Как снять фильм с ограниченным бюджетом
Как и большинство независимых режиссёров, мы начинали с больших идей и полного отсутствия денег.
Наш первый короткий метр был гибридом игрового кино и анимации на 20 минут. Дебютный полнометражный фильм This World Alone — постапокалиптическая драма. А наш последний проект, Guacamole Yesterdays, — приземлённая научная фантастика в духе Чёрного зеркала о технологии, позволяющей заново переживать и переосмысливать воспоминания, чтобы исцелить эмоциональные травмы.
Мы обожаем масштабные жанровые истории, но не любим ждать, пока на нас свалятся «настоящие» деньги. У нас в крови — панк-рок, DIY и внутреннее «да катись оно всё». Так что мы идём вперёд, рассказывая большие истории на крошечном холсте. Сикстинская капелла — на почтовой марке.
И, в целом, это срабатывает. Оба наших фильма получили призы на фестивалях по всему миру. This World Alone вышел на Hulu, а Guacamole Yesterdays выходит в июне после ограниченного проката в кинотеатрах.
Но мы все видели, как это может провалиться: дешёвый фильм категории B, где тостер играет космический корабль, и зрителя выкидывает из истории быстрее, чем он успеет закатить глаза. Как же нам удалось сделать вменяемый продакшн-дизайн для научной фантастики с минимальными затратами?
Вот несколько уроков, которые мы усвоили на этом пути.
Всё начинается со сценария
Самый главный вопрос, который должен задать себе любой режиссёр: «К чему у меня есть доступ?» Если вы пишете фантастический блокбастер прямо из головы, то с большой вероятностью не сможете воплотить его на экране. Построить всё с нуля — дорого. Но если вы начинаете с того, что уже есть (свалка у дяди, дача у озера, старая винтажная машина соседа), вы уже дали своему дизайну фору.
Самый простой способ повысить производственную ценность фильма — построить историю вокруг того, что у вас есть.
Для This World Alone мы понимали, что не потянем создание постапокалиптического мира с нуля. Поэтому сняли фильм в горах Северной Джорджии — там и без нас полно ржавых машин, заросших сорняков и потрясающих видов. Отсутствие привычного мёртвого пейзажа заставило нас придумать новую версию постапокалипсиса, более подходящую к теме фильма: природа отвоевала землю обратно.
В Guacamole Yesterdays нам был нужен дом, в котором мог бы жить бедствующий художник. И, к счастью, Хадсон как раз жил в таком. Более того, он переезжал: закрыл сделку во вторник, переехал в среду, а мы начали снимать в его старом доме уже в четверг (не рекомендуем это ни для вашего фильма, ни для вашего брака).
Локация важнее камеры, если хотите, чтобы фильм выглядел кинематографично. Найдите место — и напишите под него.
Ваши ограничения — это суперсила
Если вы не можете тягаться с Голливудом по зрелищности, вы можете взять креативом. Ограничения — это топливо для творчества.
Оба мы — дизайнеры по профессии. Поэтому в This World Alone мы использовали графические фотографии и анимации с закадровым текстом, чтобы рассказать о мире фильма — и не строить дорогие декорации. В сумме получилось около восьми минут, которые нам не пришлось снимать вообще.
В Guacamole Yesterdays мы внедрили рисованные комикс-панели, созданные художницей Шаидой Амин, чтобы показать ключевые элементы истории свежо и... дёшево.
Такие решения поднимают уровень продакшн-дизайна, не требуя ничего, кроме времени.
Продакшн должен быть осмысленным
Да, это уже стало штампом, но тем не менее: локации, обстановка, реквизит — это такие же персонажи, как и актёры. Комната — это не просто место для съёмки сцены, она рассказывает часть истории. Реквизит может многое сказать о персонаже, который с ним взаимодействует.
Дело не в том, чтобы иметь максимум вещей, а в том, чтобы осмысленно использовать то, что у вас есть. Цвет, форма, размер, сложность, вес — всё это может играть в пользу повествования. Изменения происходят не только с героями.
Ещё на стадии препродакшна Guacamole Yesterdays мы разработали строгую цветовую концепцию для всех элементов сценария. Мы назначили триадную палитру (красный-синий-жёлтый) для трёх главных персонажей. Это позволило использовать не только наличие цвета как приём, но и его отсутствие. При ограниченном количестве локаций мы смогли создать два визуально разных мира: красно-синий для Эймс и Франклина, и жёлто-красный — для Эймс и Терапевта.
Мы также использовали дисгармоничные цвета (зелёный и оранжевый) для акцентов и вводили фиолетовый — как символ определённых стадий их отношений.
Такие решения на этапе подготовки помогают собрать все элементы фильма в одну систему, где каждый штрих работает на единую историю.
Выбирайте по страсти, а не по опыту
Мы быстро поняли, что кино — это командная работа. Каждый человек на съёмочной площадке вносит свою лепту в итоговый результат. Без команды — вы никто. Поэтому важно нанимать и доверять правильным людям.
На Guacamole Yesterdays у нас были два ключевых человека: Мэтт Брохаммер (продакшн-дизайнер) и Ви Келли (специалист по реквизиту). У них за плечами десятки лет опыта работы с большими идеями на маленькие бюджеты. Мы доверили им создание мира фильма — и они превзошли все ожидания.
Брохаммер (да, это его настоящее имя) пришёл из театра, а Ви была помощником FX-отдела на ряде инди и голливудских проектов. Мы не могли позволить себе платить им по ставке, но предложили больше творческой свободы, статус и возможность показать себя на более широкой платформе.
Наши лучшие сотрудники — это не те, у кого больше строчек в резюме, а те, кто по-настоящему горит проектом. Ищите находчивых, креативных, людей с подходом «давай решим», и не мешайте им делать своё дело.
Сконцентрируйтесь на главном
Самый надёжный способ вытянуть продакшн-дизайн при небольшом бюджете — не делать фильм, который зависит от продакшн-дизайна.
Если ваш фильм держится исключительно на зрелищности, вы всё равно не дотянете до уровня Голливуда (а многие из них тоже не дотягивают). Но если вы сосредотачиваетесь на эмоциях, персонажах и сильном повествовании — зрителю будет не до придирок.
В конце концов, ваша задача одна — будь у вас $100 или $100 000: сделать мир живым и эмоционально убедительным. Креативность, находчивость и немного DIY — дадут вам больше, чем любой бюджет.
Джордан Ноэль и Хадсон Филлипс — режиссёр и сценарист фильма Guacamole Yesterdays. Это история о девушке, которая после болезненного расставания обращается к передовой технологии, позволяющей заново переживать и менять воспоминания, чтобы исцелиться. В ролях: Рэнди Хэйвенс (Очень странные дела), Софи Эдвардс (This World Alone) и Адетинпо Томас (Соколиный глаз). Фильм сейчас идёт в ограниченном прокате и выйдет на стримингах 24 июня.