«Джокер: Безумие на двоих» — чему он может научить сценаристов
Когда вы пишете сценарий, ищите моменты, где история может быть рассказана через действия и игру актёров, а не через диалоги. В «Джокере: Безумие на двоих» таких моментов могло быть больше, но концовка — яркий пример, как сделать всё правильно.
⚠️ Осторожно, в статье есть спойлеры к фильму «Джокер: Безумие на двоих».
«Джокер: Безумие на двоих» — последний релиз DC Comics. Сценарий написали Тодд Филлипс и Скотт Сильвер, режиссёр — также Филлипс. Хоакин Феникс вновь играет Артура Флека (Джокера), а Леди Гага присоединяется к касту в роли Харли Квинн. Это одновременно и мюзикл, и размышление о личной ответственности за психическое здоровье — и о том, что должна или не должна делать общественная система. А ещё — взгляд на то, как мы порой обожествляем не тех людей. Насколько успешно фильм раскрывает эти темы — отдельный разговор, но сценаристам есть чему у него поучиться.
История в истории
Фильм начинается с анимационной сцены, метафорически иллюстрирующей главные темы. Под музыку из Looney Tunes и старый логотип Warner Brothers, короткометражка «Тень Джокера» показывает раскол внутри Артура Флека: его тень пытается вызвать к жизни Джокера, а сам Артур просто хочет жить своей жизнью. Они борются, спорят, кто «за рулём», кто в контроле. Они одно и то же лицо? Или разные стороны одного человека? Это и есть главный внутренний конфликт Артура и его альтер эго — Джокера. Им предстоит отвечать за свои действия и за ту славу, которую они получили после событий первого фильма.
Такая структура — не новость. Шекспир использовал её в «Гамлете» (пьеса в пьесе), чтобы раскрыть тему вины. Пауэлл и Прессбургер построили свой шедевр «Красные туфельки» вокруг балета, в котором зашифрованы отношения между тремя главными героями — и это становится ключом к трагической развязке.
Да, «Безумие на двоих» — не «Гамлет» и не «Красные туфельки», и глубины, и изящества тут куда меньше. Но техника «история в истории» — мощный приём. Подумайте, можно ли его использовать в вашем сценарии, чтобы зритель догадался о главной идее через метафору или аллюзию.
Исследуйте тему
Если вы затрагиваете тему психических расстройств и реальных диагнозов, важно избегать вредных стереотипов. В случае с «Джокером» авторы попали в ловушку «множественной личности» — хотя этот термин уже не используется. Сейчас это называется диссоциативное расстройство идентичности (ДРИ).
И всё больше специалистов говорят, что это вообще не «расстройство», а защитный механизм мозга, сформированный в детстве после серьёзных травм.
Если вы работаете с такой темой — изучайте её глубже. Общайтесь с людьми, которые живут с ДРИ. Узнайте, какие образы и шаблоны их больше всего задевают. Один из самых токсичных — «альтеры, которые становятся убийцами или маньяками». В реальности такие личности формируются как защита от тяжёлого физического, сексуального или эмоционального насилия (этот момент фильм, к слову, показал довольно честно), но практически никогда не ведут к созданию клоуна-убийцы.
Фильм создаёт ощущение, что авторы провели какое-то исследование, но, возможно, могли бы углубиться сильнее. Вы — можете. Поговорите с людьми. Они, как правило, очень хотят, чтобы их истории были показаны точно и с уважением — даже если речь идёт всего лишь о нюансах диагноза.
Визуальное повествование
Следите за визуальным языком истории. В «Безумии на двоих» есть несколько отличных визуальных решений, но одно из самых сильных — это финал.
В последние сцены Артур Флек всеми силами пытается покончить с собой. Сначала он провоцирует охранников Аркхема, чтобы те застрелили его в прямом эфире. Увы, они убивают кого-то другого. Артур слышит, как играет «When the Saints Go Marching In» — он бы хотел быть «в том числе»…
Потом он заявляет, что Джокера не существует. Это не альтер. Всё сделал он сам. Тем самым он отказывается от защиты, ведь государству нужно основание для смертного приговора.
Но и это не срабатывает — его преступления вызывают террористическую атаку, и он оказывается освобождён.
Последняя надежда — любовь Харли Квинн — тоже разбивается: она верит, что Джокера не существует, и уходит.
Артур остаётся в одиночестве в крыле строгого режима Аркхема — и его убивает другой пациент. Тот же начинает резать себе рот, чтобы стать новым Джокером.
Артур падает на пол, из его живота хлещет кровь… и он улыбается.
Он наконец-то в покое.
Он наконец-то «в том числе», как в той песне.
Сцена идёт без слов. И эта улыбка — говорит всё.
Вывод: когда пишете сценарий, ищите сцены, где слова излишни. Где история говорит через кадр, мимику, молчание. У «Безумия на двоих» были такие моменты — и за них авторам стоит отдать должное.