7 киногероев, которые доказали, что арка не всегда нужна
«Мне нравятся персонажи, которые не меняются и не учатся на своих ошибках», — сказал Дэвид Финчер в интервью о «Социальной сети».
Ошибаться — естественно для человека. Но что, если герой остаётся заложником своих недостатков на протяжении всего фильма? Одни персонажи проходят путь развития, а другие — вовсе нет. Они предают друзей, совершают роковые ошибки, рушат чужие жизни и при этом остаются такими же.
Их заблуждения и нежелание меняться создают особое притяжение, порой более сильное, чем классические арки.
Давайте посмотрим на культовых героев, которые так и не усвоили уроки.
1. Джордан Белфорт — «Волк с Уолл-стрит»
Белфорт (Леонардо ДиКаприо) начинает свой путь как голодный, хитрый брокер и заканчивает мотиватором, который учит людей продавать ложь. Этот человек буквально попадает в тюрьму за мошенничество с клиентами своей компании, его отношения разваливаются, но выходит он оттуда ещё более уверенным.
Мартин Скорсезе показывает безумно роскошную жизнь Белфорта во время его взлёта к богатству. Пока его мир сгорает в наркотиках и деньгах, он не останавливается ни на секунду, чтобы задуматься и увидеть свой конец. Напротив, даже намёк на неизбежное ещё сильнее подталкивает его убежать от реальности.
2. Тони Монтана — «Лицо со шрамом»
Тони (Аль Пачино), возможно, самый культовый персонаж, который не развивается и не меняется. Сначала он игнорирует советы Фрэнка Лопеса (Роберт Лоджиа), предаёт его и подсаживается на наркотики, что приводит к паранойе и необдуманным решениям.
Его губит не жадность, а гордость. Тони считает себя неприкосновенным. Он недооценивает жадность других, орёт как король и стреляет как безумец. В итоге его убивают выстрелом в спину, и он падает в бассейн рядом со статуей с надписью «Мир принадлежит тебе». Ирония идеальная.
3. Фрэнк Абигнейл-младший — «Поймай меня, если сможешь»
Фрэнк (Леонардо ДиКаприо) постоянно влезает в проблемы. Выдаёт себя за пилота, врача и адвоката. Он всё время в шаге от того, чтобы его поймали. Из-за своей самоуверенности он продолжает мошенничать, едва ускользая от агента ФБР Карла Ханратти (Том Хэнкс). Каждый раз, когда он загнан в угол, зритель знает — у него наверняка есть очередной трюк, чтобы сбежать.
Он крадёт разные личности, чтобы заработать деньги и скрыть своё одиночество — он всего лишь мальчик из разрушенной семьи, который отчаянно хочет принятия и стабильности. Фрэнк изучает правила мира только для того, чтобы перехитрить систему в следующем ограблении, и это в итоге приводит его к падению.
В конце фильма Фрэнк становится консультантом ФБР. То есть он всё-таки учится и развивается, но в фильме это показано в титрах, а не в основном повествовании.
4. Капитан Джек Воробей — «Пираты Карибского моря»
Капитан Джек Воробей (Джонни Депп) путешествует в поисках золота и сокровищ. Он предает товарищей, пьёт до беспамятства и безрассудно спотыкается, не обращая внимания на последствия.
Сколько бы раз он ни терял свой корабль, ни оказывался за бортом или обманутым, он ничему не учится. Он просто ухмыляется, отмахивается от проблемы и с радостью бросается навстречу следующей катастрофе.
В основе своей он эгоистичный, живущий для собственного удовольствия пират, который каким-то образом всегда умудряется выбраться целым из любой беды. Когда приходит время брать ответственность, Джека нигде нет. Таков Джек Воробей — не извиняющийся за свои ошибки. Мы любим его за это, как и за его сломанный компас.
5. Феррис Бьюлер — «Выходной день Ферриса Бьюлера»
Феррис Бьюлер (Мэттью Бродерик) проживает мечту каждого подростка — прогуливает школу, лжёт родителям, манипулирует всеми вокруг и при этом умудряется вызвать у зрителя симпатию.
Он живёт как будто выше правил, словно они к нему не относятся в этом фантастическом мире. На протяжении всего фильма Феррис не задумывается о своих поступках. Пока его друг Кэмерон (Алан Рак) мучается тревогой и чувством вины из-за своих комплексов, Феррис следует философии «лови момент».
Поскольку фильм сосредоточен на его поведении как противопоставлении взрослым и их жёстким ожиданиям, Феррис не сталкивается с серьёзными последствиями. Его персонаж остаётся неизменным, а в реальной жизни у него были бы большие проблемы.
6. Чувак — «Большой Лебовски»
Джеффри Лебовски (Джефф Бриджес) с самого начала — ленивый пофигист, который хочет просто играть в боулинг и пить, и до самого конца он не теряет своего спокойствия.
Он нехотя плывёт через абсурдные ситуации, путаницу личностей, столкновения с нигилистами и историю со старым ковром, который «соединял всю комнату». В мире, где все гонятся за деньгами, страстью или материальными целями, Чувак предлагает идею, что иногда ничего не делать — это тоже неплохая стратегия.
Несмотря на то, что из-за своего расслабленного отношения он постоянно попадает в опасные ситуации, угрожающие жизни, он всё равно возвращается к боулингу и выпивке как к образу жизни. Чувак не подчиняется традиционным правилам развития персонажа.
7. Марк Цукерберг — «Социальная сеть»
Марк (Джесси Айзенберг) создает самую популярную социальную сеть в мире, но ему трудно общаться с людьми в реальной жизни.
Во время бурного пути к созданию цифрового гиганта он теряет друзей. К концу фильма он сидит один в офисе со стеклянными стенами и снова нажимает «обновить» на запросе в друзья, который отправил своей бывшей девушке.
Несмотря на все предательства, которые он совершил по отношению к окружающим, Марк ничего не осознаёт и ни перед кем не извиняется. В каком-то смысле трагично наблюдать, как человек, который когда-то хотел принадлежать обществу, остаётся один.
Заключение
Большинство сценаристов, продюсеров и режиссёров ищут способы, чтобы их персонажи учились и развивались, чтобы завершить свою арку. Однако эти культовые герои доказывают, что зрителю могут быть близки и те, кто вовсе не учится на ошибках. Они могут быть не менее увлекательными благодаря своим преувеличенным слабостям и самообману.
Может быть, нам нравится смотреть на них, потому что где-то в глубине души мы знаем… что и мы бы не стали меняться.