Фальшивый протагонист: приём, который обманывает зрителя и делает историю непредсказуемой
Каждый смотрел фильм, где в начале нас знакомят с героем и создают ощущение, что именно его глазами мы будем видеть всю историю. Мы привыкаем к его роли и воспринимаем его как главного персонажа. Но в какой-то момент он исчезает, и повествование внезапно переходит на другую линию.
Герой, которого мы считали главным, пропадает или оказывается не тем, кем мы его представляли. Вот в чём магия фальшивого протагониста — приёма, который переворачивает историю и держит зрителя в напряжении.
Разберём, почему этот приём работает и вспомним известные фильмы и сериалы, где его мастерски использовали.
Понимание фальшивого протагониста
Фальшивый протагонист — это персонаж, который кажется главным героем истории, но в итоге им не оказывается. Он вовлекает зрителя в своё путешествие, поиск или стремление что-то изменить, а потом оказывается приманкой: его могут убить, отодвинуть на второй план или показать, что он не главный.
Этот приём подрывает ожидания, заставляет менять точку зрения и усиливает эмоциональное или тематическое воздействие истории.
Думайте о фальшивом протагонисте как о сюжетном твисте, выраженном через персонажа, который полностью меняет ваше понимание фильма или сериала. Создавая героя, который будто бы должен быть главным, а затем убирая его, режиссёры и шоураннеры дарят нам незабываемые сюрпризы, которые бросают вызов ожиданиям и заставляют смотреть дальше.
Давайте посмотрим примеры фильмов и сериалов, где этот трюк был реализован на высшем уровне.
«Психо» (1960)
В классическом фильме Альфреда Хичкока Мэрион Крейн (Джанет Ли) крадёт деньги у своего работодателя и сбегает, оказавшись в жутком мотеле, которым управляет застенчивый и психически нестабильный Норман Бейтс. То, чего мы не осознаём до её внезапной и шокирующей смерти, — Мэрион была фальшивым протагонистом.
Мы следим за её напряжённым бегством, ожидая, что именно она будет вести историю дальше. Мы также верим, что фильм расскажет о её побеге и его последствиях. Но ни то, ни другое не становится центром сюжета.
Хичкок гениально смещает фокус и делит историю на две линии: исследование расколотой психики Нормана и расследование исчезновения Мэрион. Тёмная, тревожная глубина Нормана захватывает внимание, и во многом именно он становится пугающим «протагонистом» этого неподвластного времени фильма.
«Игра престолов» (2011–2019)
В фэнтезийном мире Джорджа Р. Р. Мартина благородные дома семи королевств Вестероса сражаются за Железный трон на фоне политических интриг и надвигающихся сверхъестественных угроз.
В начале первого сезона Нед Старк (Шон Бин) безусловно выступает как фальшивый протагонист. Мы видим историю его глазами, разделяем его борьбу против коррупции и уверены, что именно он поведёт сюжет вперёд и очистит систему. Пока его обезглавливание в предпоследнем эпизоде сезона не забирает его, отправляя сюжет в стремительный водоворот.
Смерть Неда становится катализатором, но также и приманкой, отвлекающей от главного вектора истории, которая после его гибели становится по-настоящему ансамблевой. Смерть Неда в «Игре престолов» стала поворотным моментом не только для сериала, но и для телевидения в целом. Она создала мощное чувство непредсказуемости в формате, который уже успел стать однообразным из-за бесконечных ситкомов и сериалов, где персонажи жили десятками сезонов, а фактор неожиданности сводился к минимуму.
«Крёстный отец» (1972)
В эпической саге Фрэнсиса Форда Копполы семья Корлеоне переживает испытания верностью, предательством и борьбой за власть в послевоенной Америке. Фильм начинается с Вито Корлеоне (Марлон Брандо) — властного дона, который, как выясняется, является фальшивым протагонистом.
Поскольку история стартует с Вито в самом центре событий, демонстрируя его влияние и могущество, мы ожидаем, что он и дальше будет главным действующим лицом. Однако после покушения на его жизнь фокус постепенно смещается и переносится на Майкла Корлеоне (Аль Пачино), его нерешительного сына, который и становится истинным героем и протагонистом саги.
Смена центров силы в «Крёстном отце» повлияла на множество фильмов и сериалов, вышедших позже, особенно из-за неожиданности превращения Майкла в человека, каким его семья (и мы) никогда не представляли.
«Крик» (1996)
В фильме Уэса Крэйвена приём фальшивого протагониста блестяще использован через Кейси Бейкер (Дрю Бэрримор). Кейси появляется в самом начале как очевидная главная героиня. Её спокойный вечер дома прерывается телефонным звонком от Призрачного Лика.
Крэйвен ловко использует звёздный статус Бэрримор и ломает ожидания зрителей, которые уверены, что она выживет как центральная героиня. Её персонажа жестоко убивают уже в первые 12 минут. Это создаёт мрачную, тревожную атмосферу, где никто не в безопасности. Настоящая героиня, Сидни Прескотт, выходит на первый план после смерти Кейси.
Шокирующая ранняя гибель Кейси Бейкер стала эталоном непредсказуемости в хорроре.
«Наследники» (2018–2023)
В эпической бизнес-саге HBO неблагополучная медиадинастия ведёт борьбу за власть, пока здоровье патриарха (их отца) ухудшается. Сериал начинается с Кендалла Роя (Джереми Стронг) — сына, от которого ожидают, что он возглавит семейный бизнес. Но он оказывается фальшивым протагонистом.
Мы болеем за бунт Кендалла, считаем его истинным наследником престола, но фокус постепенно смещается от него к ансамблю персонажей, включая его братa Романа и сестру Шив — и в итоге в истории нет единственного героя.
Финал сериала только усиливает приём фальшивых протагонистов: ведь не только Кендалл был выстроен как ложный главный герой — такими же были и его брат с сестрой.
Заключение
Фальшивые протагонисты — это коварный кинематографический приём: инструмент, который заставляет нас поверить, что история пойдёт одним путём, а затем резко уводит её в другую сторону. Это не просто сюжетные твисты — они куда глубже. Фальшивые протагонисты могут высвечивать человеческие слабости, плохие решения или ситуации чистого невезения. А иногда всё сразу.