Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
logo logo
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Войти
  • Регистрация
Prepropost Блог
Prepropost Блог 19 ноября 2025 в 11:44
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Открытый финал в кино: почему режиссёры и сценаристы выбирают его

Бёрдмэн (2014)

Открытые концовки могут быть не по вкусу каждому, но они способны превратить финал истории в увлекательный и эмоционально насыщенный опыт. Чаще всего цель сценариста или режиссёра — оставить зрителя с чем-то, о чём хочется думать и после просмотра: концовкой, которая задаёт моральный вопрос или оставляет идею, не дающую спокойно уснуть ночью. И если это сделано красиво, мы готовы снова и снова погружаться в такие истории.

Секрет открытых финалов в том, что их неопределённость вызывает лёгкое напряжение и тревогу. Но глубоко внутри мы ощущаем, что это отражение нашей собственной жизни, полной незавершённых событий, от которых не уйти.

Давайте разберёмся, что на самом деле подразумевается под открытым финалом в кино.

Что такое открытый финал?

Открытый финал — это когда автор оставляет исход истории на усмотрение зрителя, что противоположно привычной закрытой концовке.

С точки зрения сценариста, открытая концовка — смелый выбор. Автор передаёт суть своей работы в руки аудитории, чтобы та воспринимала и оценивала её самостоятельно. Но если всё сделано хорошо, такой намеренный поворот повествования в открытой концовке ведёт к обсуждению, а не к разочарованию.

Зачем режиссёры используют открытые концовки?

Открытые концовки — это сознательный творческий выбор, который не полностью удовлетворяет зрителя. Тогда зачем их использовать? Потому что они помогают создавать сложные и увлекательные истории.

1. Приём отражает энтропию реальной жизни

Открытая концовка оставляет нам возможность заполнить пустоту и соединить точки. Это похоже на отношения между жизнью и нами. Поскольку вселенная не даёт нам ответов, именно мы становимся активными участниками и придаём смысл событиям в нашей жизни.

2. Заставляет мыслить шире

Прелесть открытых концовок в том, что они побуждают людей обсуждать и вести диалог. Вы покидаете кинотеатр с новым набором возможностей в голове и с большим желанием фантазировать.

Самое главное — у вас появляется желание сформировать своё мнение в очень свободной и творческой форме. Открытые концовки дают пространство для безграничного воображения.

3. Эффект резонанса

Хорошо исполненная открытая концовка обычно создаёт захватывающее повествование, продлевая жизнь фильма за счёт его ценности при повторном просмотре.

Мы знакомы с фильмами, которые прошли проверку временем благодаря своим запутанным открытым концовкам. Спустя десятилетия новые поколения открывают их и приходят в восторг, передавая дальше будущим зрителям.

Знаменитые примеры открытых концовок

Начало (2010) — Вращающийся волчок

Любовь Кристофера Нолана к открытым концовкам проявляется в его фильмах. «Начало» — один из тех фильмов, чья концовка резонировала не только с аудиторией, но и с критиками.

Фильм заканчивается тем, что Кобб (Леонардо ДиКаприо) вращает свой тотем на столе, чтобы проверить, всё ещё ли он во сне. После того как волчок на мгновение останавливается, его отвлекают лица детей, а мы продолжаем смотреть на вращающийся волчок.

Мы ожидаем, что что-то произойдёт, но волчок слегка качается, и экран мгновенно гаснет. Нам остаётся размышлять о случившемся под музыку Ханса Циммера.

Остров проклятых (2010) — «Что было бы хуже?»

Психологический триллер Мартина Скорсезе заканчивается словами Тедди: «Что было бы хуже: жить как монстр или умереть как хороший человек?».

Эта фраза показывает, что Тедди принял процедуру лоботомии как символ разрушения своей прежней личности. Но мы лишены окончательного ответа, какая личность была реальной, а какая — его заблуждением.

Поначалу Тедди удалось убедить зрителя в своей правоте. Но поскольку его легко можно назвать ненадёжным рассказчиком, «Остров проклятых» действительно оставлен на усмотрение зрителя.

Лобстер (2015) — Нож и ресторан

Йоргос Лантимос — один из тех режиссёров, кто работает с запутанными и странными сюжетами.

В «Лобстере» Дэвид (Колин Фаррелл) держит нож в ванной, пока его возлюбленная, Рэйчел Вайс, ждёт за столом. Он ослепляет себя? Или уходит? Что он на самом деле делает с ножом, мы так и не видим. Камера остаётся на его возлюбленной, пока экран не гаснет.

Бёрдмэн (2014) — Прыжок в…

Концовка «Бердмэна» Алехандро Г. Иньярриту показывает, как Ригган (Майкл Китон) прыгает из окна больницы. За его спиной дочь смотрит вверх и улыбается. Он упал или взлетел в небо? Это смерть или возрождение?

Нам остаётся использовать воображение, чтобы понять, чем всё закончилось. Оптимистичный взгляд дочери — знак творческого освобождения её отца, или Алехандро вкладывает здесь что-то глубокое? Или он просто подшучивает над нами? Всё зависит от того, что мы решаем увидеть.

Развод Надера и Симин (2011) — Коридор суда по семейным делам

«Развод» — одна из самых реалистичных и душераздирающих картин о сложностях развода.

Фильм Асгара Фархади заканчивается в хаотичном коридоре семейного суда. Дочь вызывается в кабинет судьи, чтобы выбрать родителя, с которым она будет жить. Мы не видим её решения. Напротив, мы остаёмся наблюдать за её родителями, сидящими в коридоре, тихо размышляющими о своих решениях. Это размышление о том, как человеческие отношения уступают место тихим, нерешённым проблемам.

Заключения

Открытые концовки сложно разгадать, но как только это удаётся, приём поднимает фильм выше простой истории и сюжета.

Иногда фильмы не обязаны раскрывать все тайны в конце. Они просто должны вызывать отклик у зрителей и оставлять вопросы для размышления.

Источник

Prepropost Блог
Prepropost Блог 19 ноября 2025 в 12:06
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Фальшивый протагонист: приём, который обманывает зрителя и делает историю непредсказуемой

Каждый смотрел фильм, где в начале нас знакомят с героем и создают ощущение, что именно его глазами мы будем видеть всю историю. Мы привыкаем к его роли и воспринимаем его как главного персонажа. Но в какой-то момент он исчезает, и повествование внезапно переходит на другую линию.

Герой, которого мы считали главным, пропадает или оказывается не тем, кем мы его представляли. Вот в чём магия фальшивого протагониста — приёма, который переворачивает историю и держит зрителя в напряжении.

Разберём, почему этот приём работает и вспомним известные фильмы и сериалы, где его мастерски использовали.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 17 ноября 2025 в 07:12
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Антигерой и неприятный персонаж: в чём разница и почему это важно

Пролетая над гнездом кукушки (1975)

«Похоже, вы все меня так ненавидели, что дали мне за это эту награду, и я наслаждаюсь каждой минутой», — сказала Луиз Флетчер в своей речи при получении Оскара за лучшую женскую роль в фильме «Пролетая над гнездом кукушки».

Исполнение Флетчер роли медсестры Рэтчед считается одним из самых злодейских и неприятных персонажей всех времён. Она жестока, все её ненавидят, и она злоупотребляет своей властью над пациентами психиатрической клиники.

А теперь представим Тони Сопрано (Джеймс Гандольфини) — босса мафии из Нью-Джерси, чьи преступления варьируются от вымогательства до убийства. В первой серии он намеренно сбивает кого-то, кто ему должен деньги. Позже, в первом сезоне, он душит человека проводом до смерти. И при этом зрители его поддерживают!

Медсестра Рэтчед — неприятный персонаж, а Тони Сопрано — антигерой. В чём же разница?

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 17 ноября 2025 в 06:10
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

7 киногероев, которые доказали, что арка не всегда нужна

«Мне нравятся персонажи, которые не меняются и не учатся на своих ошибках», — сказал Дэвид Финчер в интервью о «Социальной сети».

Ошибаться — естественно для человека. Но что, если герой остаётся заложником своих недостатков на протяжении всего фильма? Одни персонажи проходят путь развития, а другие — вовсе нет. Они предают друзей, совершают роковые ошибки, рушат чужие жизни и при этом остаются такими же.

Их заблуждения и нежелание меняться создают особое притяжение, порой более сильное, чем классические арки.

Давайте посмотрим на культовых героев, которые так и не усвоили уроки.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 13 ноября 2025 в 11:04
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

5 ключевых элементов сильного сценария: как создать увлекательную историю

Пятый элемент (1997)

Есть множество элементов, из которых складывается хорошая история. Но в этой статье мы разберём пять основных опорных точек, без которых сценарий точно не состоится.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 12 ноября 2025 в 09:43
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Типы конфликтов в сценарии: как внутренние и внешние столкновения рождают сильную драму

Игра престолов (сериал 2011-2019)

Что такое конфликт в сценарии? Это то, с чем должен столкнуться персонаж. Это может быть что-то большое (астероид, летящий к Земле) или незначительное (спор о том, что заказать на ужин).

Конфликт — это причина, по которой мы ходим в кино, смотрим сериалы или читаем книги. Он движет историей и заставляет зрителей сопереживать героям. Без конфликта нет истории.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 06 ноября 2025 в 09:04
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

5 главных советов по написанию боевиков от сценариста «Джона Уика» и «Никто»

Джон Уик 2 (2017)

Сценарист франшизы «Джон Уик», фильмов «Никто», «Балерина», а также сериала «Splinter Cell: Караул смерти» Дерек Колстад поделился секретами написания боевиков и опытом работы в Голливуде.

Вот пять ключевых советов для сценаристов.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 01 ноября 2025 в 07:02
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Celtx — программа для сценаристов, которая стала мощнее: 10 новых функций 2025 года

Celtx стала полноценной платформой для работы со сценарием. Теперь можно создавать несколько версий текста, экспериментировать с диалогами и сюжетом без риска потерять исходную работу.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 01 ноября 2025 в 10:08
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

75 идей для сценаристов, которые развивают креативность и помогают в работе

Если вы застряли на 30-й странице, не можете найти голос персонажа или просто пытаетесь написать хоть что-то — эти 75 творческих заданий и упражнений могут помочь.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 31 октября 2025 в 11:08
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Стоит ли писать сценарий под музыку: плюсы, минусы и что говорит наука

Одержимость (2013)

Спросите десять писателей, пишут ли они под музыку, и получите десять разных ответов. Некоторым нужна абсолютная тишина. Другие не могут работать без музыкального сопровождения.

Давайте разберёмся, какие плюсы и минусы есть у каждого подхода.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 30 октября 2025 в 11:39
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

9 ошибок сценариста, которые разрушают историю: как избежать клише, Бога из машины и нелогичных поступков героев

Когда мы смотрим фильм, серьёзные ошибки видны сразу. Это моменты, когда герои внезапно ведут себя нелогично ради сюжета, чудом избегают смерти или когда мёртвый персонаж неожиданно возвращается.

Обычно такие сцены выбиваются из истории. Они появляются потому, что сценарист загнал себя в угол и решил выбрать лёгкий путь.

Сценарист Брэндон МакНалти выделил 9 типичных ошибок, которые губят сценарии. Все они сводятся к одному — попытке привести героев к нужным событиям лёгким путём, без честного развития истории.

Если вы идёте по лёгкому пути — зритель это чувствует.

Давайте разберём каждую ошибку и посмотрим, как её избежать.

Читать далее
  • Все рубрики
  • Видео и кино
  • Фотография
  • Музыка и аудио
  • Образование
  • Оборудование и техника
  • Программы и сервисы
  • Деньги и продвижение
Темы
  • Видео и кино
  • Сценарное мастерство
  • Фотография и ретушь
Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Контакты
  • Войти
  • Техническая поддержка
  • Email: info@prepropost.ru
  • Telegram: @prepropost
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • ©2025Prepropost
  • Версия: 1.3.162
  • Youtube канал Prepropost VK сообщество Prepropost Telegram канал Prepropost Дзен сообщество Prepropost
  • Prepropost сообщество в социальной сети Одноклассники RUTUBE канал Prepropost X сообщество Prepropost
Мы используем cookies для сбора обезличенных пользовательских данных. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на сбор таких данных. Чтобы отказаться от обработки, отключите сохранение cookies в настройках вашего браузера. На сайте используются рекомендательные технологии. С информацией об обработке персональных данных и мерах по обеспечению их безопасности можно ознакомиться в Политике конфиденциальности.