Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
logo logo
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Войти
  • Регистрация
Prepropost Блог
Prepropost Блог 30 октября 2025 в 11:39
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

9 ошибок сценариста, которые разрушают историю: как избежать клише, Бога из машины и нелогичных поступков героев

Когда мы смотрим фильм, серьёзные ошибки видны сразу. Это моменты, когда герои внезапно ведут себя нелогично ради сюжета, чудом избегают смерти или когда мёртвый персонаж неожиданно возвращается.

Обычно такие сцены выбиваются из истории. Они появляются потому, что сценарист загнал себя в угол и решил выбрать лёгкий путь.

Сценарист Брэндон МакНалти выделил 9 типичных ошибок, которые губят сценарии. Все они сводятся к одному — попытке привести героев к нужным событиям лёгким путём, без честного развития истории.

Если вы идёте по лёгкому пути — зритель это чувствует.

Давайте разберём каждую ошибку и посмотрим, как её избежать.

1. Когда злодей не идёт до конца

Это происходит, когда у злодея появляется идеальный шанс убить героя, но вместо этого он решает поболтать, уйти или тянуть время. МакНалти называет это «ударом вхолостую» — он делает антагониста неубедительным, а конфликт искусственным.

Выживание героя должно быть заслуженным — за счёт ума, навыков или жертвы. Если злодей мог бы просто убить героя, но не делает этого без причины, — сцена не работает. Значит, либо вам нужен другой повод для их встречи, либо другой способ выхода из ситуации.

Иногда стоит сделать их столкновение не физическим, а психологическим. Вспомните сцену в кафе между Аль Пачино и Робертом Де Ниро в «Схватке».

2. Возвращение мёртвых без последствий

Смерть персонажа должна иметь значение. В реалистичных историях смерть — окончательна. Даже в фантастике, где воскрешение возможно, должны быть чёткие правила, почему и как это работает.

Если вы работаете в жанре, где возможны возвращения из мёртвых, объясните механику и сделайте её трудной. Лёгкие воскрешения уничтожают ставки. Если персонажа всё же нужно вернуть, сделайте это сложно, дорого и эмоционально оправданно.

3. Разрушение драмы шутками

Это знакомо каждому зрителю. Герой теряет близкого, рушится его дом — момент должен быть эмоциональным и сильным. И вдруг кто-то вставляет шутку, обесценивая всё происходящее.

Да, это «марвелизация» драмы, и это проклятие кинематографа последнего десятилетия. Юмор уместен, но не тогда, когда он служит щитом от искренних чувств. Если в тяжёлой сцене вы уходите в иронию, вы словно говорите зрителю: «Это несерьёзно».

Позвольте драме быть драмой. Понимание тона вашего сценария — ключ к тому, чтобы эмоции звучали честно.

4. Жертвуя последовательностью

Это происходит, когда вы предаёте устоявшийся характер персонажа ради эффектного сюжетного поворота или дешёвой драмы.

Вы можете ускорить его мотивацию или заставить поступить совершенно не в его духе, просто потому что он вам нужен в определённом месте истории.

Зрители это замечают. Вспомните, как Дейенерис внезапно превратилась в жаждущую власти злодейку в «Игре престолов» — это выглядело абсолютно нелогично, и фанаты справедливо возмутились.

Персонажи могут меняться, но их трансформация должна ощущаться органичной и заслуженной.

5. Утаивание информации, которую заслуживает ваша аудитория

Если персонажи видят, что происходит, зритель тоже должен это видеть. Прерывание сцены в самый важный момент, лишь бы потянуть интригу, выглядит дешёво и манипулятивно.

МакНалти проводит различие между «созданием ожидания у зрителя» и «задержкой информации, которую он уже должен был получить».

Хороший клиффхэнгер создаёт напряжение из-за того, что мы знаем, а не раздражение из-за того, что нам не показали.

6. Излишняя зависимость от случайностей

Одно-два совпадения в сюжете — это нормально. В жизни они тоже случаются. Но когда история постоянно держится на невероятных удобствах, случайных встречах и том, что герои случайно оказываются в нужном месте в нужное время — это уже надуманность.

Зритель может принять несколько совпадений, но каждое новое — это просьба «поверить ещё раз».
В какой-то момент доверие иссякает, и история начинает казаться искусственной, а не захватывающей.

Сценарист Джон Огаст предлагает простое правило:

Совпадения допустимы в завязке. Например, Джон Макклейн оказывается в здании во время теракта в «Крепком орешке», или Питера Паркера кусает радиоактивный паук. Но когда история уже началась, события должны вытекать из выборов персонажей, а не из случайных совпадений.

Хорошее повествование требует намеренности. Нет ничего приятнее, чем когда сюжетные детали сходятся естественно — и это ощущается как жизнь.

7. Когда персонажи становятся бессмертными

Герои часто сильны, умны и находчивы — это нормально. Но если они способны выдерживать десятки ранений и катастроф без последствий, зрителю становится всё равно. Что интересного в их пути, если ничто не грозит им по-настоящему?

Такое «бессмертие» возникает «потому что без этих персонажей сюжет не сможет работать».

Решение простое:

  • либо не ставьте героя в ситуации, где он бы точно погиб,
  • либо показывайте реальную цену его ран и испытаний

Когда персонажи переносят смертельные травмы, как будто это синяк, — ставки исчезают. Понимание принципов построения сюжета поможет избежать таких ошибок.

8. Ускоренное становление экспертом

Ваш главный герой проходит путь от новичка до мастера буквально за выходные. Вдруг он умеет драться, взламывать компьютеры, управлять техникой или владеть магией — всё, что требует сюжет в данный момент.

Именно на эту ошибку указал Джон Бойега, говоря о своей трилогии «Звёздных войн». Стать джедаем или галактическим супергероем там оказалось слишком просто.

Даже если события развиваются быстро, важно показать процесс обучения: что герой тренировался, практиковался или хотя бы имел базу. Обычно это делают через монтаж или короткие сцены прогресса.

Покажите путь, а не только результат. Зритель хочет прожить с героем его борьбу — и радость побед.

9. Спасение персонажей с помощью «Бога из машины»

Бог из машины — это ситуация без выхода, которая вдруг решается с помощью неожиданного события, никак не подготовленного заранее.

Герои загнаны в угол, всё потеряно — и тут вдруг из ниоткуда появляется неизвестный союзник, нужный предмет, сила или знание. Или вселенная сама вмешивается в самый подходящий момент.

Например, в «Войне миров» пришельцы, которые уничтожали человечество и были неуязвимы для оружия, внезапно просто умирают. В финале рассказчик объясняет, что их убили бактерии, к которым у людей есть иммунитет, а у инопланетян — нет.

Иногда такой приём может сработать, но чаще зрители не принимают его.

Самое простое решение — позволить персонажам самим решать свои проблемы.

Если вы всё же хотите ввести «спасительный элемент», он должен быть заранее заложен в историю.

Источник

Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 20:03
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Контрастные персонажи в кино: как противоположности раскрывают героев и усиливают сюжет

Что такое контрастный персонаж? Многие считают, что это враг или антагонист главного героя, но это не всегда так. На самом деле контрастный персонаж — это тот, кто просто отличается от другого героя.

Цель контрастного персонажа — подчеркнуть черты главного героя, противопоставив им другую личность, мораль, поведение или жизненные выборы. Обычно это второстепенный персонаж, который помогает раскрыть качества протагониста и добавить глубины его образу. По задумке, такие персонажи играют важную роль в развитии героя.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 20:03
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

7 причин, почему ваш сценарий не продаётся — и как это исправить

Трамбо фильм (2015)

Если вы написали несколько сценариев и ни один не продали, это не значит, что они плохие — возможно, в них просто чего-то не хватает. Того, на что рынок действительно откликается.

Нет волшебной формулы, гарантирующей продажу, но есть вполне очевидные причины, почему ваш сценарий, вероятно, пока не продаётся.

Давайте разберём эти причины и посмотрим, как их можно исправить.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Структура или импровизация: как пишет Стивен Кинг

Писателей обычно делят на два типа, когда они берутся за новый проект. Одни тщательно планируют каждую сцену, прорабатывают арки персонажей и следуют заранее составленному «бит-листу». Другие сразу берутся за письмо и решают возникающие вопросы по ходу работы. К числу таких импровизаторов относится и Стивен Кинг.

Давайте рассмотрим его подход к работе.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Секреты страха в кино: чему «Чёрный телефон 2» может научить сценаристов

Чёрный телефон 2

Страх в кино начинается со сценария. Режиссёры используют движение камеры, музыку и спецэффекты, чтобы напугать зрителя. Но сценарист должен вызвать то же чувство, используя только ремарки и диалоги. Как же создать на странице страх, который зацепит читателя или убедит продюсера, что история сработает на экране?

«Чёрный телефон 2» использует успех первой части, но делает это иначе. Авторы понимают, что просто повторить тот же сюжет и те же ужасы не получится — зрители этого не примут. Фильмы вроде «Чёрный телефон 2» и «М3ГАН 2.0» играют с жанром и меняют ожидания аудитории. Но страх на экране всё равно должен начинаться со страха на странице.

Вот 5 способов, которыми «Чёрный телефон 2» создаёт чувство ужаса — и как сценаристы могут использовать эти приёмы в своих историях.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Хай концепт: сценарии, которые продюсеры хотят покупать и снимать

Брюс Всемогущий

Когда речь идёт о сценариях, которые чаще всего покупают, большинство из них попадают в две ключевые категории: хай концепт и триллеры. Эти истории имеют чётко обозначенные ставки, вызывают эмоциональный отклик и обладают яркими крючками, которые привлекают внимание как продюсеров, так и зрителей.

Даже если хай концепт не является вашим привычным подходом, стоит думать в этих категориях. Яркая, уникальная идея может стать разницей между сценарием, который читают, и тем, который откладывают на полку. Многие могут написать сценарий, но создать историю, которая зацепит, которую купят и, возможно, экранизируют — вот где настоящий вызов.

Что такое хай концепт

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

«Бог из машины» в сценарии: когда этот приём работает, а когда нет

Сегодня мы разберём, что означает выражение «Бог из машины», посмотрим примеры из фильмов, сериалов и обсудим, какие плюсы и минусы есть у этого приёма для использования в собственном сценарии.

Готовы? Тогда поехали!

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Главный секрет сильных персонажей: их ложное убеждение и старая рана

Гран Торино (2008)

Есть десятки подходов к созданию персонажа. Конечно, важно, как он выглядит и говорит — но этим дело не ограничивается. Как автор, вы должны копать глубже. Что движет героем? Как его путь связан с темой истории? Какие эмоции стоят за каждым его действием?

Есть два основных элемента, которые нужно использовать для создания интересного и глубокого персонажа.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

4 ключевых сюжетных приёма в триллерах и ужасах: как создавать напряжение и держать зрителя в страхе

Звонок (2002)

Каждый сценарист был в этой ситуации: у тебя есть мощная концепция, по-настоящему пугающий монстр и герой, которого ты любишь. Но всё равно не получается перенести идею на бумагу. Почему? Потому что придумать момент страха — это одно, а построить вокруг него полноценную историю с развитием — совсем другое.

Как создать напряжение? Как провести сюжет от одной пугающей сцены к другой, не прибегая к дешёвым приёмам?

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Главный вопрос к вашему сценарию: сможете ли вы ответить?

Марсианин (2015)

В начале карьеры сценариста Кори Мэнделла произошёл момент, который изменил для него всё. Будучи ещё студентом киношколы, он продал свой проект Ридли Скотту. На их первой встрече Скотт задал ему вопрос — о чем твой фильм?

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

10 центральных поворотов в кино, которые должен изучить каждый сценарист

Матрица (1999)

Что делать, если вы дошли до середины истории и не знаете, куда двигаться дальше?

Середина сценария часто становится самой сложной частью. Второй акт требует особенно тщательной работы, поэтому полезно изучать фильмы и анализировать, как в них строятся ключевые повороты.

Ниже представлены десять выдающихся центральных поворотов в кино. Эти сцены меняют развитие сюжета, делают историю более захватывающей и дают авторам возможность создавать одни из самых сильных и запоминающихся моментов фильма.

Читать далее
  • Все рубрики
  • Видео и кино
  • Фотография
  • Музыка и аудио
  • Образование
  • Оборудование и техника
  • Программы и сервисы
  • Деньги и продвижение
Темы
  • Видео и кино
  • Сценарное мастерство
  • Фотография и ретушь
Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Контакты
  • Войти
  • Техническая поддержка
  • Email: info@prepropost.ru
  • Telegram: @prepropost
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • ©2025Prepropost
  • Версия: 1.3.151
  • Youtube канал Prepropost VK сообщество Prepropost Telegram канал Prepropost Дзен сообщество Prepropost
  • Prepropost сообщество в социальной сети Одноклассники RUTUBE канал Prepropost X сообщество Prepropost
Мы используем cookies для сбора обезличенных пользовательских данных. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на сбор таких данных. Чтобы отказаться от обработки, отключите сохранение cookies в настройках вашего браузера. На сайте используются рекомендательные технологии. С информацией об обработке персональных данных и мерах по обеспечению их безопасности можно ознакомиться в Политике конфиденциальности.