Обзор фильма «Обряд»: Аль Пачино изгоняет демонов в хорроре, одержимом посредственностью

Если верить Голливуду, то жизнь католического священника в начале XX века проходила примерно так: 75% времени ты сидишь у себя в кабинете, а к тебе приводят несчастных женщин и спрашивают, не объясняются ли их проблемы одержимостью дьяволом. Так начинается фильм «Обряд» — до предела шаблонный ужастик от Дэвида Миддела, который заставляет всерьёз задуматься: осталась ли хоть капля свежих идей в поджанре экзорцизма?
Когда Эмма Шмидт (Абигейл Коуэн) начинает страдать от ночных кошмаров, панически бояться священных предметов и демонстрировать прочие признаки крайнего душевного расстройства, мнения священников в маленьком городке Эрлинг, штат Айова, разделяются. Молодой приходской священник отец Джозеф Штайгер (Дэн Стивенс) предпочитает современный подход. Он, следящий за последними научными достижениями, видит в Эмме человека, нуждающегося в психиатрической помощи, а не жертву Сатаны, которого срочно нужно изгонять из её тела.
Но у престарелого и слегка эксцентричного отца Теофила Ризингера (Аль Пачино) другое мнение. Всю жизнь посвятив экзорцизму, Теофил не верит во «все эти новомодные науки». Он намерен изгнать демона по старинке, с помощью древнего ритуала. И, к сожалению для Джозефа, местный епископ (Патрик Фабиан) встаёт на сторону Теофила и разрешает провести ритуал прямо в его церкви.
Дальше — настолько предсказуемо, что сюжет даже не хочется пересказывать. Как обычно, старые и новые методы сталкиваются: можно ли привязывать девушку к кровати, стоит ли доверять науке, или всё это — козни Сатаны? Теофил убеждён, что любое рациональное опровержение его взглядов — не что иное, как уловка дьявола. И хотя всё это выглядит как паранойя, Джозеф постепенно осознаёт: старый чудак был прав — зло действительно среди них.
Иногда фильм делает попытку напугать, вставляя дежурный скример, но зрелищности катастрофически не хватает, особенно если учесть, насколько он следует шаблонам десятков других «экзорцистских» лент.
Не исключено, что у некоторых киноманов сама идея — Аль Пачино в роли слегка выжившего из ума экзорциста с немецким акцентом в дешёвом хорроре — вызовет приятное чувство кэмпа, мол, «ну хоть поржать можно будет». Увы, последняя надежда на «смешную неловкость» разбивается о неожиданно серьёзную игру самого Пачино. Он играет абсолютно всерьёз, без мемных выкриков или ленивых кривляний — а именно этого фильму и не хватало.
Главный грех «Обряда» — он чудовищно скучен. От прямолинейных католических ритуалов, плавно переходящих в банальные пугалки, до ручной камеры, которая будто пытается изобразить found footage, но фильм при этом даже не делает вид, что это хроника. Создатели (или хотя бы маркетологи) пытаются спасти ситуацию, подавая фильм как «единственный настоящий фильм об экзорцизме». «Обряд» активно подчёркивает, что основан на реальной истории — якобы одном из самых документированных изгнаний дьявола в истории США. Финальные титры сообщают, что отец Теофил Ризингер стал героем статьи в Time Magazine, а события фильма якобы вдохновили создателей Изгоняющего дьявола.
Однако на таком основании сложно строить весь фильм: факт невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Известно, что Эмма Шмидт действительно существовала, и над ней проводили обряд экзорцизма — но был ли в ней реальный демон, история умалчивает. Ирония в том, что фильм, сделавший реализм своей главной фишкой, оказывается не более убедительным, чем любая другая мистическая байка на ту же тему.