Чек-лист для написания сценария
Я разбил всё по основным блокам драматургии. Используйте этот гайд, чтобы строить свою историю шаг за шагом — и ничего важного не забыть.
И обязательно проверьтесь по нему, прежде чем показывать сценарий кому бы то ни было.
1. Концепт и логлайн
До того как напишете первую сцену, убедитесь: у вашей истории крепкий фундамент. Сильная идея — это семя, из которого вырастает весь сценарий.
-
High Concept: Вашу идею можно кратко и увлекательно пересказать? Уместится ли питч в 25 слов?
-
Логлайн: Чётко ли обозначены герой, его цель, препятствие/антагонист и ставки?
-
Пример: Решительный детектив (герой) должен перехитрить гениального серийного убийцу (антагонист), чтобы спасти свою похищенную дочь (ставки).
-
Оригинальность: Предлагает ли ваша идея свежий взгляд или необычный поворот в рамках знакомого жанра?
-
Целевая аудитория: Для кого эта история? Есть ли у неё понятный рынок?
-
Тема: Какой главный вопрос или послание лежит в основе? Что вы хотите сказать о человеческой природе?
2. Персонажи
Через персонажей зритель проживает вашу историю. Они должны быть живыми, убедительными и двигать сюжет вперёд.
Протагонист
-
Активен или пассивен: Действует ли герой сам или просто реагирует на обстоятельства?
-
Яркий изъян: Какой важный недостаток он должен преодолеть?
-
Внешняя и внутренняя цель: Чего он хочет (внешне) и что ему на самом деле нужно (внутренне)?
-
Бэкстори: Какие события из прошлого сформировали его? Как они влияют на поступки сейчас?
-
Уникальный голос: Его реплики звучат живо и в его характере?
Антагонист
-
Достойный противник: Умный и опасный? По-настоящему мешает герою?
-
Понятная мотивация: Почему он антагонист? Чего он хочет? Почему его цели противоречат героям?
-
Герой своей истории: С его точки зрения — он поступает правильно?
Второстепенные персонажи
-
Функция в истории: Каждый из них нужен — как ментор, друг, опора, антагонист, комик?
-
Свои цели и голос: У них есть собственный характер, задачи и даже маленькие арки?
-
Избегайте штампов: Все персонажи — личности, а не шаблоны?
3. Сюжет и структура: архитектура сценария
Хорошо выстроенный сюжет удерживает зрителя и обеспечивает полноценное путешествие героя. Классическая трёхактная структура — рабочий инструмент.
Акт I: Завязка (стр. 1–30)
-
Экспозиция: Он задаёт тон и тему всей истории?
-
Введение героя: Мы быстро понимаем, кто он и каков его обычный мир?
-
Завязывающее событие: Есть чёткий толчок, который всё меняет?
-
Сомнения: Герой сначала отказывается вступить в историю?
-
Переход в Акт II: Он сам делает выбор и вступает в конфликт?
Акт II: Противостояние (стр. 30–90)
-
Нарастающее напряжение: Конфликт обостряется через череду препятствий?
-
Середина: Есть важный поворотный момент, который меняет ход событий?
-
Субсюжеты: Второстепенные линии переплетаются с главной и раскрывают тему?
-
Провал: Герой падает, кажется, что цель недостижима?
Акт III: Развязка (стр. 90–120)
-
Последняя попытка: Герой собирается с силами и придумывает новый план?
-
Кульминация: Финальное столкновение с антагонистом — мощное и эмоциональное?
-
Развязка: Главный сюжет и подсюжеты завершены? Есть ощущение нового порядка?
-
Последний образ: Он даёт чувство завершения? Рифмуется с первым?
4. Сцены и диалоги: строительные кирпичи
Каждая сцена — это маленький рассказ с началом, серединой и концом. Сильные сцены — сердце хорошего сценария.
Зачем эта сцена?
-
Продвигает сюжет?
-
Раскрывает персонажа?
-
Раскрывает тему? (Идеально — если всё сразу)
Конфликт: Есть ли столкновение интересов или препятствие внутри сцены?
Показывайте, не рассказывайте: Используете визуальное действие и подтекст вместо «объяснительных» диалогов?
Диалоги:
-
Отличающиеся голоса: Персонажи звучат по-разному?
-
Подтекст: Есть скрытый смысл в их словах?
-
Лаконичность: Реплики короткие и точные? Все лишнее вырезано?
-
Избегайте «в лоб»: Персонажи не проговаривают прямым текстом, что чувствуют?
5. Оформление и подача: профессиональный лоск
Правильное форматирование — не просто эстетика, а показатель вашего уровня.
-
Стандартный формат: Используете ли вы Courier 12, правильные отступы, оформление сцен, действий, имён и диалогов?
-
Объём: Ваш сценарий в пределах индустриальной нормы — 90–120 стр.?
-
Ясность и краткость: Описания лаконичны, фокус только на том, что видно и слышно?
-
Корректура: Вычитали сценарий? Нет опечаток, ошибок, косяков в форматировании? Чистый текст = серьёзный подход.
Подводим итог
Я из тех авторов, кому не терпится выложить идею в свет. Но надо подождать. Нам всем нужно. Этот чек-лист я сделал, чтобы не отправлять сценарий с очевидными дырами и не портить первое впечатление.