Разбор сценария сериала «Друзья и соседи» по методу Блейка Снайдера («Спасите котика!»)

Главный герой — обычный человек, который ни в чём не виноват, но внезапно оказывается в смертельно опасной ситуации. Шансов выбраться мало, но он должен справиться, используя только собственную смекалку. В этом жанре важно одно: герой не искал проблем, но они сами на него свалились — и теперь ему нужно бороться, чтобы выжить.
Три элемента истории типа «ПАРЕНЬ С ПРОБЛЕМОЙ» таковы:
- Невинный герой, которого втягивают в неприятности без его просьбы — он даже не понимает, как оказался вовлечён.
- Внезапное событие, которое ввергает нашего героя в мир страданий — и происходит это без предупреждения.
- Ставка — жизнь или смерть, и под вопросом стоит дальнейшее существование отдельного человека, семьи, группы или общества.
Жанр сериала: Комедийная криминальная драма, часовой формат
Герой: Эндрю «Куп» Купер — поначалу успешный человек, который очень быстро теряет всё: жену, детей, работу, репутацию, состояние и рассудок.
Цель: Вернуться туда, где он был до того, как его жизнь разрушилась.
Препятствия: Отсутствие денег, работы, уважения, любви — и собственный сломанный внутренний компас.
Ставки: Реальный срок в тюрьме и/или смерть.
Открывающая сцена (Opening Image)
Мы начинаем с резкого флешфорварда: крупный план лица Купа (Джон Хэмм), который просыпается в луже крови рядом с трупом. Он в панике пытается замести следы и скрыться, но в спешке падает в бассейн во дворе. Пока он погружается в ледяную воду, звучит его закадровый голос с основным вопросом всей истории: Как, чёрт возьми, я тут оказался?!
Формулирование темы (Theme Stated)
В баре на Купа начинает вешаться Лив Кросс (Китти Хоторн), сотрудница его фирмы. Они перебрасываются репликами о жизненных целях. Лив говорит, что её цели — «долговечная любовь, горячий, здоровый секс, финансовая стабильность, душевное спокойствие, гармония…» Куп прерывает её с усмешкой: мол, это же цели всех. Лив парирует: «А сколько из них ты вообще достиг?»
Эндрю Купер — потерянная душа, которая думала, что у него всё это уже есть, только чтобы внезапно понять: всё это может исчезнуть в один миг. И что тогда остаётся? Что важно, когда от всего избавился? Ответ на этот вопрос сериал Друзья и соседи будет искать целый сезон — а может, и дольше.
Установка (Set-Up)
Мы отматываем время на четыре месяца до сцены с трупом и попадаем в мир тезиса, где уже миллион вещей не в порядке. Куп — хедж-фондовый менеджер (по документам — богатей), но развод выбил его из колеи. Его жена Мел (Аманда Пит) изменила ему с его лучшим другом Ником (Марк Талман). Сейчас Мел и Ник живут вместе с детьми Купа — в доме, который Куп оплачивает, пока сам живет в унылой однушке, где круглосуточно крутят фильмы нуар.
Одинокий и растерянный Куп крутит короткий роман с Лив.

Судьбоносная встреча Купа с Лив оборачивается куда большим, чем они оба могли ожидать.
Катализатор (Catalyst)
Босс Купа и друг по совместительству, Джек Бейли (Корбин Бернсен), внезапно увольняет Купа из-за предполагаемой жалобы в HR от Лив.
Размышление (Debate)
Сначала Куп смеётся — думает, что это шутка. Но, как и всё в его жизни в последнее время, это смертельно серьёзно. Он в шоке: как одна добровольная ночная интрижка три месяца назад привела к такому?
А дальше — только хуже. Джек заявляет, что поскольку Куп уволен «по статье», все клиенты и даже его капитал на счету — теперь принадлежат фирме. А это — все его активы. Куп грозит судом, но Джек начинает уговаривать: мол, получишь выходное пособие за полгода, если не подашь. В ответ Куп выдавливает из себя лишь слабое: «Пошёл ты».

Куп падает всё ниже… и не только в прямом смысле.
Переход во Второй акт (Break into Two)
Куп решает не сдаваться: в попытке вернуть хоть что-то, забирает сына Хантера (Донован Колан) на мороженое. Он не намерен просто так принимать этот мир-антитезу, где всё вверх дном.
Второстепенная сюжетная линия (B Story)
Главная сюжетная линия — разваливающаяся жизнь Купа. Побочная линия — его запутанные отношения с бывшей женой Мел. Очевидно, они всё ещё небезразличны друг другу, но мешают прошлое, гордость, и желание Купа оставаться «кормильцем + молчаливым страдальцем + громким рогоносцем». Всё это мешает и его личному росту, и возможности стать с Мел настоящими друзьями.
Развлечения и приколы (Fun and Games)

Куп высказывает всё, что думает, парню своей дочери.
Куп решает «сблизиться» с детьми: ведёт сына на мороженое. Но тот в восторге не особо. А потом 20-летний бойфренд его 17-летней дочери врезается в его Maserati Gran Turismo. Куп устраивает истерику про страховку и «статус изнасилования», за что его вышвыривают из дома, который он оплачивает. Вышвыривают Мел и приторно участливый Ник. Куп уезжает, злобно хлопая багажником — который, к слову, постоянно открывается на кочках.
Саманта Левитт хочет от Купа больше, чем он может дать.
Ну ладно, если уж не любовь, то хоть секс. Куп звонит своей соседке по разводу — Сэм (Оливия Манн) — и приходит к ней ночью. Всё вроде проходит по плану, но Куп честно говорит, что хочет только секса и ничего больше. Сэм в слезах уходит, устраивая сцену — почти такую же, как его собственная недавняя истерика.

У бизнес-менеджера Купа, Барни Чоя, свои собственные проблемы.
На утро — встреча с его бухгалтером Барни (Хун Ли), у которого тоже всё не слава богу. Потом Куп идёт на барбекю к соседу Питеру Миллеру (Роберт Эли). Там — весь сборник персонажей, с кем он успел переспать, поссориться или кого послать. Все смотрят на него не по-соседски. Ну а Куп что? Напивается и публично их всех обзывает.
Поворотная точка (Midpoint)
После того как Купа вышвыривают с вечеринки, он бродит по дому Питера, пьяно шарится по шкафам и ящикам. В одном из комодов находит пачки налички — и прячет одну себе. Ставки растут, запускается обратный отсчёт, который приведёт нас к сцене с телом и кровью в начале.
Плохие парни наступают (Bad Guys Close In)

Куп проявляет заботу о сестре Али (Лина Холл), у которой снова проблемы с биполярным расстройством — она не принимает лекарства.
Но теперь, когда внешние враги всё ещё вокруг, у Купа появляются внутренние враги — и они начинают брать верх.
Он приносит Хантеру новую барабанную установку, но вспоминает прежнюю жизнь с Мел и детьми — и… да, бьёт парня дочери прямо в пах. Отношения с семьёй окончательно трещат.
Наконец, Куп теряет всякое достоинство и начинает преследовать Лив, умоляя забрать жалобу, чтобы вернуть работу.
Все потеряно (All Is Lost)
Лив в шоке. Она говорит, что никогда не подавала никакой жалобы.
Душа во мраке (Dark Night of the Soul)
Куп врывается в офис и орёт на Джека за ложь и воровство. Джек не колеблется и хладнокровно бросает: «Если ты не можешь это удержать — значит, это не твоё». Куп выходит и орёт в машине животным криком.
Переход в Третий акт (Break into Three)
Линии A и B пересекаются каждый раз, когда Куп и Мел тянутся друг к другу.
Куп и Мел сидят на крыльце его убогой съёмной квартиры, пьют пиво. Мел волнуется: он выглядит таким… одиноким. И кажется, вот-вот он ей всё расскажет. Но нет…
Финал (Finale)
Куп собирает команду. То есть — себя и свой внутренний монолог. Он воплощает план: пока Миллеры в Белизе, он пробирается в их дом, берёт дорогущие часы и ещё пачку налички. Внезапный поворот в башне: приезжает полиция. Нам кажется, что новая преступная жизнь Купа закончилась, не успев начаться. Но Куп отговаривается.
Это наталкивает его на новый план на сезон: ведь он знает кучу богатых людей. Таких богатых, что они и не заметят пару пропавших пачек налички или часы за $170 000 от Patek Philippe.
Заключительная сцена (Final Image)
Крупный план Купа — теперь уже в мире синтеза (где старое и новое слились): он сидит в домашнем кинотеатре Миллеров, смотрит «Гильду», пьёт их дорогой виски. Он вернулся в седло. Что вообще может пойти не так?

Тэглайн — это короткая и ёмкая фраза, которая передаёт суть и атмосферу фильма. Она привлекает внимание зрителей и запоминается надолго.
Его задача — заинтриговать, намекнуть на тональность сюжета и пробудить любопытство всего несколькими словами.

Когда речь заходит о лучших сценаристах Голливуда, имя Аарона Соркина неизменно всплывает в первой пятёрке.
На его счету: Социальная сеть (2010), Человек, который изменил всё (2011), Несколько хороших парней (1992), сериал Западное крыло (1999–2006), Суд над чикагской семёркой (2020) — и это далеко не полный список.
Очевидно, у столь опытного сценариста можно многому научиться. В этой статье мы собрали главные советы по писательскому ремеслу, которыми Соркин делится сам. Это краткий экскурс в его подход к сценарию — от идеи до финального драфта.

Давайте рассмотрим 10 ключевых правил, о которых стоит помнить при даче сценарных правок.

Одним из важнейших навыков, который может развить сценарист, является умение отличать действительно обоснованные и необходимые замечания к сценарию от тех, что не имеют под собой серьезной основы.
Это тонкий танец между сохранением творческого видения и необходимыми улучшениями.
Лучший способ сценаристу справиться с сомнительными замечаниями — попытаться уловить суть, стоящую за замечанием.

Как Дэн Браун заставляет миллионы читателей пролистывать его романы за одну ночь.
Дэн Браун, возможно, и не изобрёл жанр триллера, но точно перепрограммировал его. До Кода да Винчи лишь немногие романы превращали древнее искусство, религиозную символику и криптографию в захватывающее, «киношное» зрелище.
В чём же кроется гений Брауна? В том, что он сочетает реальные исторические факты с вымышленными погонями на высоких ставках — и всё это ощущается как экстренный выпуск новостей.
Читатели теряют сон не только из-за тайн Ватикана или масонских заговоров. Всё дело в структуре. В темпе. В психологии. Браун конструирует напряжение, как инженер, и, к счастью, делится с нами своими приёмами.
Вот 13 приёмов Дэна Брауна, с помощью которых он строит истории, от которых невозможно оторваться.

Хотя придумать событие, которое запускает развитие сюжета, может показаться простой задачей, на самом деле существует большая разница между сильным катализатором и слабым.
Есть два ключевых вопроса, которые необходимо задать катализатору:
- Происходит ли с героем нечто извне?
- Заставляет ли это событие героя действовать?
Ответы на эти вопросы могут показаться очевидными, но чтобы катализатор действительно работал на полную мощность, он должен не только положительно отвечать на оба этих вопроса, но и оказывать влияние на следующий этап структуры — «Раздумье» (Debate) — таким образом, чтобы выбор героя раскрывал его личность.

Смешение жанров — это творческий способ создать по-настоящему свежую и оригинальную историю. Режиссёры всё чаще используют этот приём, чтобы придать своим сюжетам уникальность.
В этой статье мы подробно разберём, как работает жанровое смешение. Мы проанализируем известные фильмы, которые не укладываются в традиционные рамки. Погрузимся в мир многослойных и нестандартных сюжетов.

Логлайн — это краткое и яркое описание вашего сценария в одном или двух предложениях. Он формулирует ключевые элементы истории: кто главный герой, чего он добивается, с какими препятствиями сталкивается и что поставлено на карту. Хороший логлайн мгновенно передаёт драматическое напряжение и привлекает внимание.
В этой статье мы рассмотрим логлайны известных фильмов и сериалов.

Существует множество определений темы. Но что она означает на самом деле?
В этой статье мы разберёмся, что такое тема в сценарии, научимся находить основную идею вашей истории и рассмотрим примеры из известных фильмов и сериалов.

Персонажи — это сердце и душа любой истории. Но чтобы они действительно прошли арку, потребуется опыт и умение.
У всех нас есть любимые фильмы и сериалы. И, конечно, любимые герои — те, кто помогает нам проживать будни и кого мы упоминаем в повседневных разговорах. Поэтому, когда вы начинаете писать собственный сценарий, задача создать персонажа, который однажды станет частью культурного кода, может показаться пугающей.
Как мой герой может оказаться в одном ряду с культовыми персонажами? И как избежать «плоской» арки персонажа?