Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
logo logo
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Войти
  • Регистрация
Prepropost Блог
Prepropost Блог 07 июля 2025 в 11:51
Все рубрики

25 советов от Дэна Брауна: как писать, чтобы вас читали

Советы по написанию романов от Дэна Брауна помогут начинающим авторам и новичкам в литературе приблизиться к своей первой рукописи.

1. Читайте критически.
По словам Брауна, хорошие писатели — это ещё и хорошие читатели. Вы можете читать, чтобы учиться, наслаждаться историей или искать вдохновение, но как только вы садитесь за свой роман, начните читать с критическим взглядом. Изучайте, как мастера слова работают с текстом. Ищите то, что захватывает вас — и учитесь на том, что не работает.

2. Вырабатывайте полезные писательские привычки.
Писательство — это и вдохновение, и ремесло, но стать хорошим писателем можно только через регулярную практику. Важно продумать, где вы будете работать, и придерживаться постоянного времени и продолжительности занятий.

3. Если возможно, создайте выделенное рабочее пространство.
Оно должно быть свободно от отвлекающих факторов вроде почты, интернета или телефона. Браун рекомендует писать в этом месте в одно и то же время семь дней подряд и следить за тем, как это влияет на ваше состояние. Ритуал времени и места поможет вам быстрее входить в творческий поток.

4. Во время написания не прерывайтесь — даже ради быстрого поиска информации.
Практикуйте свободное письмо без остановок на правку. Браун делает пометки в тексте там, где позже нужно будет что-то исследовать, и возвращается к ним позже.

5. Писательство — это не только работа за столом.
Это может быть запись мыслей на диктофон, составление списков, наброски сцен на клочках бумаги. Полезно также оставаться физически активным. Регулярно двигайтесь, ставьте таймер, чтобы не засиживаться. Движение, как ни странно, лучше помогает найти идеи, чем белый экран. Иногда даже бытовая рутина может запустить вдохновение.

6. Будьте строгими к себе (и к окружающим) в отношении режима.
Если вы активно работаете над книгой или рассказом, не беспокойтесь о том, что не добираете по количеству слов. Будьте мягки к себе в плане объёма, но жёстки в вопросе регулярности.

7. Пишите о том, что хотите узнать.
Первый роман Брауна, «Цифровая крепость» (1998), вырос из его интереса к национальной безопасности. Это направление подсказало ему персонажей, место действия и события. Вы будете долго вариться в выбранной теме, так что выбирайте то, что вас действительно увлекает.

8. Найдите морально серую зону.
Во время работы над «Цифровой крепостью» Браун поговорил с криптологом из АНБ, который признался, что правительство читает личную почту граждан — но при этом предотвратило теракты. Нарушение личной свободы ради общественной безопасности — идеальный конфликт. Он обогатит как героя, так и злодея, и увлечёт читателя.

9. Начинайте с открытого исследования.
Это полезно не только для научной литературы. В художественном тексте особенно приятно соединять, казалось бы, несвязанные вещи. Например, в «Происхождении» (2017) Браун объединяет религию, искусство и теорию эволюции. Чем больше вы накопите материала, тем выше шанс найти интересные пересечения.

10. Исследуйте, чтобы визуализировать.
Эти образы станут основой для сцен и героев. Интернет — кладезь инструментов: Google (Яндекс) карты позволяют вам «пройтись» по всему миру, включая музеи, стадионы, природные чудеса и исторические достопримечательности.

11. Обращайтесь с локацией как с персонажем.
Пусть она передаёт настроение и раскрывается постепенно. Если вы выбираете места, которые вас самих вдохновляют, даже обыденная сцена станет ярче. Это ощущение передастся читателю — герои начнут иначе взаимодействовать с пространством.

12. Начинайте разработку персонажей с антагониста.
Мотивация злодея создаёт кризис для героя. Представьте его ярко, с первого появления дайте понять, что он опасен. Но и проработайте его глубоко: каждый злодей должен иметь собственную мораль. Если он убивает — дайте ему правдоподобную причину.

13. Найдите главный драматический вопрос.
Это должен быть простой, но судьбоносный вопрос для героя: «Найдёт ли Джейсон Борн свою личность?», «Обнаружит ли Роберт Лэнгдон вирус?». Неважно, каков вопрос, если он жизненно важен для персонажа. Если у вас его нет — составьте список и выберите самый сильный.

14. Придерживайтесь одной точки зрения в главе — и выбирайте её осознанно.
Первое лицо даёт близость, но ограничено восприятием персонажа. Это удобно для создания ложных следов или ненадёжного рассказчика. Третье лицо — более гибкий вариант.

15. Напишите концовку заранее.
Она не обязана быть идеальной, её можно будет изменить, но понимание финала удержит вас на курсе в «тумане середины».

16. Начинайте главу с её задачи.
Браун к каждой главе формулирует цель одним предложением. Одна глава может быть погоней, другая — введением героя. А потом он спрашивает себя: как сделать это интереснее?

17. Используйте флешбеки для создания напряжения.
Часто глава начинается с шок-сцены, за которой идёт «Три недели назад». Это создаёт у читателя ожидание, что вы покажете путь от нормы до катастрофы. Также флешбеки помогают раскрыть прошлое героев.

18. Не бойтесь выбросить или кардинально переработать план.
Хорошее правило: план строится вокруг того, что должно произойти, но по ходу истории — именно персонажи должны решать, что будет дальше.

19. В диалоге всегда знайте, чего хочет герой.
Люди разговаривают с целью: что-то сообщить, узнать или выразить. Реплики движимы намерениями персонажа.

20. Помните слова Джорджа Оруэлла: «Никогда не используй длинное слово там, где подойдёт короткое».
Плохое письмо — результат плохого мышления. Избегайте клише, будьте точны, не злоупотребляйте страдательным залогом. Триллеры пишутся просто и понятно — и это помогает читателю погружаться в историю.

21. Помните: писательство включает редактирование.
Есть два вида правки: «на лету» и после завершения черновика. Первый тип — ежедневная работа по сжатию текста и повышению эффективности. Задайте себе три вопроса: это то, что я хотел сказать? Это понятно? Это работает? Второй тип — чтение всего романа от лица читателя.

22. Не редактируйте одни и те же места снова и снова.
Это разновидность прокрастинации. Ищите баланс: правьте, чтобы улучшить, но не до такой степени, чтобы убить магию текста.

23. Показывайте свои тексты другим.
Особенно другим писателям — они понимают, что делает роман сильным, а где его можно подтянуть. Можно договориться на обмен отзывами.

24. Создайте систему для отслеживания правок.
Браун использует цветовую маркировку: зелёным — готово, жёлтым — сомнительно, красным — требует доработки. Цель — весь текст должен стать зелёным. Цветовая система превращает скучную задачу в игру.

25. Смиритесь с тем, что сомнения — часть процесса.
Это финальный совет Брауна. Он говорит: «Роман — это огромное начинание, и сомнения неизбежны. Будут дни, когда вы не будете уверены, что справитесь. В такие дни вас спасёт ваш процесс, ваш ритуал. Так что если вы только начинаете — создайте ритуал. А если вы уже в процессе — снова ему посвятите себя».

  • Все рубрики
  • Видео и кино
  • Фотография
  • Тексты и литература
  • Музыка и аудио
  • Блог Prepropost
Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Контакты
  • Войти
  • Техническая поддержка
  • Email: info@prepropost.ru
  • Telegram: @prepropost
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • ©2025Prepropost
  • Версия:1.3.62
  • Youtube канал PrepropostVK сообщество PrepropostTelegram канал PrepropostДзен сообщество Prepropost
  • Prepropost сообщество в социальной сети ОдноклассникиRUTUBE канал PrepropostX сообщество Prepropost
Мы используем cookies для сбора обезличенных пользовательских данных. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на сбор таких данных. Чтобы отказаться от обработки, отключите сохранение cookies в настройках вашего браузера. На сайте используются рекомендательные технологии. С информацией об обработке персональных данных и мерах по обеспечению их безопасности можно ознакомиться в Политике конфиденциальности.