Писательская привычка Квентина Тарантино из прошлого века

Иногда старомодный способ — самый лучший.
Одна из вещей, которые я больше всего люблю в писательстве, — это его мифологическая история. Мы пишем с тех пор, как научились царапать знаки на каменных табличках. И есть в этом что-то романтичное — сесть с ручкой и блокнотом и излить душу на бумагу.
Я не один такой. Многие писатели чувствуют то же самое — в том числе Квентин Тарантино.
Давайте посмотрим фрагмент, где он рассказывает об этом процессе, а потом разберём подробнее.
Тарантино выбирает длинный путь
Это отрывок из последнего появления Тарантино на подкасте Джо Рогана. Там он рассказал о своём методе работы — и почему сначала пишет от руки.
Для Тарантино черновик от руки — это необработанный поток мыслей, где он намеренно перебарщивает, чтобы выплеснуть на бумагу каждую идею.
А у Тарантино, как вы понимаете, идей хватает.
Такой подход позволяет ему оценивать материал визуально. Он может выбрать, какие идеи войдут в сценарий, ориентируясь не только на то, что напечатано — но на весь хаос на странице. И если нужно, он даёт идее возможность поменяться — ведь сам текст пока ещё в сыром виде.
Этот черновик потом переписывается — уже на печатной машинке или компьютере. Именно тогда появляется структура, логика, форма.
Сначала ты отделяешь зёрна от плевел, а потом превращаешь их во что-то, что, возможно, однажды снимут.
По словам Тарантино, этот двухэтапный процесс — от свободного потока мыслей к обдуманному тексту — необходим для творчества.
Так он строит каждую историю. Так он даёт своему мозгу работать на полную. А ещё — устанавливает более глубокую связь с текстом. Он буквально проживает имена персонажей, выпуская их из руки, чувствует ритм истории физически.
Мне кажется, это отличный приём для любого сценариста. Ведь сначала ты пишешь так, как будто ничто не окончательно. Ты просто выкладываешь всё на бумагу — а потом выбираешь то, что любишь, и уже в ноутбуке превращаешь это в настоящую сцену.
Заключение
В мире, помешанном на эффективности и цифровой скорости, этот метод — мощное напоминание: иногда самый медленный и вдумчивый путь приносит самые зрелые плоды.
Так что в следующий раз, когда окажешься перед пустым экраном, попробуй потянуться не к клавиатуре, а к ручке. Позволь себе хаос. Позволь идеям течь. И открой для себя магию рукописного текста.

В начале 2024 года у меня появилась лучшая идея сценария за всю мою карьеру. Забастовка только-только закончилась, и казалось, что все пожары, которые я поджигал в 2023-м, наконец-то потушены за те полгода, что мы не работали.
Когда я уходил в забастовку, я работал над телешоу и был уверен, что одну мою полнометражку вот-вот запустит студия. Когда я вышел из неё — у меня не осталось ничего. Только понимание: нужно срочно написать новый спек, чтобы напомнить индустрии, что я существую.

«Сценарист и режиссёр Дэмьен Шазелл внушает мне оптимизм по поводу будущего Голливуда. Он молод, у него амбициозные идеи, и мне нравится, насколько серьёзно он относится к сюжетам своих фильмов»
Совет 1: Если вы хотите, чтобы ваш первый сценарий был экранизирован, напишите что-то небольшое, сфокусированное, лаконичное и «жёсткое».

Ода семи культовым персонажам, которые упрямо оставались верны себе — и доказали: порой именно отсутствие развития мы любим больше всего.
В сценарном деле нет абсолютов. Если вы слышите от «гуру», что что-то обязательно должно быть именно так, — бегите. Это чепуха.
Возьмём, к примеру, миф о трансформации персонажа.

Режиссёр комедийного боевика рассуждает о том, зачем истории нужны экшен-сцены, как они играют ту же роль, что и песни в мюзиклах, и многом другом.
Комедийный боевик «Рейс навылет» (Fight or Flight) предлагает зрителям не только драки на высоте около 12 тысяч метров. В роли бывшего правительственного агента, пытающегося защитить пассажира от наёмных убийц на борту коммерческого авиалайнера, Джош Хартнетт задействует смекалку, рефлексы и всё, что попадётся под руку — от бокала для вина, вонзаемого в глаз, до бензопилы, пойманной в воздухе. Всё это — в нарочито абсурдном тоне, который критики окрестили «самолётным безумием».
Велика вероятность, что если вы хоть раз задумывались о написании сценария, то вы уже слышали о Пути Героя.
Кто-то из знакомых сценаристов мог клясться, что он незаменим. Преподаватель кино мог посоветовать прочитать о нём. А может, вы просто услышали, как бариста в вашей любимой кофейне рассуждал, почему Крепкий орешек — идеальный пример этой структуры.

Как зацепить внимание зрителя с первых минут и удержать до самого финала? Ответ часто кроется в структуре повествования. Дэн Хармон, создатель культовых сериалов «Сообщество» и «Рик и Морти», разработал простую, но невероятно эффективную модель — Круг истории. Он основан на идеях «Путешествия героя» Джозефа Кэмпбелла, но сводит запутанные 12–17 этапов мономифа к понятным восьми блокам.
В этой статье мы детально разберем каждый шаг сюжетного круга Хармона, рассмотрим примеры и поделимся практическими советами, как использовать эту методику для написания сценария.
Суть сюжетного круга Хармона
Идея проста: герой отправляется в путешествие из своей зоны комфорта, сталкивается с препятствиями, достигает цели, но платит за это цену, а затем возвращается домой изменённым.
Круг Дэна Хармона

Наверняка вы замечали, что несмотря на безграничное количество фильмов, книг и сериалов, многие сюжеты очень похожи друг на друга. Порой кажется, что новые идеи закончились, и всё, что мы видим — это лишь разные вариации одних и тех же историй.
Ещё в 19 веке французский драматург и теоретик Жорж Польти поставил перед собой амбициозную задачу: систематизировать всю драматургию и привести ее к понятной классификации. Он внимательно проанализировал классические произведения, мифы, легенды, трагедии и комедии и пришёл к выводу, что, несмотря на огромное многообразие сюжетов, на самом деле существует всего 36 базовых драматических ситуаций.
Что это значит? Все произведения искусства — от эпических саг до коротких рассказов и современных блокбастеров — можно свести к этим 36 сценарным конфликтам. Каждый автор просто описывает одну из этих ситуаций по-своему: меняет персонажей, сеттинг, настроение, детали, но основа остаётся той же.
В этой статье разберём все 36 драматических ситуаций на примерах из русского и иностранного кино — и покажем, как использовать их в работе сценариста.
В прошлом уроке мы разобрали 5 приемов, с помощью которых можно сделать сцену яркой, оригинальной и запоминающейся. А сейчас мы подходим к финальному уроку сценарного курса. И сегодня речь пойдет о синопсисе — первой письменной версии вашего будущего фильма, сериала или игры.
Синопсис — это краткое изложение сюжета на 1-2 страницы.
Это не сценарий и не поэпизодник. Это история в сжатом виде, написанная так, чтобы зацепить и передать атмосферу вашего фильма.
Это текстовая версия видеоурока №14 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как написать синопсис фильма (Урок 14). Prepropost
В прошлом уроке мы разобрали поэпизодник. Сегодня разберемся, как сделать сцену, которая действительно цепляет — и зрителя, и продюсера. Расскажу про 5 простых приемов, которые помогут избежать клише и добавить сценам выразительности. Будет много примеров и практических советов — читайте до конца.
Это текстовая версия видеоурока №13 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать культовую сцену фильма. 5 приемов сценариста (Урок 13). Prepropost
В прошлом уроке мы разобрались, что такое перипетии, крючки и как вообще работает эпизод. Теперь задача — придумать оставшиеся эпизоды фильма.
Для этого у нас есть таблица — 4 акта по 7 эпизодов. Почему не 3? Потому что второй акт обычно делится на две равные части. Чтобы не писать каждый раз «первая половина второго акта, вторая половина второго акта», просто введем: акт 2 и акт 3.
Это текстовая версия видеоурока №12 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Алгоритм создания поэпизодника. Почему 4 акта, а не 3? Как придумать сцены и эпизоды? (Урок 12)