Тема в кино и сериалах: определение, примеры и советы сценаристу

Существует множество определений темы. Но что она означает на самом деле?
В этой статье мы разберёмся, что такое тема в сценарии, научимся находить основную идею вашей истории и рассмотрим примеры из известных фильмов и сериалов.
Определение темы
В киноведении тема — это центральная идея, заложенная в повествование фильма или телешоу. Как правило, темы делятся на две категории:
- Тематическая концепция (thematic concept) — это то, о чём, как считает зритель, рассказывает произведение.
- Тематическое высказывание (thematic statement) — это то, что сам фильм утверждает по поводу темы, которую затрагивает.
Как можно догадаться, конкретная тема будет меняться в зависимости от самого произведения — от его сюжета, героев, режиссёра и сценариста.
Иногда тему называют просто центральным посланием или основной идеей. А теперь подумай: в чём центральное послание твоей истории?
Что такое тема в написании сценариев
Тема вашего сценария — это проблема или вопрос, лежащий в основе всей истории. Это то, что прямо не озвучивается в тексте, но представляет собой эмоциональную или духовную движущую силу послания вашего фильма. Если у вас нет темы, ваша мама, скорее всего, скажет, что в истории нет никакого смысла.
Подумайте о теме как о тезисе, как в научной работе. Опять возвращаемся к центральному посланию. Джон Огаст описывает тему как «то, что является правдой и то, что является реальностью».
Так что же является истиной в центре вашей истории? Возможно, вы пишете о том, как человек осознаёт, что его родители — просто обычные, несовершенные люди. Или о том, что любовь побеждает всё. Или что доверие и уважение нужно заслужить.
Но, возможно, вы пока не знаете свою тему. Стивен Кинг считает, что тема приходит уже после написания истории, проявляясь в последующих черновиках.
«Хорошая художественная литература всегда начинается с истории и ведёт к теме. Почти никогда не бывает наоборот — чтобы история начиналась с темы и затем развивалась. Единственное возможное исключение — это аллегории вроде “Скотного двора” Джорджа Оруэлла. Как только у вас есть базовая история, вам нужно подумать, что она значит, и обогатить последующие черновики этими выводами. Делать меньше — значит лишать вашу работу (и в итоге ваших читателей) того видения, которое делает каждую вашу историю по-настоящему вашей.»
Стивен Кинг
Как бы то ни было, как только вы определите тему, вам стоит писать, придерживаясь её. Но как это сделать? Определить тему — задача не из лёгких.
Что такое тема в повествовании фильма?
Многие сайты в качестве примера темы ссылаются на фильм «Когда Гарри встретил Салли». Главная идея там проста: «Могут ли мужчины и женщины быть друзьями?»
Это центральное послание лежит в основе каждого сценарного решения. Фильм постоянно поднимает этот вопрос. В какие-то моменты мы видим, насколько глубока дружба между Гарри и Салли, и думаем: «Наверное, да, они могут быть друзьями». Но потом мы понимаем, что их флирт слишком милый, и нам просто хочется, чтобы они были вместе — и осознаём, что сексуальное влечение и любовь куда важнее, чем быть глупыми друзьями.
Каждый персонаж и каждое их действие выстроены с этой точки зрения. И именно тема даёт зрителям то, о чём они будут говорить, выходя из зала.
Как кинематографисты находят тему в фильме или сериале?
Иногда вы точно знаете центральное послание с самого начала написания. Но, скорее всего, поймёте его только в самом конце. Вот 10 вопросов, которые могут помочь найти тему вашего произведения.
Напишите 5–10 ответов на каждый вопрос:
- Что я люблю
- Что я ненавижу
- Чего я боюсь
- Во что я верю
- Что я ценю
- Чего я хочу
- Что я знаю о...
- Люди, которые повлияли на мою жизнь
- Открытия, которые изменили мою жизнь
- Решения, которые изменили мою жизнь
После выполнения этого упражнения вы окажетесь гораздо ближе к пониманию темы своего произведения. Тема тесно связана с внутренним конфликтом, который вы хотите передать зрителю. То есть вы не столько находите или определяете тему, сколько встраиваете её в свою историю.
Примеры тем в известных фильмах
Что можно привести в качестве примера темы? Тема не обязательно должна быть явно озвучена — её можно намекнуть или выразить не напрямую. Иногда проще просто посмотреть на темы, заложенные в наших любимых фильмах.
Фарго

Весь фильм построен вокруг вопроса: «Нужны ли деньги, чтобы быть счастливым?» Джерри жаждет денег и готов ради этого пожертвовать собственной женой. Мардж уверена: именно любовь делает нас счастливыми, а не деньги. История написана с обеих точек зрения. Встречи Мардж связаны с любовью, а Джерри — с деньгами. Когда они наконец пересекаются, Джерри получает свой урок, а Мардж прижимается к мужу. Оба отвечают на заданный темой вопрос.
«Парк Юрского периода»

Мне очень нравится музыка из Парка Юрского периода, но и тема там шикарная: Если технологии позволяют нам что-то сделать, должны ли мы это делать, не задаваясь моральными вопросами?
Фильм отлично показывает персонажей, исследующих эту тему. Доктор Грант и Элли — археологи, живущие и работающие в прошлом, им не интересны технологии будущего. Хаммонд и его команда, напротив, хотят использовать технологии, чтобы воссоздать прошлое.
Малкольм становится голосом разума и прямо озвучивает тему:
«То, что мы можем это сделать, ещё не значит, что мы должны.»
За два часа фильма мы видим, как персонажи спорят о сложной теме. Технологии несколько раз спасают жизни, но сам факт оживления динозавров показывает, что нельзя использовать прогресс безответственно. Хаммонд и многие из сотрудников парка становятся жертвами своей гордыни.
Фильм оставляет нам сложный вывод: технологии должны помогать человечеству, но не заменять собой Бога.
«Криминальное чтиво»

Этот фильм посвящён судьбе. Мы контролируем свою жизнь или есть нечто большее, что управляет нами? Если всё предопределено, то в чём тогда наш выбор?
Персонаж Джулса — центральная точка этой тематики. Он пытается понять, кем ему быть — злодеем или хорошим человеком. В фильме выживают те, кто выбирает добро. Те, кто продолжает делать зло, даже после явных «знаков» — как Винсент — погибают.
Тема судьбы отлично работает в фильме, где герои постоянно сталкиваются друг с другом по всему Лос-Анджелесу. Она позволяет нам поверить в эти случайные пересечения и невероятные совпадения.
«Стражи Галактики. Часть 2»

Вторая часть Стражей Галактики строится вокруг темы: Могут ли друзья стать семьёй?
Мы видим, как Квилл, Ракета, Грут и Йонду снова и снова обсуждают этот вопрос своими действиями. Главная идея: Кто твой настоящий отец? Квилл понимает, что биология не главное. Главное — это люди, готовые умереть за тебя. Неважно, кто они: человек, инопланетянин или енот — они могут стать твоей семьёй.
Выборы, ставки, сцены — всё пронизано семейной темой, и именно это делает сиквел особенным.
Подводим итог: определение темы в кино и на телевидении
Как вы могли заметить, основная тема любой истории зависит от целей её автора. Если вся съёмочная группа знает тему, писать и снимать становится проще — особенно актёрам, ведь тогда они будут понимать, как играть арку своих персонажей.
Тема помогает выстроить единую внутреннюю ось, вокруг которой разворачивается весь фильм. Именно тема делает фильм о чём-то.

Персонажи — это сердце и душа любой истории. Но чтобы они действительно прошли арку, потребуется опыт и умение.
У всех нас есть любимые фильмы и сериалы. И, конечно, любимые герои — те, кто помогает нам проживать будни и кого мы упоминаем в повседневных разговорах. Поэтому, когда вы начинаете писать собственный сценарий, задача создать персонажа, который однажды станет частью культурного кода, может показаться пугающей.
Как мой герой может оказаться в одном ряду с культовыми персонажами? И как избежать «плоской» арки персонажа?

Сценаристы, продюсеры и начинающие писатели всё чаще обращаются к нейросетям для анализа сценариев.
Причина проста: это очень дёшево и моментально.
Такой подход провоцирует бурную дискуссию о месте искусственного интеллекта в профессии, которая десятилетиями опиралась на человеческую интуицию и творческое чутьё.
Полностью заменить вкус и опыт живого читателя невозможно, но в условиях, когда сервисов по анализу сценариев становится всё меньше, авторы хватаются за любую возможность.
Основной сценарный кейс использования Gemini (или ChatGPT) — это возможность быстро проанализировать и выдать фидбэк на весь сценарий. Пользователи загружают свои тексты в формате PDF и с помощью подробных запросов получают развёрнутые рецензии. Как правило, в промпте просят нейросеть выступить в роли опытного скрипт-доктора и оценить сценарий по классической схеме.
Давайте разберёмся, что происходит — и какие именно запросы используют авторы.

Я разбил всё по основным блокам драматургии. Используйте этот гайд, чтобы строить свою историю шаг за шагом — и ничего важного не забыть.
И обязательно проверьтесь по нему, прежде чем показывать сценарий кому бы то ни было.

Иногда старомодный способ — самый лучший.
Одна из вещей, которые я больше всего люблю в писательстве, — это его мифологическая история. Мы пишем с тех пор, как научились царапать знаки на каменных табличках. И есть в этом что-то романтичное — сесть с ручкой и блокнотом и излить душу на бумагу.
Я не один такой. Многие писатели чувствуют то же самое — в том числе Квентин Тарантино.

В начале 2024 года у меня появилась лучшая идея сценария за всю мою карьеру. Забастовка только-только закончилась, и казалось, что все пожары, которые я поджигал в 2023-м, наконец-то потушены за те полгода, что мы не работали.
Когда я уходил в забастовку, я работал над телешоу и был уверен, что одну мою полнометражку вот-вот запустит студия. Когда я вышел из неё — у меня не осталось ничего. Только понимание: нужно срочно написать новый спек, чтобы напомнить индустрии, что я существую.

«Сценарист и режиссёр Дэмьен Шазелл внушает мне оптимизм по поводу будущего Голливуда. Он молод, у него амбициозные идеи, и мне нравится, насколько серьёзно он относится к сюжетам своих фильмов»
Совет 1: Если вы хотите, чтобы ваш первый сценарий был экранизирован, напишите что-то небольшое, сфокусированное, лаконичное и «жёсткое».

Ода семи культовым персонажам, которые упрямо оставались верны себе — и доказали: порой именно отсутствие развития мы любим больше всего.
В сценарном деле нет абсолютов. Если вы слышите от «гуру», что что-то обязательно должно быть именно так, — бегите. Это чепуха.
Возьмём, к примеру, миф о трансформации персонажа.

Режиссёр комедийного боевика рассуждает о том, зачем истории нужны экшен-сцены, как они играют ту же роль, что и песни в мюзиклах, и многом другом.
Комедийный боевик «Рейс навылет» (Fight or Flight) предлагает зрителям не только драки на высоте около 12 тысяч метров. В роли бывшего правительственного агента, пытающегося защитить пассажира от наёмных убийц на борту коммерческого авиалайнера, Джош Хартнетт задействует смекалку, рефлексы и всё, что попадётся под руку — от бокала для вина, вонзаемого в глаз, до бензопилы, пойманной в воздухе. Всё это — в нарочито абсурдном тоне, который критики окрестили «самолётным безумием».
Велика вероятность, что если вы хоть раз задумывались о написании сценария, то вы уже слышали о Пути Героя.
Кто-то из знакомых сценаристов мог клясться, что он незаменим. Преподаватель кино мог посоветовать прочитать о нём. А может, вы просто услышали, как бариста в вашей любимой кофейне рассуждал, почему Крепкий орешек — идеальный пример этой структуры.

Как зацепить внимание зрителя с первых минут и удержать до самого финала? Ответ часто кроется в структуре повествования. Дэн Хармон, создатель культовых сериалов «Сообщество» и «Рик и Морти», разработал простую, но невероятно эффективную модель — Круг истории. Он основан на идеях «Путешествия героя» Джозефа Кэмпбелла, но сводит запутанные 12–17 этапов мономифа к понятным восьми блокам.
В этой статье мы детально разберем каждый шаг сюжетного круга Хармона, рассмотрим примеры и поделимся практическими советами, как использовать эту методику для написания сценария.
Суть сюжетного круга Хармона
Идея проста: герой отправляется в путешествие из своей зоны комфорта, сталкивается с препятствиями, достигает цели, но платит за это цену, а затем возвращается домой изменённым.
Круг Дэна Хармона