Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
logo logo
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Войти
  • Регистрация
Prepropost Блог
Prepropost Блог 09 августа 2025 в 10:43
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Чек-лист для написания сценария

Я разбил всё по основным блокам драматургии. Используйте этот гайд, чтобы строить свою историю шаг за шагом — и ничего важного не забыть.

И обязательно проверьтесь по нему, прежде чем показывать сценарий кому бы то ни было.

1. Концепт и логлайн

До того как напишете первую сцену, убедитесь: у вашей истории крепкий фундамент. Сильная идея — это семя, из которого вырастает весь сценарий.

  • High Concept: Вашу идею можно кратко и увлекательно пересказать? Уместится ли питч в 25 слов?
  • Логлайн: Чётко ли обозначены герой, его цель, препятствие/антагонист и ставки?
  • Пример: Решительный детектив (герой) должен перехитрить гениального серийного убийцу (антагонист), чтобы спасти свою похищенную дочь (ставки).
  • Оригинальность: Предлагает ли ваша идея свежий взгляд или необычный поворот в рамках знакомого жанра?
  • Целевая аудитория: Для кого эта история? Есть ли у неё понятный рынок?
  • Тема: Какой главный вопрос или послание лежит в основе? Что вы хотите сказать о человеческой природе?

2. Персонажи

Через персонажей зритель проживает вашу историю. Они должны быть живыми, убедительными и двигать сюжет вперёд.

Протагонист

  • Активен или пассивен: Действует ли герой сам или просто реагирует на обстоятельства?
  • Яркий изъян: Какой важный недостаток он должен преодолеть?
  • Внешняя и внутренняя цель: Чего он хочет (внешне) и что ему на самом деле нужно (внутренне)?
  • Бэкстори: Какие события из прошлого сформировали его? Как они влияют на поступки сейчас?
  • Уникальный голос: Его реплики звучат живо и в его характере?

Антагонист

  • Достойный противник: Умный и опасный? По-настоящему мешает герою?
  • Понятная мотивация: Почему он антагонист? Чего он хочет? Почему его цели противоречат героям?
  • Герой своей истории: С его точки зрения — он поступает правильно?

Второстепенные персонажи

  • Функция в истории: Каждый из них нужен — как ментор, друг, опора, антагонист, комик?
  • Свои цели и голос: У них есть собственный характер, задачи и даже маленькие арки?
  • Избегайте штампов: Все персонажи — личности, а не шаблоны?

3. Сюжет и структура: архитектура сценария

Хорошо выстроенный сюжет удерживает зрителя и обеспечивает полноценное путешествие героя. Классическая трёхактная структура — рабочий инструмент.

Акт I: Завязка (стр. 1–30)

  • Экспозиция: Он задаёт тон и тему всей истории?
  • Введение героя: Мы быстро понимаем, кто он и каков его обычный мир?
  • Завязывающее событие: Есть чёткий толчок, который всё меняет?
  • Сомнения: Герой сначала отказывается вступить в историю?
  • Переход в Акт II: Он сам делает выбор и вступает в конфликт?

Акт II: Противостояние (стр. 30–90)

  • Нарастающее напряжение: Конфликт обостряется через череду препятствий?
  • Середина: Есть важный поворотный момент, который меняет ход событий?
  • Субсюжеты: Второстепенные линии переплетаются с главной и раскрывают тему?
  • Провал: Герой падает, кажется, что цель недостижима?

Акт III: Развязка (стр. 90–120)

  • Последняя попытка: Герой собирается с силами и придумывает новый план?
  • Кульминация: Финальное столкновение с антагонистом — мощное и эмоциональное?
  • Развязка: Главный сюжет и подсюжеты завершены? Есть ощущение нового порядка?
  • Последний образ: Он даёт чувство завершения? Рифмуется с первым?

4. Сцены и диалоги: строительные кирпичи

Каждая сцена — это маленький рассказ с началом, серединой и концом. Сильные сцены — сердце хорошего сценария.

Зачем эта сцена?

  • Продвигает сюжет?
  • Раскрывает персонажа?
  • Раскрывает тему? (Идеально — если всё сразу)

Конфликт: Есть ли столкновение интересов или препятствие внутри сцены?

Показывайте, не рассказывайте: Используете визуальное действие и подтекст вместо «объяснительных» диалогов?

Диалоги:

  • Отличающиеся голоса: Персонажи звучат по-разному?
  • Подтекст: Есть скрытый смысл в их словах?
  • Лаконичность: Реплики короткие и точные? Все лишнее вырезано?
  • Избегайте «в лоб»: Персонажи не проговаривают прямым текстом, что чувствуют?

5. Оформление и подача: профессиональный лоск

Правильное форматирование — не просто эстетика, а показатель вашего уровня.

  • Стандартный формат: Используете ли вы Courier 12, правильные отступы, оформление сцен, действий, имён и диалогов?
  • Объём: Ваш сценарий в пределах индустриальной нормы — 90–120 стр.?
  • Ясность и краткость: Описания лаконичны, фокус только на том, что видно и слышно?
  • Корректура: Вычитали сценарий? Нет опечаток, ошибок, косяков в форматировании? Чистый текст = серьёзный подход.

Подводим итог

Я из тех авторов, кому не терпится выложить идею в свет. Но надо подождать. Нам всем нужно. Этот чек-лист я сделал, чтобы не отправлять сценарий с очевидными дырами и не портить первое впечатление.

Источник

Prepropost Блог
Prepropost Блог 09 августа 2025 в 10:43
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Писательская привычка Квентина Тарантино из прошлого века

Иногда старомодный способ — самый лучший.

Одна из вещей, которые я больше всего люблю в писательстве, — это его мифологическая история. Мы пишем с тех пор, как научились царапать знаки на каменных табличках. И есть в этом что-то романтичное — сесть с ручкой и блокнотом и излить душу на бумагу.

Я не один такой. Многие писатели чувствуют то же самое — в том числе Квентин Тарантино.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 09 августа 2025 в 10:51
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Как я усвоил самый тяжёлый урок в своей карьере сценариста

В начале 2024 года у меня появилась лучшая идея сценария за всю мою карьеру. Забастовка только-только закончилась, и казалось, что все пожары, которые я поджигал в 2023-м, наконец-то потушены за те полгода, что мы не работали.

Когда я уходил в забастовку, я работал над телешоу и был уверен, что одну мою полнометражку вот-вот запустит студия. Когда я вышел из неё — у меня не осталось ничего. Только понимание: нужно срочно написать новый спек, чтобы напомнить индустрии, что я существую.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 09 августа 2025 в 10:58
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Как писать сценарий: 10 советов сценаристам от Дэмьена Шазелла — режиссёра Ла-Ла Ленда

«Сценарист и режиссёр Дэмьен Шазелл внушает мне оптимизм по поводу будущего Голливуда. Он молод, у него амбициозные идеи, и мне нравится, насколько серьёзно он относится к сюжетам своих фильмов»

Совет 1: Если вы хотите, чтобы ваш первый сценарий был экранизирован, напишите что-то небольшое, сфокусированное, лаконичное и «жёсткое».

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 09 августа 2025 в 10:58
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Трансформация главного героя: 7 культовых персонажей, которые не изменились — и стали легендами

Ода семи культовым персонажам, которые упрямо оставались верны себе — и доказали: порой именно отсутствие развития мы любим больше всего.

В сценарном деле нет абсолютов. Если вы слышите от «гуру», что что-то обязательно должно быть именно так, — бегите. Это чепуха.

Возьмём, к примеру, миф о трансформации персонажа.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 09 августа 2025 в 10:58
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Как раскрыть героя через экшен: режиссёр «Рейса навылет» — о секретах мощного сценария

Режиссёр комедийного боевика рассуждает о том, зачем истории нужны экшен-сцены, как они играют ту же роль, что и песни в мюзиклах, и многом другом.

Комедийный боевик «Рейс навылет» (Fight or Flight) предлагает зрителям не только драки на высоте около 12 тысяч метров. В роли бывшего правительственного агента, пытающегося защитить пассажира от наёмных убийц на борту коммерческого авиалайнера, Джош Хартнетт задействует смекалку, рефлексы и всё, что попадётся под руку — от бокала для вина, вонзаемого в глаз, до бензопилы, пойманной в воздухе. Всё это — в нарочито абсурдном тоне, который критики окрестили «самолётным безумием».

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 09 августа 2025 в 10:58
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Путь героя Джозефа Кэмпбелла: как написать сильный сценарий за 17 шагов

Велика вероятность, что если вы хоть раз задумывались о написании сценария, то вы уже слышали о Пути Героя.

Кто-то из знакомых сценаристов мог клясться, что он незаменим. Преподаватель кино мог посоветовать прочитать о нём. А может, вы просто услышали, как бариста в вашей любимой кофейне рассуждал, почему Крепкий орешек — идеальный пример этой структуры.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 03 сентября 2025 в 13:07
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Круг Хармона: секреты создания захватывающих историй от сценариста «Рика и Морти»

Как зацепить внимание зрителя с первых минут и удержать до самого финала? Ответ часто кроется в структуре повествования. Дэн Хармон, создатель культовых сериалов «Сообщество» и «Рик и Морти», разработал простую, но невероятно эффективную модель — Круг истории. Он основан на идеях «Путешествия героя» Джозефа Кэмпбелла, но сводит запутанные 12–17 этапов мономифа к понятным восьми блокам.

В этой статье мы детально разберем каждый шаг сюжетного круга Хармона, рассмотрим примеры и поделимся практическими советами, как использовать эту методику для написания сценария.

Суть сюжетного круга Хармона

Идея проста: герой отправляется в путешествие из своей зоны комфорта, сталкивается с препятствиями, достигает цели, но платит за это цену, а затем возвращается домой изменённым.

Круг Дэна Хармона

Круг Дэна Хармона

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 01 сентября 2025 в 19:27
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

36 драматических ситуаций Жоржа Польти на примерах известных фильмов. Шпаргалка сценариста для написания сценария

Наверняка вы замечали, что несмотря на безграничное количество фильмов, книг и сериалов, многие сюжеты очень похожи друг на друга. Порой кажется, что новые идеи закончились, и всё, что мы видим — это лишь разные вариации одних и тех же историй.

Ещё в 19 веке французский драматург и теоретик Жорж Польти поставил перед собой амбициозную задачу: систематизировать всю драматургию и привести ее к понятной классификации. Он внимательно проанализировал классические произведения, мифы, легенды, трагедии и комедии и пришёл к выводу, что, несмотря на огромное многообразие сюжетов, на самом деле существует всего 36 базовых драматических ситуаций.

Что это значит? Все произведения искусства — от эпических саг до коротких рассказов и современных блокбастеров — можно свести к этим 36 сценарным конфликтам. Каждый автор просто описывает одну из этих ситуаций по-своему: меняет персонажей, сеттинг, настроение, детали, но основа остаётся той же.

В этой статье разберём все 36 драматических ситуаций на примерах из русского и иностранного кино — и покажем, как использовать их в работе сценариста.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 03 сентября 2025 в 12:09
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Как написать синопсис к фильму, чтобы его дочитали до конца

В прошлом уроке мы разобрали 5 приемов, с помощью которых можно сделать сцену яркой, оригинальной и запоминающейся. А сейчас мы подходим к финальному уроку сценарного курса. И сегодня речь пойдет о синопсисе — первой письменной версии вашего будущего фильма, сериала или игры.

Синопсис — это краткое изложение сюжета на 1-2 страницы.

Это не сценарий и не поэпизодник. Это история в сжатом виде, написанная так, чтобы зацепить и передать атмосферу вашего фильма.

Это текстовая версия видеоурока №14 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.

Как написать синопсис фильма (Урок 14). Prepropost

Как написать синопсис фильма (Урок 14). Prepropost

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 03 сентября 2025 в 12:04
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Как написать сцену фильма, которую запомнят: 5 простых приемов

В прошлом уроке мы разобрали поэпизодник. Сегодня разберемся, как сделать сцену, которая действительно цепляет — и зрителя, и продюсера. Расскажу про 5 простых приемов, которые помогут избежать клише и добавить сценам выразительности. Будет много примеров и практических советов — читайте до конца.

Это текстовая версия видеоурока №13 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.

Как придумать культовую сцену фильма. 5 приемов сценариста (Урок 13). Prepropost

Как придумать культовую сцену фильма. 5 приемов сценариста (Урок 13). Prepropost

Читать далее
  • Все рубрики
  • Новости
  • Видео и кино
  • Фотография
  • Музыка и аудио
  • Образование
  • Оборудование и техника
  • Программы и сервисы
  • Деньги и продвижение
Темы
  • Видео и кино
  • Сценарное мастерство
  • Фотография и ретушь
Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Контакты
  • Войти
  • Техническая поддержка
  • Email: info@prepropost.ru
  • Telegram: @prepropost
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • ©2025Prepropost
  • Версия:1.3.107
  • Youtube канал PrepropostVK сообщество PrepropostTelegram канал PrepropostДзен сообщество Prepropost
  • Prepropost сообщество в социальной сети ОдноклассникиRUTUBE канал PrepropostX сообщество Prepropost
Мы используем cookies для сбора обезличенных пользовательских данных. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на сбор таких данных. Чтобы отказаться от обработки, отключите сохранение cookies в настройках вашего браузера. На сайте используются рекомендательные технологии. С информацией об обработке персональных данных и мерах по обеспечению их безопасности можно ознакомиться в Политике конфиденциальности.