  • Prepropost сообщество в социальной сети Одноклассники RUTUBE канал Prepropost X сообщество Prepropost
Мы используем cookies для сбора обезличенных пользовательских данных. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на сбор таких данных. Чтобы отказаться от обработки, отключите сохранение cookies в настройках вашего браузера. На сайте используются рекомендательные технологии. С информацией об обработке персональных данных и мерах по обеспечению их безопасности можно ознакомиться в Политике конфиденциальности.