Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
logo logo
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Войти
  • Регистрация
Prepropost Блог
Prepropost Блог 03 июня 2025 в 12:46
Все рубрики

«1 млн в месяц — это уже не минимум, а просто норм»: оператор-постановщик Арсений Бычков о работе в кино

Арсений Бычков — оператор-постановщик, за плечами которого: сериалы, полные метры, съёмки с настоящими крокодилами и зубастыми продюсерами.

Мы задали ему много вопросов про работу в кино, операторскую кухню и деньги — Арсений честно ответил.

Арс, привет! Для начала — расскажи немного о себе для тех, кто с тобой ещё не знаком. Чем занимаешься, что снимал, как вообще оказался в кино?

Я — оператор-постановщик. У меня за плечами 3 сериала и 2 полных метра, не считая документальных проектов. Также я много лет работал вторым оператором на фильмах и сериалах. В кино я пришёл, как и многие, из ВГИКа.

Как ты понял, что хочешь быть оператором?

Уже сложно сказать. Пошёл по пути через фотографию: сперва один фотик, потом другой, потом как будто бы интересно поступить в крутой вуз — ну и пошло-поехало.

Были сомнения по поводу профессии? Может, метался между вариантами или кто-то отговаривал?

До сих пор масса сомнений.

Через сколько лет после поступления во ВГИК ты снял свой первый полный метр?

Свой первый игровой полный метр как оперпост я снял в 2021, то есть 7 лет спустя.

Как ты думаешь, в чем мотивация продюсера или режиссёра выбирать дебютанта на полный метр, если можно взять опытного оператора?

Цена и потенциал — вот два мотиватора. Дебютант готов снять буквально за еду, за право “попробовать”. Второй плюс — свежая кровь может как-то нестандартно решить задачу.

Существуют ли условный кастинг или собеседование для оператора на кинопроект? Когда тебя зовут и просят рассказать, как ты хочешь это снимать.

Конечно. Это и разговор с продюсерами, и беседы с режиссёрами. Часто просят “написать своё видение”, требуя по сути бесплатную операторскую экспликацию.

Кто собирает операторскую команду — ты сам или продюсер?

Цех формируется оператором. Продюсера могут не устроить ставки членов команды — и тогда начинаются поиски компромисса. Я беру тех, с кем я работал и с кем мне комфортно. Лучших беру, фигли.

Обсуждаете ли вы с продюсером и режиссёром правила игры до начала? Например, можно ли спорить с режиссёром на площадке? Или лучше молча делать?

Необходимо обсуждать все нюансы производства. Даже предупреждать о реакциях на то или иное событие — это подготовка к процессу. “Дам в глаз” — такой же творческий нюанс, как и использование долли на какой-то из смен.

Допустим, тебя утвердили как оператора-постановщика. Что ты делаешь дальше? Расскажи поэтапно, чем ты занимаешься до старта съёмок.

До старта съёмок процесс называется “препродакшн”. За это время необходимо прочитать сценарий, сформулировать творческое видение проекта, наметить и обсудить творческие решения с режиссёром, художником-постановщиком и продюсером. Оформить операторскую экспликацию. Определить ТЗ по локациям и найти их. Сформировать команду. Сформулировать техническую заявку на операторское оборудование. Провести тесты техники. Порой — придумать и создать какое-то новое техническое средство воплощения гениальной задумки. А ещё — бесконечные читки: сценария, КПП и т.п.

Сколько обычно длится подготовка к съемкам фильма?

От месяца до 10 лет.

Кто определяет визуальный стиль фильма? Ты, режиссёр, продюсер — как это обычно происходит?

В первую очередь визуальный стиль определяет сценарий. Порой продюсеры, прочитав сценарий, осознают визуальную стилистику и приглашают режиссёра и оператора, готовых воплотить ИХ видение проекта. Бывает, режиссёр формулирует визуал и настаивает, чтобы все следовали его видению. Часто это коллективный труд всей команды. А бывает, что оператор навязывает своё видение.

Вы подбираете референсы для проекта? Если да — кто их подбирает и как используете?

Референс — один из самых доступных и быстрых инструментов для поиска взаимопонимания и формулирования своих идей. От концептуального поиска всей стилистики до уточнения отдельных кадров и просто предметов в кадре — всё через референс.

Пользуетесь ли вы нейросетями на этапе подготовки и для каких задач?

Активнее всего к нейросетям прикоснулся художественный цех. Я пока использовал нейросети только для раскадровок. И то зачастую быстрее нарисовать от руки.

Как выбирается кинооборудование для проекта? Продюсер говорит: «Вот бюджет», и ты под него подстраиваешься? Или сам приходишь с запросом?

Я озвучиваю, что нам на проект надо, а продюсер рассказывает, насколько мы не вмещаемся в бюджет.

Если продюсер просит срезать бюджет на 30% — как ты это отстаиваешь? Чем убеждаешь, что «вот это лучше не трогать»?

Разные ситуации, разные продюсеры, разные задачи — разные варианты решения проблемы. От объективных мотиваций до истерик и угроз.

Что можно выкинуть из сметы, не потеряв сильно в визуале? И что наоборот — резать нельзя?

Любую сцену можно снять без света, на один объектив телефона. Вопрос — ради чего.

На чём чаще всего продюсеры пытаются сэкономить из твоего списка? Что из важного «вылетает» в первую очередь?

Рашн арм. У него слишком много альтернатив.

Делаете ли вы раскадровку заранее или всё решается на площадке? И как тебе самому удобнее работать?

Кадрируются в первую очередь сцены, требующие сложного взаимодействия различных цехов — трюки, историчка, CG. Сцену “диалог в ресторане” зачастую можно не кадрировать.

Какую камеру ты предпочитаешь и почему? От чего зависит выбор?

Глобально — ARRI. Локально — ARRI 35. Она даёт прекрасное изображение и позволяет ошибаться без риска для сцены.

Насколько ты вовлечён в работу с актёрами? Имеешь ли ты право что-то подсказывать, направлять или это не твоя зона?

Формально это не моя сфера. Только в качестве совета. Однако при создании выразительных сцен часто пластика и траектория актёра влияют на световое, композиционное и динамическое решение, и необходимо это обсудить с актёром, обрисовать ему диапазон его действий, например.

Допустим, ты не сошёлся с режиссёром по композиции кадра. Кто принимает финальное решение? И как ты решаешь такие споры?

Финальное решение — за режиссёром.

Сколько обычно длится смена в кино и как часто случаются переработки?

Смена в кино и сериалах длится 12 часов. Всё чаще исполнительные продюсеры ещё на стадии подготовки настаивают, чтобы не было переработок по площадке. Обычно они понимают, что это зависит от уровня подготовки и планирования.

Вспомни самую запоминающуюся сцену, которую ты когда-либо снимал. Что это было? Почему она тебе так запомнилась?

Запоминаются либо необычные трюки, либо необычные персонажи, либо трудности, с которыми приходилось столкнуться. Самое яркое нынче впечатление — от сцены с живым крокодилом в павильоне. Всё, разумеется, пошло не так.

Какие съёмочные задачи для тебя самые сложные и ответственные? Может, павильоны? Съёмка под графику? Или что-то ещё?

Все задачи — ответственные. Нет задачи, которую можно проигнорировать. Сложные… Бывает трудность коммуникационная, когда все силы уходят на взаимодействие с коллегами. А бывает организационная, когда тратишь много времени и сил на подготовку. В итоге самое трудное — сидеть и ждать, когда всё будет готово, не имея уже возможности как-то изменить ход событий.

Как тебе работа с LED-экранами? Какие плюсы и минусы ты видишь?

Экраны — прекрасное решение. Самое важное преимущество перед хромакеем — это даже не то, что ты сразу же видишь результат, а то, что в глянцевых поверхностях у тебя естественное отражение. Это дорогого стоит. Минус — требует подготовки и бюджета.

Если бы можно было выбирать — цифра или плёнка? Что бы выбрал и почему?

От задач. Плёнка не допускает “поливания” по 100–500 дублей (если режиссёр — не Кубрик) и не прощает многих ошибок со светом и цветом.

Ты снимал и сериалы, и полные метры. В чём для тебя разница как для оператора?

Главное отличие — выработка. Зачастую на ПМ у тебя в 2 раза больше времени на решение тех же задач.

Что тебе ближе по духу — сериалы или кино? Что снимать интереснее?

Интересно снимать интересные проекты.

Ты уже нашёл свой визуальный стиль? Или всё ещё в поиске?

Не бывает “своего визуального стиля”. Если всё снимать одинаково “как я вижу” — получится плохо. Это режиссёр может быть “Уэсом Андерсоном”. Оператор должен ориентироваться на сценарий и режиссёра.

Что для тебя самое приятное на съёмках?

Когда получается лучше, чем задумывал.

Ты говорил, что хотел бы, чтобы операторы были на зарплате, а не на фрилансе. Почему? В чём плюсы такой системы?

Нет паники за “завтрашний день”. Да, возможно, будет сложнее выбирать “свои проекты”. Невозможно будет метаться между студиями и продакшенами в поисках наиболее интересного и вкусного. Но при условии финансовой стабильности уйдёт необходимость жертвовать временем, силами, здоровьем “лишь бы был проект”.

На какую ежемесячную зарплату ты бы согласился, если бы операторов действительно стали нанимать как штатных? И с каким графиком?

Недавно обсуждали, что месяц в проекте сейчас люди оценивают в диапазоне: “минимум” — 1,1 млн/мес, “желательно” — 1,7 млн/мес. Речь не про мэтров и не про топ, а про простых смертных. Так вот. Если схема “зп + съёмочные” — то 150 тыс. в месяц + 1 млн съёмочных/мес — вполне нормально. Это уже даже и не минимум, а просто норм. Если зп фиксированная (что странно) — что-то типа 800–1 млн.

Ходишь на премьеры своих фильмов?

Да.

С каким русским режиссёром хотел бы поработать? Можно топ-3, если есть.

Локшин, Серебренников.

У тебя есть агент?

Нет.

Есть ли у тебя идеи для собственных фильмов, клипов или документалок? Может, что-то уже в разработке?

Да, есть.

Расскажешь о чем они?

Нет.

Хочешь ли попробовать себя в роли режиссёра?

Да.

Чем занимаешься между проектами? Есть хобби?

У меня по несколько проектов в год и 4 детей. У меня нет хобби…

Какой фильм готов пересматривать постоянно?

Постоянно — нет. Раз в год стабильно пересматриваю “Свой среди чужих”, “Властелин колец”, “Гарри Поттера”.

Посоветуй кино на вечер

“Гражданская война”, она же — “Падение империи”.

Смотрите также: «вопрос-ответ» с Арсением Бычковым

Оператор-постановщик Арсений Бычков: ВГИК, Работа в кино, Деньги, Что бесит оператора/ Вопрос-Ответ
  • Все рубрики
  • Видео и кино
  • Фотография
  • Тексты и литература
  • Музыка и аудио
  • Блог Prepropost
Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Контакты
  • Войти
  • Техническая поддержка
  • Email: info@prepropost.ru
  • Telegram: @prepropost
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • ©2025Prepropost
  • Версия:1.3.27
  • Youtube канал PrepropostVK сообщество PrepropostTelegram канал PrepropostДзен сообщество Prepropost
  • Prepropost сообщество в социальной сети ОдноклассникиRUTUBE канал PrepropostX сообщество Prepropost
Мы используем cookies для сбора обезличенных пользовательских данных. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на сбор таких данных. Чтобы отказаться от обработки, отключите сохранение cookies в настройках вашего браузера. На сайте используются рекомендательные технологии. С информацией об обработке персональных данных и мерах по обеспечению их безопасности можно ознакомиться в Политике конфиденциальности.