Ридли Скотт о современных визуальных эффектах в Голливуде: «Они не должны быть способом чинить плохо сделанное кино»

Ридли Скотт подверг критике неправильное использование визуальных эффектов в современном Голливуде и предостерёг режиссёров от чрезмерной зависимости от VFX как инструмента, компенсирующего слабую подготовку. Один из самых кассовых режиссёров всех времён, автор таких визуально насыщенных шедевров, как Чужой, Бегущий по лезвию и обладатель «Оскара» за Гладиатора, Скотт на протяжении десятилетий создаёт фильмы масштабные и визуально мощные.
В эксклюзивном интервью ScreenRant, приуроченном к 20-летию Царства небесного, Скотт откровенно рассказал о разнице между его подходом к визуальным эффектам и тем, как их используют другие, как он выразился, «в качестве счёта за ремонт плохо сделанного фильма». По словам режиссёра, если использовать спецэффекты для устранения уже существующих проблем, то «бюджет взлетает», но если они лишь «усиливают» и дополняют хорошо снятый материал — «вы, наоборот, экономите». Начав карьеру как режиссёр прямых эфиров на телевидении, Скотт унаследовал оттуда привычку заранее планировать каждое движение камеры. Вот его полный ответ:
ScreenRant: Мне очень понравился Гладиатор II. Повторный просмотр только укрепил ощущение масштаба, структуры, внимания к мелочам — фильм ощущается как настоящее эпическое кино, чего сегодня в Голливуде почти не встретишь. Считаете ли вы, что такие фильмы ещё возможно снимать?
Ридли Скотт: Мне до сих пор дают такую возможность, значит, я, наверное, что-то делаю правильно. Но это трудно.
Кроме того, сейчас всё сильнее идёт уклон в сторону визуальных эффектов. А ведь визуальные эффекты — это всего лишь инструмент. Инструмент. Они не должны становиться счётом за ремонт плохо сделанного фильма. Вот где ваш бюджет взлетает — когда вы не справились на съёмочной площадке.
Визуальные эффекты — это усиление, надстройка. Они должны помогать экономить, а не становиться затратным способом затыкать дыры в плохо спланированном проекте. К сожалению, такая тенденция всё чаще наблюдается.
Я понял это ещё в самом начале — когда снимал драмы в прямом эфире на BBC с шестью камерами. Там нужно было заранее спланировать каждое движение камеры, потому что ты в эфире — и на «стоп» нажать нельзя. Я просто перенёс этот навык в кино. Сейчас я снимаю на восемь–одиннадцать камер одновременно.
Вот фильм, который я сейчас делаю — называется Созвездие пса — я его закончу за 38 дней. Наполеон мы сняли за 52 дня, Гладиатор II — 48 дней. Обычно такие фильмы снимаются больше сотни дней, но если у тебя восемь–одиннадцать камер, ты снимаешь в восемь–одиннадцать раз быстрее, если, конечно, знаешь, куда поставить чёртову камеру. А если не знаешь — не лезь, угробишь всё. Я бы не смог снимать 90 дней — меня бы скука убила.
Что означают слова Скотта в контексте его фильмографии

Ридли Скотт — один из самых продуктивных режиссёров современности. Он стоит за созданием одних из самых зрелищных, масштабных и визуально богатых фильмов в жанрах экшен, исторический эпос и научная фантастика. При этом он умудряется выпускать новые картины с завидной регулярностью, что в Голливуде — большая редкость. Его комментарии подчёркивают, почему он до сих пор остаётся на передовой: сочетание быстрого темпа работы и умелого использования VFX приносит выдающиеся результаты уже больше 50 лет.
Скотт тщательно планирует каждый кадр и снимает с нескольких камер одновременно. Это позволяет ему двигаться в разы быстрее других режиссёров. То, что он снял Гладиатор II всего за 48 дней — невероятное достижение. Для сравнения: подобные по масштабу проекты, как Дюна, Бэтмен или Не время умирать, снимались месяцами. Благодаря такой скорости Скотт может сразу переходить к новым проектам, тогда как другие режиссёры тратят на один фильм по несколько лет.
Мнение редакции Screenrant на высказывания Скотта
Никто не оспаривает, что Ридли Скотт — один из самых успешных режиссёров в истории. Однако даже в его обширной фильмографии есть спорные работы. Он может завершить съёмки всего за несколько недель, тщательно всё спланировав — но некоторые его последние фильмы порой ощущаются поспешными.
Скотт настаивает, что визуальные эффекты не должны служить для ремонта, однако Гладиатор II сам подвергся подобной критике: многие зрители сочли, что ему не хватает той же мощи и глубины, что была у оригинала.
С одной стороны, его трудолюбие вызывает уважение: немногие режиссёры его уровня выпускают фильмы каждый год. С другой — зрители ждут по 5–10 лет работы от Квентина Тарантино, Мартина Скорсезе и Джеймса Кэмерона. Проект с такой нагрузкой ожиданий, как Гладиатор II, вполне мог бы выиграть от более долгой и выверенной работы. Скорость — не всегда синоним качества, и в бешеном ритме Скотта иногда чувствуется, что его фильмам не хватает времени на доработку.

Из всех шоу о Декстере именно «Новая кровь» считается самым слабым звеном. Финал, в котором Декстера убивает его собственный сын Харрисон, вызвал бурные споры, и теперь сериал «Воскрешение» отменяет смерть серийного убийцы.

Третий сезон «Игры в кальмара» уже почти стартовал — и ставки теперь как никогда высоки. Ли Чон-джэ вновь исполняет главную роль: действие нового сезона происходит спустя три года после событий первого. Теперь Ги-хун намерен уничтожить Игру навсегда и тратит свой выигрыш исключительно на эту цель.
Очаровательный торговец оружием встаёт на путь искупления в этом безупречном, искристом как шампанское фильме Уэса Андерсона.

Спустя почти 30 лет франшиза «Миссия невыполнима», предположительно, подходит к своему завершению, и первые отзывы утверждают, что она уходит на высокой ноте. Том Круз возвращается в роли Итана Ханта в последний раз (возможно?) в фильме «Миссия невыполнима: Финальная расплата» — прямом продолжении предыдущей части, который также завершает сюжетные линии, начатые ещё в оригинальной ленте 1996 года. Как и в каждой из частей, трюки вызывают восхищение своим неповторимым кинематографическим размахом, хотя к сюжету иногда приходится относиться с поблажкой, чтобы по достоинству оценить умопомрачительные сцены действия.
Миссия невыполнима 8: Финальная расплата. Русский трейлер (2025)
Вот что говорят критики о фильме «Миссия невыполнима: Финальная расплата»:
Критики утверждают, что новая часть франшизы «Пункт назначения» оправдывает ожидания: изобретательные смерти, мрачный юмор и отсылки к прежним фильмам радуют поклонников и пугают новичков.
Прошло 14 лет с момента выхода последнего фильма серии, но хоррор-франшизы не умирают — и шестая часть возвращается с треском, грохотом и массой жестоких способов умереть тем, кому раньше удалось избежать гибели. Те, кто боится нелепых несчастных случаев, будут напуганы до дрожи, а преданные фанаты получат своё — механизмы смерти в духе Руба Голдберга, мрачные шутки и приятные пасхалки.
Пункт назначения 6: Узы крови (2025)
Что такое боди-хоррор? Даже заядлым фанатам ужасов бывает сложно внятно объяснить, что такое фильмы в жанре боди-хоррора. В этом материале мы дадим определение боди-хоррора, проследим его развитие и обсудим, какое место он занимает в современном кино. А ещё — приведём много примеров лучших фильмов жанра.


Арсений Бычков — оператор-постановщик, за плечами которого: сериалы, полные метры, съёмки с настоящими крокодилами и зубастыми продюсерами.
Мы задали ему много вопросов про работу в кино, операторскую кухню и деньги — Арсений честно ответил.

В финальном сезоне «Рассказа служанки» молчание говорит громче любых слов, а каждый вдох — как удар сердца. Звукорежиссёры рассказали, как с помощью сдержанного звукового дизайна, тончайшего ADR и звуковых текстур, построенных на персонажах, усиливали эмоции, наращивали напряжение и отражали изменяющийся ландшафт Галаада. От скрупулёзно заархивированных вдохов Элизабет Мосс до символических звуков прибоя и далёких цикад — команда опиралась на почти десятилетний опыт совместной работы, чтобы создать финал, наполненный эмоциональным резонансом и тихим бунтом.

Прошло тринадцать лет с момента выхода фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 2», который завершил киноприключение Гарри. И теперь волшебный мир готовится к возвращению — на этот раз в формате эпизодического сериала.