Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
logo logo
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Войти
  • Регистрация
Prepropost Блог
Prepropost Блог 09 августа 2025 в 10:43
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Чек-лист для написания сценария

Я разбил всё по основным блокам драматургии. Используйте этот гайд, чтобы строить свою историю шаг за шагом — и ничего важного не забыть.

И обязательно проверьтесь по нему, прежде чем показывать сценарий кому бы то ни было.

1. Концепт и логлайн

До того как напишете первую сцену, убедитесь: у вашей истории крепкий фундамент. Сильная идея — это семя, из которого вырастает весь сценарий.

  • High Concept: Вашу идею можно кратко и увлекательно пересказать? Уместится ли питч в 25 слов?
  • Логлайн: Чётко ли обозначены герой, его цель, препятствие/антагонист и ставки?
  • Пример: Решительный детектив (герой) должен перехитрить гениального серийного убийцу (антагонист), чтобы спасти свою похищенную дочь (ставки).
  • Оригинальность: Предлагает ли ваша идея свежий взгляд или необычный поворот в рамках знакомого жанра?
  • Целевая аудитория: Для кого эта история? Есть ли у неё понятный рынок?
  • Тема: Какой главный вопрос или послание лежит в основе? Что вы хотите сказать о человеческой природе?

2. Персонажи

Через персонажей зритель проживает вашу историю. Они должны быть живыми, убедительными и двигать сюжет вперёд.

Протагонист

  • Активен или пассивен: Действует ли герой сам или просто реагирует на обстоятельства?
  • Яркий изъян: Какой важный недостаток он должен преодолеть?
  • Внешняя и внутренняя цель: Чего он хочет (внешне) и что ему на самом деле нужно (внутренне)?
  • Бэкстори: Какие события из прошлого сформировали его? Как они влияют на поступки сейчас?
  • Уникальный голос: Его реплики звучат живо и в его характере?

Антагонист

  • Достойный противник: Умный и опасный? По-настоящему мешает герою?
  • Понятная мотивация: Почему он антагонист? Чего он хочет? Почему его цели противоречат героям?
  • Герой своей истории: С его точки зрения — он поступает правильно?

Второстепенные персонажи

  • Функция в истории: Каждый из них нужен — как ментор, друг, опора, антагонист, комик?
  • Свои цели и голос: У них есть собственный характер, задачи и даже маленькие арки?
  • Избегайте штампов: Все персонажи — личности, а не шаблоны?

3. Сюжет и структура: архитектура сценария

Хорошо выстроенный сюжет удерживает зрителя и обеспечивает полноценное путешествие героя. Классическая трёхактная структура — рабочий инструмент.

Акт I: Завязка (стр. 1–30)

  • Экспозиция: Он задаёт тон и тему всей истории?
  • Введение героя: Мы быстро понимаем, кто он и каков его обычный мир?
  • Завязывающее событие: Есть чёткий толчок, который всё меняет?
  • Сомнения: Герой сначала отказывается вступить в историю?
  • Переход в Акт II: Он сам делает выбор и вступает в конфликт?

Акт II: Противостояние (стр. 30–90)

  • Нарастающее напряжение: Конфликт обостряется через череду препятствий?
  • Середина: Есть важный поворотный момент, который меняет ход событий?
  • Субсюжеты: Второстепенные линии переплетаются с главной и раскрывают тему?
  • Провал: Герой падает, кажется, что цель недостижима?

Акт III: Развязка (стр. 90–120)

  • Последняя попытка: Герой собирается с силами и придумывает новый план?
  • Кульминация: Финальное столкновение с антагонистом — мощное и эмоциональное?
  • Развязка: Главный сюжет и подсюжеты завершены? Есть ощущение нового порядка?
  • Последний образ: Он даёт чувство завершения? Рифмуется с первым?

4. Сцены и диалоги: строительные кирпичи

Каждая сцена — это маленький рассказ с началом, серединой и концом. Сильные сцены — сердце хорошего сценария.

Зачем эта сцена?

  • Продвигает сюжет?
  • Раскрывает персонажа?
  • Раскрывает тему? (Идеально — если всё сразу)

Конфликт: Есть ли столкновение интересов или препятствие внутри сцены?

Показывайте, не рассказывайте: Используете визуальное действие и подтекст вместо «объяснительных» диалогов?

Диалоги:

  • Отличающиеся голоса: Персонажи звучат по-разному?
  • Подтекст: Есть скрытый смысл в их словах?
  • Лаконичность: Реплики короткие и точные? Все лишнее вырезано?
  • Избегайте «в лоб»: Персонажи не проговаривают прямым текстом, что чувствуют?

5. Оформление и подача: профессиональный лоск

Правильное форматирование — не просто эстетика, а показатель вашего уровня.

  • Стандартный формат: Используете ли вы Courier 12, правильные отступы, оформление сцен, действий, имён и диалогов?
  • Объём: Ваш сценарий в пределах индустриальной нормы — 90–120 стр.?
  • Ясность и краткость: Описания лаконичны, фокус только на том, что видно и слышно?
  • Корректура: Вычитали сценарий? Нет опечаток, ошибок, косяков в форматировании? Чистый текст = серьёзный подход.

Подводим итог

Я из тех авторов, кому не терпится выложить идею в свет. Но надо подождать. Нам всем нужно. Этот чек-лист я сделал, чтобы не отправлять сценарий с очевидными дырами и не портить первое впечатление.

Источник

Prepropost Блог
Prepropost Блог 09 августа 2025 в 10:43
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Писательская привычка Квентина Тарантино из прошлого века

Иногда старомодный способ — самый лучший.

Одна из вещей, которые я больше всего люблю в писательстве, — это его мифологическая история. Мы пишем с тех пор, как научились царапать знаки на каменных табличках. И есть в этом что-то романтичное — сесть с ручкой и блокнотом и излить душу на бумагу.

Я не один такой. Многие писатели чувствуют то же самое — в том числе Квентин Тарантино.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 09 августа 2025 в 10:51
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Как я усвоил самый тяжёлый урок в своей карьере сценариста

В начале 2024 года у меня появилась лучшая идея сценария за всю мою карьеру. Забастовка только-только закончилась, и казалось, что все пожары, которые я поджигал в 2023-м, наконец-то потушены за те полгода, что мы не работали.

Когда я уходил в забастовку, я работал над телешоу и был уверен, что одну мою полнометражку вот-вот запустит студия. Когда я вышел из неё — у меня не осталось ничего. Только понимание: нужно срочно написать новый спек, чтобы напомнить индустрии, что я существую.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 09 августа 2025 в 10:58
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Как писать сценарий: 10 советов сценаристам от Дэмьена Шазелла — режиссёра Ла-Ла Ленда

«Сценарист и режиссёр Дэмьен Шазелл внушает мне оптимизм по поводу будущего Голливуда. Он молод, у него амбициозные идеи, и мне нравится, насколько серьёзно он относится к сюжетам своих фильмов»

Совет 1: Если вы хотите, чтобы ваш первый сценарий был экранизирован, напишите что-то небольшое, сфокусированное, лаконичное и «жёсткое».

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 09 августа 2025 в 10:58
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Трансформация главного героя: 7 культовых персонажей, которые не изменились — и стали легендами

Ода семи культовым персонажам, которые упрямо оставались верны себе — и доказали: порой именно отсутствие развития мы любим больше всего.

В сценарном деле нет абсолютов. Если вы слышите от «гуру», что что-то обязательно должно быть именно так, — бегите. Это чепуха.

Возьмём, к примеру, миф о трансформации персонажа.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 09 августа 2025 в 10:58
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Как раскрыть героя через экшен: режиссёр «Рейса навылет» — о секретах мощного сценария

Режиссёр комедийного боевика рассуждает о том, зачем истории нужны экшен-сцены, как они играют ту же роль, что и песни в мюзиклах, и многом другом.

Комедийный боевик «Рейс навылет» (Fight or Flight) предлагает зрителям не только драки на высоте около 12 тысяч метров. В роли бывшего правительственного агента, пытающегося защитить пассажира от наёмных убийц на борту коммерческого авиалайнера, Джош Хартнетт задействует смекалку, рефлексы и всё, что попадётся под руку — от бокала для вина, вонзаемого в глаз, до бензопилы, пойманной в воздухе. Всё это — в нарочито абсурдном тоне, который критики окрестили «самолётным безумием».

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 09 августа 2025 в 10:58
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Путь героя Джозефа Кэмпбелла: как написать сильный сценарий за 17 шагов

Велика вероятность, что если вы хоть раз задумывались о написании сценария, то вы уже слышали о Пути Героя.

Кто-то из знакомых сценаристов мог клясться, что он незаменим. Преподаватель кино мог посоветовать прочитать о нём. А может, вы просто услышали, как бариста в вашей любимой кофейне рассуждал, почему Крепкий орешек — идеальный пример этой структуры.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 03 сентября 2025 в 13:07
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Круг Хармона: секреты создания захватывающих историй от сценариста «Рика и Морти»

Как зацепить внимание зрителя с первых минут и удержать до самого финала? Ответ часто кроется в структуре повествования. Дэн Хармон, создатель культовых сериалов «Сообщество» и «Рик и Морти», разработал простую, но невероятно эффективную модель — Круг истории. Он основан на идеях «Путешествия героя» Джозефа Кэмпбелла, но сводит запутанные 12–17 этапов мономифа к понятным восьми блокам.

В этой статье мы детально разберем каждый шаг сюжетного круга Хармона, рассмотрим примеры и поделимся практическими советами, как использовать эту методику для написания сценария.

Суть сюжетного круга Хармона

Идея проста: герой отправляется в путешествие из своей зоны комфорта, сталкивается с препятствиями, достигает цели, но платит за это цену, а затем возвращается домой изменённым.

Круг Дэна Хармона

Круг Дэна Хармона

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 01 сентября 2025 в 19:27
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

36 драматических ситуаций Жоржа Польти на примерах известных фильмов. Шпаргалка сценариста для написания сценария

Наверняка вы замечали, что несмотря на безграничное количество фильмов, книг и сериалов, многие сюжеты очень похожи друг на друга. Порой кажется, что новые идеи закончились, и всё, что мы видим — это лишь разные вариации одних и тех же историй.

Ещё в 19 веке французский драматург и теоретик Жорж Польти поставил перед собой амбициозную задачу: систематизировать всю драматургию и привести ее к понятной классификации. Он внимательно проанализировал классические произведения, мифы, легенды, трагедии и комедии и пришёл к выводу, что, несмотря на огромное многообразие сюжетов, на самом деле существует всего 36 базовых драматических ситуаций.

Что это значит? Все произведения искусства — от эпических саг до коротких рассказов и современных блокбастеров — можно свести к этим 36 сценарным конфликтам. Каждый автор просто описывает одну из этих ситуаций по-своему: меняет персонажей, сеттинг, настроение, детали, но основа остаётся той же.

В этой статье разберём все 36 драматических ситуаций на примерах из русского и иностранного кино — и покажем, как использовать их в работе сценариста.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 03 сентября 2025 в 12:09
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Как написать синопсис к фильму, чтобы его дочитали до конца

В прошлом уроке мы разобрали 5 приемов, с помощью которых можно сделать сцену яркой, оригинальной и запоминающейся. А сейчас мы подходим к финальному уроку сценарного курса. И сегодня речь пойдет о синопсисе — первой письменной версии вашего будущего фильма, сериала или игры.

Синопсис — это краткое изложение сюжета на 1-2 страницы.

Это не сценарий и не поэпизодник. Это история в сжатом виде, написанная так, чтобы зацепить и передать атмосферу вашего фильма.

Это текстовая версия видеоурока №14 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.

Как написать синопсис фильма (Урок 14). Prepropost

Как написать синопсис фильма (Урок 14). Prepropost

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 03 сентября 2025 в 12:04
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Как написать сцену фильма, которую запомнят: 5 простых приемов

В прошлом уроке мы разобрали поэпизодник. Сегодня разберемся, как сделать сцену, которая действительно цепляет — и зрителя, и продюсера. Расскажу про 5 простых приемов, которые помогут избежать клише и добавить сценам выразительности. Будет много примеров и практических советов — читайте до конца.

Это текстовая версия видеоурока №13 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.

Как придумать культовую сцену фильма. 5 приемов сценариста (Урок 13). Prepropost

Как придумать культовую сцену фильма. 5 приемов сценариста (Урок 13). Prepropost

Читать далее
  • Все рубрики
  • Видео и кино
  • Фотография
  • Музыка и аудио
  • Образование
  • Оборудование и техника
  • Программы и сервисы
  • Деньги и продвижение
Темы
  • Видео и кино
  • Сценарное мастерство
  • Фотография и ретушь
Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Контакты
  • Войти
  • Техническая поддержка
  • Email: info@prepropost.ru
  • Telegram: @prepropost
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • ©2025Prepropost
  • Версия: 1.3.128
  • Youtube канал Prepropost VK сообщество Prepropost Telegram канал Prepropost Дзен сообщество Prepropost
  • Prepropost сообщество в социальной сети Одноклассники RUTUBE канал Prepropost X сообщество Prepropost
Мы используем cookies для сбора обезличенных пользовательских данных. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на сбор таких данных. Чтобы отказаться от обработки, отключите сохранение cookies в настройках вашего браузера. На сайте используются рекомендательные технологии. С информацией об обработке персональных данных и мерах по обеспечению их безопасности можно ознакомиться в Политике конфиденциальности.