Тема в кино и сериалах: определение, примеры и советы сценаристу

Существует множество определений темы. Но что она означает на самом деле?
В этой статье мы разберёмся, что такое тема в сценарии, научимся находить основную идею вашей истории и рассмотрим примеры из известных фильмов и сериалов.
Определение темы
В киноведении тема — это центральная идея, заложенная в повествование фильма или телешоу. Как правило, темы делятся на две категории:
- Тематическая концепция (thematic concept) — это то, о чём, как считает зритель, рассказывает произведение.
- Тематическое высказывание (thematic statement) — это то, что сам фильм утверждает по поводу темы, которую затрагивает.
Как можно догадаться, конкретная тема будет меняться в зависимости от самого произведения — от его сюжета, героев, режиссёра и сценариста.
Иногда тему называют просто центральным посланием или основной идеей. А теперь подумай: в чём центральное послание твоей истории?
Что такое тема в написании сценариев
Тема вашего сценария — это проблема или вопрос, лежащий в основе всей истории. Это то, что прямо не озвучивается в тексте, но представляет собой эмоциональную или духовную движущую силу послания вашего фильма. Если у вас нет темы, ваша мама, скорее всего, скажет, что в истории нет никакого смысла.
Подумайте о теме как о тезисе, как в научной работе. Опять возвращаемся к центральному посланию. Джон Огаст описывает тему как «то, что является правдой и то, что является реальностью».
Так что же является истиной в центре вашей истории? Возможно, вы пишете о том, как человек осознаёт, что его родители — просто обычные, несовершенные люди. Или о том, что любовь побеждает всё. Или что доверие и уважение нужно заслужить.
Но, возможно, вы пока не знаете свою тему. Стивен Кинг считает, что тема приходит уже после написания истории, проявляясь в последующих черновиках.
«Хорошая художественная литература всегда начинается с истории и ведёт к теме. Почти никогда не бывает наоборот — чтобы история начиналась с темы и затем развивалась. Единственное возможное исключение — это аллегории вроде “Скотного двора” Джорджа Оруэлла. Как только у вас есть базовая история, вам нужно подумать, что она значит, и обогатить последующие черновики этими выводами. Делать меньше — значит лишать вашу работу (и в итоге ваших читателей) того видения, которое делает каждую вашу историю по-настоящему вашей.»
Стивен Кинг
Как бы то ни было, как только вы определите тему, вам стоит писать, придерживаясь её. Но как это сделать? Определить тему — задача не из лёгких.
Что такое тема в повествовании фильма?
Многие сайты в качестве примера темы ссылаются на фильм «Когда Гарри встретил Салли». Главная идея там проста: «Могут ли мужчины и женщины быть друзьями?»
Это центральное послание лежит в основе каждого сценарного решения. Фильм постоянно поднимает этот вопрос. В какие-то моменты мы видим, насколько глубока дружба между Гарри и Салли, и думаем: «Наверное, да, они могут быть друзьями». Но потом мы понимаем, что их флирт слишком милый, и нам просто хочется, чтобы они были вместе — и осознаём, что сексуальное влечение и любовь куда важнее, чем быть глупыми друзьями.
Каждый персонаж и каждое их действие выстроены с этой точки зрения. И именно тема даёт зрителям то, о чём они будут говорить, выходя из зала.
Как кинематографисты находят тему в фильме или сериале?
Иногда вы точно знаете центральное послание с самого начала написания. Но, скорее всего, поймёте его только в самом конце. Вот 10 вопросов, которые могут помочь найти тему вашего произведения.
Напишите 5–10 ответов на каждый вопрос:
- Что я люблю
- Что я ненавижу
- Чего я боюсь
- Во что я верю
- Что я ценю
- Чего я хочу
- Что я знаю о...
- Люди, которые повлияли на мою жизнь
- Открытия, которые изменили мою жизнь
- Решения, которые изменили мою жизнь
После выполнения этого упражнения вы окажетесь гораздо ближе к пониманию темы своего произведения. Тема тесно связана с внутренним конфликтом, который вы хотите передать зрителю. То есть вы не столько находите или определяете тему, сколько встраиваете её в свою историю.
Примеры тем в известных фильмах
Что можно привести в качестве примера темы? Тема не обязательно должна быть явно озвучена — её можно намекнуть или выразить не напрямую. Иногда проще просто посмотреть на темы, заложенные в наших любимых фильмах.
Фарго

Весь фильм построен вокруг вопроса: «Нужны ли деньги, чтобы быть счастливым?» Джерри жаждет денег и готов ради этого пожертвовать собственной женой. Мардж уверена: именно любовь делает нас счастливыми, а не деньги. История написана с обеих точек зрения. Встречи Мардж связаны с любовью, а Джерри — с деньгами. Когда они наконец пересекаются, Джерри получает свой урок, а Мардж прижимается к мужу. Оба отвечают на заданный темой вопрос.
«Парк Юрского периода»

Мне очень нравится музыка из Парка Юрского периода, но и тема там шикарная: Если технологии позволяют нам что-то сделать, должны ли мы это делать, не задаваясь моральными вопросами?
Фильм отлично показывает персонажей, исследующих эту тему. Доктор Грант и Элли — археологи, живущие и работающие в прошлом, им не интересны технологии будущего. Хаммонд и его команда, напротив, хотят использовать технологии, чтобы воссоздать прошлое.
Малкольм становится голосом разума и прямо озвучивает тему:
«То, что мы можем это сделать, ещё не значит, что мы должны.»
За два часа фильма мы видим, как персонажи спорят о сложной теме. Технологии несколько раз спасают жизни, но сам факт оживления динозавров показывает, что нельзя использовать прогресс безответственно. Хаммонд и многие из сотрудников парка становятся жертвами своей гордыни.
Фильм оставляет нам сложный вывод: технологии должны помогать человечеству, но не заменять собой Бога.
«Криминальное чтиво»

Этот фильм посвящён судьбе. Мы контролируем свою жизнь или есть нечто большее, что управляет нами? Если всё предопределено, то в чём тогда наш выбор?
Персонаж Джулса — центральная точка этой тематики. Он пытается понять, кем ему быть — злодеем или хорошим человеком. В фильме выживают те, кто выбирает добро. Те, кто продолжает делать зло, даже после явных «знаков» — как Винсент — погибают.
Тема судьбы отлично работает в фильме, где герои постоянно сталкиваются друг с другом по всему Лос-Анджелесу. Она позволяет нам поверить в эти случайные пересечения и невероятные совпадения.
«Стражи Галактики. Часть 2»

Вторая часть Стражей Галактики строится вокруг темы: Могут ли друзья стать семьёй?
Мы видим, как Квилл, Ракета, Грут и Йонду снова и снова обсуждают этот вопрос своими действиями. Главная идея: Кто твой настоящий отец? Квилл понимает, что биология не главное. Главное — это люди, готовые умереть за тебя. Неважно, кто они: человек, инопланетянин или енот — они могут стать твоей семьёй.
Выборы, ставки, сцены — всё пронизано семейной темой, и именно это делает сиквел особенным.
Подводим итог: определение темы в кино и на телевидении
Как вы могли заметить, основная тема любой истории зависит от целей её автора. Если вся съёмочная группа знает тему, писать и снимать становится проще — особенно актёрам, ведь тогда они будут понимать, как играть арку своих персонажей.
Тема помогает выстроить единую внутреннюю ось, вокруг которой разворачивается весь фильм. Именно тема делает фильм о чём-то.