Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
logo logo
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Войти
  • Регистрация
Prepropost Блог
Prepropost Блог 17 июня 2025 в 15:52
Все рубрики

Истоки цветокоррекции

Сегодня мы воспринимаем как должное почти безграничные возможности по обработке изображения на постпродакшене — быстро, гибко и практически бесплатно. Но так было далеко не всегда.

В аналоговую эпоху возможности цветокоррекции были крайне ограничены. Хотя сегодня многие считают, что киноплёнка позволяет творить чудеса с изображением (особенно, конечно, если хочется получить «кинематографичный лук»), реальная работа с цветом — будь то цветокоррекция или, как это называли в США, «тайминг» — сводилась к управлению всего тремя параметрами: красный, зелёный и синий. Три основных цвета — и никаких кривых, масок и LUT-ов.

Первобытная эра

Начиная с середины 60-х годов стандартным инструментом стал Hazeltine Color Analyzer — по сути, откалиброванный цветной монитор, подключённый к сканеру, который отображал позитивное изображение с негатива. Оператор настраивал цвет и яркость на экране до тех пор, пока картинка не выглядела удовлетворительно. Эти настройки автоматически преобразовывались в управляющие команды (обычно с помощью перфоленты) для контактного принтера, где негатив проходил поверх позитивной плёнки. У Kodak был альтернативный подход: чёрно-белое видеоизображение просматривалось через серию цветных фильтров.

Настройки принтера выражались в условных единицах — «пойнтах» (также называемых «светами»), шкала — от 1 до 50. Примерно восемь поинтов соответствовали одной ступени экспозиции. Идеально экспонированный негатив, теоретически, печатался бы с настройками 25:25:25 — по красному, зелёному и синему каналам. Но на практике эти значения варьировались от лаборатории к лаборатории и зависели от типа плёнки. Если вы получали копию с низкими значениями — это означало, что негатив получился «тонким» (недоэкспонированным), и лаборатория вынуждена была снижать интенсивность света, чтобы вытянуть изображение. Высокие значения считались предпочтительнее: они говорили о «плотном» негативе с возможной переэкспозицией, но при этом на плёнке оставалась информация, которую можно было извлечь.

Как это выглядело на практике

По современным меркам — всё это звучит почти дико? Ещё бы. Тем больше уважения вызывают операторы той эпохи, которым удавалось добиваться визуального совершенства, к которому мы до сих пор стремимся. Тогда визуальный стиль создавался прямо в камере — с помощью света, фильтров и выбора плёнки. А если требовалось добиться радикального отличия от стандартной картинки, приходилось идти на необратимые шаги в обработке: например, байпас отбеливания (пропуск определённых этапов проявки), предэкспонирование (частичное засветление плёнки) или форсированная проявка (длительное проявление при высокой температуре). Пошёл этим путём — обратной дороги нет.

Современного digital-гика такое отсутствие контроля над итоговой картинкой бы шокировало. Особенно показателен пример Technicolor: в расцвете компании она требовала, чтобы на съёмках присутствовал её специалист, следивший за тем, чтобы картинка «выглядела по-Technicolor-овски». Представьте сегодня, если бы на съёмку к вам пришёл инженер от Canon, RED или Blackmagic и начал настраивать цвета. Думаю, многие режиссёры вежливо попросили бы его уйти.

По-настоящему продвинутая цветокоррекция началась с телесинема: негатив с относительно невысоким контрастом, но хорошим динамическим диапазоном, переносили в среду с гораздо меньшим диапазоном — аналоговое видео. Именно в таких телесинем-комнатах зародились первые прототипы современных систем цветокоррекции вроде DaVinci Resolve.

Задумайтесь: ещё в начале 2000-х полноценная система DaVinci с аппаратным обеспечением стоила от $200 000 до $800 000. А сегодня — её можно скачать бесплатно.

К слову, взгляните на этот раритетный деморолик DaVinci 1987 года — настоящее возвращение в будущее.

DaVinci

Цветокоррекция в эпоху аналогового видео

Работа с цветом в аналоговом видео была ещё более ограниченной. В многокамерных студиях главное — добиться, чтобы все камеры давали одинаковую картинку, а не создать выразительный лук. А при одиночной съёмке цветокоррекция воспринималась как последняя надежда, если оператор что-то напортачил на площадке.

Настраивать изображение прямо в камере? Это было делом инженеров, а не операторов или режиссёров. Хотите «согреть» картинку? Сделайте баланс белого по голубой карточке. Вот и вся магия.

Перевод на «цифру» открыл безграничные возможности. Изменить изображение стало просто, быстро и дёшево. А с приходом DSLR-революции на рынок видеопродакшена пришли фотографы — и принесли с собой другие привычки и другие стандарты.

Для большинства фотографов, будь то цифровых или плёночных, обработка снимка после съёмки — неотъемлемая часть процесса. Кадрировать, подкрутить экспозицию, поправить цвета — само собой. Съёмка в RAW стала стандартом для серьёзных фотографов. И они не видели причин, почему в видео должно быть иначе.

Есть, впрочем, одно важное различие между фото и кино: подход к последовательности. В фотографии каждый кадр — самодостаточная единица, которую хочется сделать максимально выразительной. В кино — наоборот: важна согласованность. Грейдить каждый план в фильме — вовсе не пустяк, особенно если речь идёт не просто о коррекции, а о стилистике. Поддерживать единый стиль в сцене, когда свет за окном успел трижды измениться, — настоящая проверка на прочность для оператора. С задачей, с которой фотограф, скорее всего, просто никогда не сталкивался.

Источник

  • Все рубрики
  • Видео и кино
  • Фотография
  • Тексты и литература
  • Музыка и аудио
  • Блог Prepropost
Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Контакты
  • Войти
  • Техническая поддержка
  • Email: info@prepropost.ru
  • Telegram: @prepropost
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • ©2025Prepropost
  • Версия:1.3.33
  • Youtube канал PrepropostVK сообщество PrepropostTelegram канал PrepropostДзен сообщество Prepropost
  • Prepropost сообщество в социальной сети ОдноклассникиRUTUBE канал PrepropostX сообщество Prepropost
Мы используем cookies для сбора обезличенных пользовательских данных. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на сбор таких данных. Чтобы отказаться от обработки, отключите сохранение cookies в настройках вашего браузера. На сайте используются рекомендательные технологии. С информацией об обработке персональных данных и мерах по обеспечению их безопасности можно ознакомиться в Политике конфиденциальности.