Контрастные персонажи в кино: как противоположности раскрывают героев и усиливают сюжет
Что такое контрастный персонаж? Многие считают, что это враг или антагонист главного героя, но это не всегда так. На самом деле контрастный персонаж — это тот, кто просто отличается от другого героя.
Цель контрастного персонажа — подчеркнуть черты главного героя, противопоставив им другую личность, мораль, поведение или жизненные выборы. Обычно это второстепенный персонаж, который помогает раскрыть качества протагониста и добавить глубины его образу. По задумке, такие персонажи играют важную роль в развитии героя.
Примеры контрастных персонажей
Одни из лучших современных примеров можно увидеть в фильмах по комиксам. Там контрастными персонажами бывают не только злодеи, но и близкие к герою люди. Вот несколько примеров.
«Тёмный рыцарь» (2008)
Сложно найти лучший пример контрастного персонажа, чем Джокер (Хит Леджер) по отношению к Брюсу Уэйну (Кристиан Бэйл). Джокер — воплощение хаоса и разрушения. Как говорит Альфред (Майкл Кейн): «Некоторые люди просто хотят смотреть, как горит мир». Противоположность такой морали — Брюс Уэйн, который становится Бэтменом, чтобы вернуть справедливость и порядок в Готэм.
«Мстители»
Во вселенной Marvel идеальная пара героя и его контраста — Тони Старк (Роберт Дауни-мл.) и Стив Роджерс (Крис Эванс). В фильмах они оба стремятся защитить мир от земных и инопланетных угроз. Однако по характеру они — полные противоположности.
Тони Старк — эгоцентричный, импульсивный и гениальный изобретатель, который полагается на высокие технологии, чтобы быть Железным человеком. Стив Роджерс — самоотверженный, морально устойчивый лидер, который ценит дисциплину, командную работу и почти не использует технологии. Он человек военной выучки, и именно это делает их с Тони идеальными контрастами.
Черты контрастного персонажа
Задача контрастного персонажа — подчеркнуть качества другого героя. Чаще всего это главный герой, но не всегда. Иногда два второстепенных персонажа могут быть контрастами друг другу, не затрагивая протагониста.
Главное в контрастном персонаже — противопоставление. Вот пример.
Серия фильмов о Гарри Поттере
Большинство людей назовут Лорда Волан-де-Морта контрастом Гарри Поттера — и это правда. Но ещё один пример можно найти среди его лучших друзей — Гермионы и Рона.
-
Гермиона — логичная, дисциплинированная и следует правилам.
-
Рон — сплошные эмоции и склонен к импульсивности.
Вместе они — два второстепенных персонажа, которые являются контрастами друг другу.
Контрастный персонаж не обязательно противопоставлен по всем качествам — иногда достаточно одного отличия. Более того, у главного героя может быть несколько таких персонажей. Посмотрим снова на Гарри Поттера и его контрасты. Эти примеры также показывают, что контрастный персонаж не всегда антагонист — это скорее инструмент автора, позволяющий подчеркнуть различия между любыми героями.
-
Невилл Долгопупс начинает неуверенным и неуклюжим, благодаря чему Гарри выглядит более компетентным.
-
Волан-де-Морт — как Дарт Вейдер для Люка Скайуокера: абсолютная противоположность Гарри, использующий силу во зло, а не во благо.
-
Драко Малфой — контраст по характеру: Гарри скромен и заботится о других, Драко — высокомерен и эгоистичен.
Как сценаристам использовать контрастного персонажа
Многим сценаристам кажется, что создавать такого персонажа — слишком просто и банально. Ведь противоположность герою — это клише, правда?
Но этот приём существует со времён древнегреческих мифов.
Контрастный персонаж не всегда противоположен полностью — он подчёркивает определённые стороны героя: Бэтмен — порядок, Джокер — хаос. Гарри Поттер — добро, Волан-де-Морт — зло.
Когда вы создаёте своих персонажей, подумайте, как они могут контрастировать друг с другом. Это не только добавит конфликт, но и заставит героя проявить себя. Именно поэтому «Тёмный рыцарь» так хорош — Джокер с помощью хаоса заставляет Бэтмена доказать свою верность справедливости и порядку.
Всё ещё сомневаетесь? Вот пример из классики.
«Странная парочка»
Фильм, основанный на пьесе Нила Саймона, рассказывает об Оскаре (Уолтер Маттау) — небрежном разведённом мужчине, который приютил Феликса (Джек Леммон) — перфекциониста, помешанного на порядке и пунктуальности.
Они — идеальные контрасты друг другу, и именно их различия создают комедию и конфликт.
Выходной день Ферриса Бьюллера
Феррис Бьюллер (Мэттью Бродерик) и Кэмерон (Алан Рак) — лучшие друзья, но полные противоположности. Феррис симулирует болезнь уже в девятый раз, тогда как Кэмерон выглядит так, будто действительно при смерти. Но Феррис вытаскивает его из дома и заставляет провести самый эпичный прогул школьного дня. Кэмерон — ответственный, беспокоится о лжи и хочет поступать правильно, поэтому он идеальный контраст Феррису — легкомысленному, веселому и живущему по своим правилам.
Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда
Свет против Тьмы. Добро против Зла. Люк против Вейдера. Дарт Вейдер — один из лучших примеров контрастного персонажа, ведь во всём является противоположностью Люку (Марк Хэмилл). В начале фильма Люк — всего лишь сын фермера без какой-либо силы, а Вейдер — зловещий злодей тёмной стороны. Даже их одежда (чёрная и белая) — подчёркивает противоположность.
Как находить контрастных персонажей
Когда вы узнаете о существовании контрастных персонажей, начнёте видеть их повсюду. Они встречаются в огромном количестве историй — среди антагонистов, друзей, коллег или родственников главного героя.
Продолжая работу над развитием персонажей, помните, что контрастный персонаж не всегда обязателен, и не стоит вставлять его в историю только потому, что «так надо». Вы можете подчеркнуть качества и мораль героя другими способами. Контрастный персонаж — это лишь один из инструментов в вашем сценарном наборе.