Как писать сценарий: 10 советов сценаристам от Дэмьена Шазелла — режиссёра Ла-Ла Ленда

«Сценарист и режиссёр Дэмьен Шазелл внушает мне оптимизм по поводу будущего Голливуда. Он молод, у него амбициозные идеи, и мне нравится, насколько серьёзно он относится к сюжетам своих фильмов»
Совет 1: Если вы хотите, чтобы ваш первый сценарий был экранизирован, напишите что-то небольшое, сфокусированное, лаконичное и «жёсткое».
Пусть это будет простая, ясная история о двух героях, противостоящих друг другу. Это очень дельная идея, которую стоит осознать. Собирать бюджет на небольшой фильм гораздо проще, а фокусировка на главных героях делает проект сильнее.
Совет 2: Большинство великих историй о любви не заканчиваются словами «и жили они долго и счастливо».
Если вы пишете о любви, она должна быть больше самих героев. Это может подходить не всем, но если вы работаете над любовной историей — важно точно понять, какой именно вид любви вы описываете и как он влияет на сюжет.
Совет 3: Перед началом любого проекта вы должны примерно представлять финальную сцену.
Понимайте, какую историю хотите рассказать, и добейтесь того, чтобы конец был честным, но при этом непредсказуемым. Я сам сторонник написания планов и работы только над проектами, финал которых мне ясен. Это даёт «карту» пути и помогает не застревать.
Совет 4: У вас всегда должна быть личная связь с тем, что вы пишете.
Это не обязательно должна быть буквальная история из вашей жизни — личный угол можно найти в любом проекте, даже если он о космосе. Я всегда ищу, что именно меня привлекло к истории. Что в ней от меня самого? Почему я хочу этим заниматься? Найдите свой ответ на вопрос «почему именно сейчас?».
Совет 5: Когда вы получаете правки к сценарию, попытайтесь понять, кто их даёт, и попросите быть максимально конкретными, прямыми и честными.
Получать фидбэк нелегко, но чем он конкретнее, тем полезнее. Слушайте внимательно — и не ведите себя грубо в ответ.
Совет 6: Лучший способ запустить свой дебютный полнометражный фильм — снять короткий фильм-прототип.
Если он ещё и получит награды, это привлечёт инвесторов.
Совет 7: Берите актуальные идеи из прошлого и оживляйте их с современной энергией, помещайте в новые контексты, переосмысливайте и развивайте.
Я — большой поклонник Вавилона, в котором шик и блеск старого Голливуда сочетаются с темами, близкими современному зрителю.
Совет 8: Главный навык сценариста — толстая кожа.
Верьте в себя, будьте упорны и не принимайте отказы близко к сердцу. Вам нужно всего одно «да». Это марафон, а не спринт. Голливуд — тяжёлое место, и порой кажется, будто ты толкаешь камень в гору. Но важно продолжать и уметь справляться с ранами и синяками на этом пути.
Совет 9: Если в сцене есть музыка, синхронизируйте раскадровку с её темпом.
Планируйте такие сцены особенно тщательно — они требуют точного тайминга, эмоций и ритма. Лучшая работа делается на этапе подготовки. Даже если в процессе всё изменится, продуманность даст вам гибкость и уверенность.
Совет 10: Не перегружайте финал диалогами.
Вы уже рассказали историю — теперь дайте ей потечь свободно, сделайте концовку чистой кинематографией. Кино — визуальное искусство. Пусть экран говорит сам за себя. Не объясняйте словами то, что можно показать образом.
Подводя итоги: Дэмьен Шазелл — особенный рассказчик. Его советы передают ту уязвимость и трудолюбие, которые необходимы, чтобы создать по-настоящему сильный сценарий.

Ода семи культовым персонажам, которые упрямо оставались верны себе — и доказали: порой именно отсутствие развития мы любим больше всего.
В сценарном деле нет абсолютов. Если вы слышите от «гуру», что что-то обязательно должно быть именно так, — бегите. Это чепуха.
Возьмём, к примеру, миф о трансформации персонажа.

Режиссёр комедийного боевика рассуждает о том, зачем истории нужны экшен-сцены, как они играют ту же роль, что и песни в мюзиклах, и многом другом.
Комедийный боевик «Рейс навылет» (Fight or Flight) предлагает зрителям не только драки на высоте около 12 тысяч метров. В роли бывшего правительственного агента, пытающегося защитить пассажира от наёмных убийц на борту коммерческого авиалайнера, Джош Хартнетт задействует смекалку, рефлексы и всё, что попадётся под руку — от бокала для вина, вонзаемого в глаз, до бензопилы, пойманной в воздухе. Всё это — в нарочито абсурдном тоне, который критики окрестили «самолётным безумием».
Велика вероятность, что если вы хоть раз задумывались о написании сценария, то вы уже слышали о Пути Героя.
Кто-то из знакомых сценаристов мог клясться, что он незаменим. Преподаватель кино мог посоветовать прочитать о нём. А может, вы просто услышали, как бариста в вашей любимой кофейне рассуждал, почему Крепкий орешек — идеальный пример этой структуры.

Как зацепить внимание зрителя с первых минут и удержать до самого финала? Ответ часто кроется в структуре повествования. Дэн Хармон, создатель культовых сериалов «Сообщество» и «Рик и Морти», разработал простую, но невероятно эффективную модель — Круг истории. Он основан на идеях «Путешествия героя» Джозефа Кэмпбелла, но сводит запутанные 12–17 этапов мономифа к понятным восьми блокам.
В этой статье мы детально разберем каждый шаг сюжетного круга Хармона, рассмотрим примеры и поделимся практическими советами, как использовать эту методику для написания сценария.
Суть сюжетного круга Хармона
Идея проста: герой отправляется в путешествие из своей зоны комфорта, сталкивается с препятствиями, достигает цели, но платит за это цену, а затем возвращается домой изменённым.
Круг Дэна Хармона

Наверняка вы замечали, что несмотря на безграничное количество фильмов, книг и сериалов, многие сюжеты очень похожи друг на друга. Порой кажется, что новые идеи закончились, и всё, что мы видим — это лишь разные вариации одних и тех же историй.
Ещё в 19 веке французский драматург и теоретик Жорж Польти поставил перед собой амбициозную задачу: систематизировать всю драматургию и привести ее к понятной классификации. Он внимательно проанализировал классические произведения, мифы, легенды, трагедии и комедии и пришёл к выводу, что, несмотря на огромное многообразие сюжетов, на самом деле существует всего 36 базовых драматических ситуаций.
Что это значит? Все произведения искусства — от эпических саг до коротких рассказов и современных блокбастеров — можно свести к этим 36 сценарным конфликтам. Каждый автор просто описывает одну из этих ситуаций по-своему: меняет персонажей, сеттинг, настроение, детали, но основа остаётся той же.
В этой статье разберём все 36 драматических ситуаций на примерах из русского и иностранного кино — и покажем, как использовать их в работе сценариста.
В прошлом уроке мы разобрали 5 приемов, с помощью которых можно сделать сцену яркой, оригинальной и запоминающейся. А сейчас мы подходим к финальному уроку сценарного курса. И сегодня речь пойдет о синопсисе — первой письменной версии вашего будущего фильма, сериала или игры.
Синопсис — это краткое изложение сюжета на 1-2 страницы.
Это не сценарий и не поэпизодник. Это история в сжатом виде, написанная так, чтобы зацепить и передать атмосферу вашего фильма.
Это текстовая версия видеоурока №14 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как написать синопсис фильма (Урок 14). Prepropost
В прошлом уроке мы разобрали поэпизодник. Сегодня разберемся, как сделать сцену, которая действительно цепляет — и зрителя, и продюсера. Расскажу про 5 простых приемов, которые помогут избежать клише и добавить сценам выразительности. Будет много примеров и практических советов — читайте до конца.
Это текстовая версия видеоурока №13 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать культовую сцену фильма. 5 приемов сценариста (Урок 13). Prepropost
В прошлом уроке мы разобрались, что такое перипетии, крючки и как вообще работает эпизод. Теперь задача — придумать оставшиеся эпизоды фильма.
Для этого у нас есть таблица — 4 акта по 7 эпизодов. Почему не 3? Потому что второй акт обычно делится на две равные части. Чтобы не писать каждый раз «первая половина второго акта, вторая половина второго акта», просто введем: акт 2 и акт 3.
Это текстовая версия видеоурока №12 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Алгоритм создания поэпизодника. Почему 4 акта, а не 3? Как придумать сцены и эпизоды? (Урок 12)
Если очень коротко — герой должен идти к цели через постоянные перипетии. Что такое перипетия? Это неожиданный поворот в сцене, когда все шло хорошо — и вдруг стало плохо. Или наоборот.
Это текстовая версия видеоурока № 11 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
5 крючков в кино. Структура эпизода. Перипетии. Сценарное мастерство (Урок 11). Prepropost
В прошлом уроке мы разобрали, как создать живого и запоминающегося персонажа. А сегодня — переходим к трансформации героя. Или, как ее еще называют — арке персонажа.
Разберем теорию на конкретных примерах из фильмов, пройдемся по пошаговому алгоритму и ответим на главный вопрос: как сделать так, чтобы зритель поверил в изменения вашего персонажа.
Это текстовая версия видеоурока № 10 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Трансформация героя. 3 типа арки главного героя (УРОК 10) / Курсы сценаристов от Prepropost