9 ошибок сценариста, которые разрушают историю: как избежать клише, Бога из машины и нелогичных поступков героев
Когда мы смотрим фильм, серьёзные ошибки видны сразу. Это моменты, когда герои внезапно ведут себя нелогично ради сюжета, чудом избегают смерти или когда мёртвый персонаж неожиданно возвращается.
Обычно такие сцены выбиваются из истории. Они появляются потому, что сценарист загнал себя в угол и решил выбрать лёгкий путь.
Сценарист Брэндон МакНалти выделил 9 типичных ошибок, которые губят сценарии. Все они сводятся к одному — попытке привести героев к нужным событиям лёгким путём, без честного развития истории.
Если вы идёте по лёгкому пути — зритель это чувствует.
Давайте разберём каждую ошибку и посмотрим, как её избежать.
1. Когда злодей не идёт до конца
Это происходит, когда у злодея появляется идеальный шанс убить героя, но вместо этого он решает поболтать, уйти или тянуть время. МакНалти называет это «ударом вхолостую» — он делает антагониста неубедительным, а конфликт искусственным.
Выживание героя должно быть заслуженным — за счёт ума, навыков или жертвы. Если злодей мог бы просто убить героя, но не делает этого без причины, — сцена не работает. Значит, либо вам нужен другой повод для их встречи, либо другой способ выхода из ситуации.
Иногда стоит сделать их столкновение не физическим, а психологическим. Вспомните сцену в кафе между Аль Пачино и Робертом Де Ниро в «Схватке».
2. Возвращение мёртвых без последствий
Смерть персонажа должна иметь значение. В реалистичных историях смерть — окончательна. Даже в фантастике, где воскрешение возможно, должны быть чёткие правила, почему и как это работает.
Если вы работаете в жанре, где возможны возвращения из мёртвых, объясните механику и сделайте её трудной. Лёгкие воскрешения уничтожают ставки. Если персонажа всё же нужно вернуть, сделайте это сложно, дорого и эмоционально оправданно.
3. Разрушение драмы шутками
Это знакомо каждому зрителю. Герой теряет близкого, рушится его дом — момент должен быть эмоциональным и сильным. И вдруг кто-то вставляет шутку, обесценивая всё происходящее.
Да, это «марвелизация» драмы, и это проклятие кинематографа последнего десятилетия. Юмор уместен, но не тогда, когда он служит щитом от искренних чувств. Если в тяжёлой сцене вы уходите в иронию, вы словно говорите зрителю: «Это несерьёзно».
Позвольте драме быть драмой. Понимание тона вашего сценария — ключ к тому, чтобы эмоции звучали честно.
4. Жертвуя последовательностью
Это происходит, когда вы предаёте устоявшийся характер персонажа ради эффектного сюжетного поворота или дешёвой драмы.
Вы можете ускорить его мотивацию или заставить поступить совершенно не в его духе, просто потому что он вам нужен в определённом месте истории.
Зрители это замечают. Вспомните, как Дейенерис внезапно превратилась в жаждущую власти злодейку в «Игре престолов» — это выглядело абсолютно нелогично, и фанаты справедливо возмутились.
Персонажи могут меняться, но их трансформация должна ощущаться органичной и заслуженной.
5. Утаивание информации, которую заслуживает ваша аудитория
Если персонажи видят, что происходит, зритель тоже должен это видеть. Прерывание сцены в самый важный момент, лишь бы потянуть интригу, выглядит дешёво и манипулятивно.
МакНалти проводит различие между «созданием ожидания у зрителя» и «задержкой информации, которую он уже должен был получить».
Хороший клиффхэнгер создаёт напряжение из-за того, что мы знаем, а не раздражение из-за того, что нам не показали.
6. Излишняя зависимость от случайностей
Одно-два совпадения в сюжете — это нормально. В жизни они тоже случаются. Но когда история постоянно держится на невероятных удобствах, случайных встречах и том, что герои случайно оказываются в нужном месте в нужное время — это уже надуманность.
Зритель может принять несколько совпадений, но каждое новое — это просьба «поверить ещё раз».
В какой-то момент доверие иссякает, и история начинает казаться искусственной, а не захватывающей.
Сценарист Джон Огаст предлагает простое правило:
Совпадения допустимы в завязке. Например, Джон Макклейн оказывается в здании во время теракта в «Крепком орешке», или Питера Паркера кусает радиоактивный паук. Но когда история уже началась, события должны вытекать из выборов персонажей, а не из случайных совпадений.
Хорошее повествование требует намеренности. Нет ничего приятнее, чем когда сюжетные детали сходятся естественно — и это ощущается как жизнь.
7. Когда персонажи становятся бессмертными
Герои часто сильны, умны и находчивы — это нормально. Но если они способны выдерживать десятки ранений и катастроф без последствий, зрителю становится всё равно. Что интересного в их пути, если ничто не грозит им по-настоящему?
Такое «бессмертие» возникает «потому что без этих персонажей сюжет не сможет работать».
Решение простое:
-
либо не ставьте героя в ситуации, где он бы точно погиб,
-
либо показывайте реальную цену его ран и испытаний
Когда персонажи переносят смертельные травмы, как будто это синяк, — ставки исчезают. Понимание принципов построения сюжета поможет избежать таких ошибок.
8. Ускоренное становление экспертом
Ваш главный герой проходит путь от новичка до мастера буквально за выходные. Вдруг он умеет драться, взламывать компьютеры, управлять техникой или владеть магией — всё, что требует сюжет в данный момент.
Именно на эту ошибку указал Джон Бойега, говоря о своей трилогии «Звёздных войн». Стать джедаем или галактическим супергероем там оказалось слишком просто.
Даже если события развиваются быстро, важно показать процесс обучения: что герой тренировался, практиковался или хотя бы имел базу. Обычно это делают через монтаж или короткие сцены прогресса.
Покажите путь, а не только результат. Зритель хочет прожить с героем его борьбу — и радость побед.
9. Спасение персонажей с помощью «Бога из машины»
Бог из машины — это ситуация без выхода, которая вдруг решается с помощью неожиданного события, никак не подготовленного заранее.
Герои загнаны в угол, всё потеряно — и тут вдруг из ниоткуда появляется неизвестный союзник, нужный предмет, сила или знание. Или вселенная сама вмешивается в самый подходящий момент.
Например, в «Войне миров» пришельцы, которые уничтожали человечество и были неуязвимы для оружия, внезапно просто умирают. В финале рассказчик объясняет, что их убили бактерии, к которым у людей есть иммунитет, а у инопланетян — нет.
Иногда такой приём может сработать, но чаще зрители не принимают его.
Самое простое решение — позволить персонажам самим решать свои проблемы.
Если вы всё же хотите ввести «спасительный элемент», он должен быть заранее заложен в историю.