Открытый финал в кино: почему режиссёры и сценаристы выбирают его
Бёрдмэн (2014)
Открытые концовки могут быть не по вкусу каждому, но они способны превратить финал истории в увлекательный и эмоционально насыщенный опыт. Чаще всего цель сценариста или режиссёра — оставить зрителя с чем-то, о чём хочется думать и после просмотра: концовкой, которая задаёт моральный вопрос или оставляет идею, не дающую спокойно уснуть ночью. И если это сделано красиво, мы готовы снова и снова погружаться в такие истории.
Секрет открытых финалов в том, что их неопределённость вызывает лёгкое напряжение и тревогу. Но глубоко внутри мы ощущаем, что это отражение нашей собственной жизни, полной незавершённых событий, от которых не уйти.
Давайте разберёмся, что на самом деле подразумевается под открытым финалом в кино.
Что такое открытый финал?
Открытый финал — это когда автор оставляет исход истории на усмотрение зрителя, что противоположно привычной закрытой концовке.
С точки зрения сценариста, открытая концовка — смелый выбор. Автор передаёт суть своей работы в руки аудитории, чтобы та воспринимала и оценивала её самостоятельно. Но если всё сделано хорошо, такой намеренный поворот повествования в открытой концовке ведёт к обсуждению, а не к разочарованию.
Зачем режиссёры используют открытые концовки?
Открытые концовки — это сознательный творческий выбор, который не полностью удовлетворяет зрителя. Тогда зачем их использовать? Потому что они помогают создавать сложные и увлекательные истории.
1. Приём отражает энтропию реальной жизни
Открытая концовка оставляет нам возможность заполнить пустоту и соединить точки. Это похоже на отношения между жизнью и нами. Поскольку вселенная не даёт нам ответов, именно мы становимся активными участниками и придаём смысл событиям в нашей жизни.
2. Заставляет мыслить шире
Прелесть открытых концовок в том, что они побуждают людей обсуждать и вести диалог. Вы покидаете кинотеатр с новым набором возможностей в голове и с большим желанием фантазировать.
Самое главное — у вас появляется желание сформировать своё мнение в очень свободной и творческой форме. Открытые концовки дают пространство для безграничного воображения.
3. Эффект резонанса
Хорошо исполненная открытая концовка обычно создаёт захватывающее повествование, продлевая жизнь фильма за счёт его ценности при повторном просмотре.
Мы знакомы с фильмами, которые прошли проверку временем благодаря своим запутанным открытым концовкам. Спустя десятилетия новые поколения открывают их и приходят в восторг, передавая дальше будущим зрителям.
Знаменитые примеры открытых концовок
Начало (2010) — Вращающийся волчок
Любовь Кристофера Нолана к открытым концовкам проявляется в его фильмах. «Начало» — один из тех фильмов, чья концовка резонировала не только с аудиторией, но и с критиками.
Фильм заканчивается тем, что Кобб (Леонардо ДиКаприо) вращает свой тотем на столе, чтобы проверить, всё ещё ли он во сне. После того как волчок на мгновение останавливается, его отвлекают лица детей, а мы продолжаем смотреть на вращающийся волчок.
Мы ожидаем, что что-то произойдёт, но волчок слегка качается, и экран мгновенно гаснет. Нам остаётся размышлять о случившемся под музыку Ханса Циммера.
Остров проклятых (2010) — «Что было бы хуже?»
Психологический триллер Мартина Скорсезе заканчивается словами Тедди: «Что было бы хуже: жить как монстр или умереть как хороший человек?».
Эта фраза показывает, что Тедди принял процедуру лоботомии как символ разрушения своей прежней личности. Но мы лишены окончательного ответа, какая личность была реальной, а какая — его заблуждением.
Поначалу Тедди удалось убедить зрителя в своей правоте. Но поскольку его легко можно назвать ненадёжным рассказчиком, «Остров проклятых» действительно оставлен на усмотрение зрителя.
Лобстер (2015) — Нож и ресторан
Йоргос Лантимос — один из тех режиссёров, кто работает с запутанными и странными сюжетами.
В «Лобстере» Дэвид (Колин Фаррелл) держит нож в ванной, пока его возлюбленная, Рэйчел Вайс, ждёт за столом. Он ослепляет себя? Или уходит? Что он на самом деле делает с ножом, мы так и не видим. Камера остаётся на его возлюбленной, пока экран не гаснет.
Бёрдмэн (2014) — Прыжок в…
Концовка «Бердмэна» Алехандро Г. Иньярриту показывает, как Ригган (Майкл Китон) прыгает из окна больницы. За его спиной дочь смотрит вверх и улыбается. Он упал или взлетел в небо? Это смерть или возрождение?
Нам остаётся использовать воображение, чтобы понять, чем всё закончилось. Оптимистичный взгляд дочери — знак творческого освобождения её отца, или Алехандро вкладывает здесь что-то глубокое? Или он просто подшучивает над нами? Всё зависит от того, что мы решаем увидеть.
Развод Надера и Симин (2011) — Коридор суда по семейным делам
«Развод» — одна из самых реалистичных и душераздирающих картин о сложностях развода.
Фильм Асгара Фархади заканчивается в хаотичном коридоре семейного суда. Дочь вызывается в кабинет судьи, чтобы выбрать родителя, с которым она будет жить. Мы не видим её решения. Напротив, мы остаёмся наблюдать за её родителями, сидящими в коридоре, тихо размышляющими о своих решениях. Это размышление о том, как человеческие отношения уступают место тихим, нерешённым проблемам.
Заключения
Открытые концовки сложно разгадать, но как только это удаётся, приём поднимает фильм выше простой истории и сюжета.
Иногда фильмы не обязаны раскрывать все тайны в конце. Они просто должны вызывать отклик у зрителей и оставлять вопросы для размышления.