Вуди Харрельсон: «Я сам себя загипнотизировал»

Мистер Харрельсон, вы надеетесь на новое поколение?
Я думаю, среди молодых есть настоящие лидеры. Это невероятно вдохновляет. Вот почему я надеюсь, что, наконец, произойдут изменения — в вопросах контроля над оружием, экологии. Когда молодёжь поднимает эти темы, они говорят из очень чистой позиции.
Что вы имеете в виду?
Это не завязано на экономике — это от чистого сердца. Я показывал свой фильм в пяти колледжах в США, и когда общался со студентами, меня потрясло и одновременно обнадёжило, что у них ещё нет этого цинизма, который с возрастом медленно подкрадывается, когда сталкиваешься с разочарованиями. С годами ты как бы вырабатываешь цинизм как способ защиты.
«Я считаю, что в оптимизме есть большая сила — просто быть на позитиве».
Вы с этим боретесь?
Да, я действительно стараюсь осознавать это и не становиться циничным. В оптимистичном взгляде на мир — большая сила. Это помогает. Я не то чтобы заставляю себя быть позитивным — я просто таким себя чувствую. Недавно я проводил время с одним из самых умных людей, которых знаю, — это Мэттью Макконахи. Он сказал вещь, которая меня сильно зацепила: «Цинизм — это худшая болезнь старости». Или, может, он назвал его «болезнью взросления» — не помню точную цитату! (Смеётся.) В общем, именно поэтому мне нравится общаться с Мэттью и с теми, кто не скатывается в постоянный сарказм и цинизм.
Таких людей трудно найти?
Ты просто встречаешь людей. Важно — кого из них ты выбираешь впустить в своё пространство. Я легко завожу знакомства, но вот с настоящими друзьями всё гораздо сложнее. Иметь кого-то, кого ты считаешь другом, — это одно из самых важных эмоциональных оснований в жизни. Друзья и семья — вот что важно. Практически каждый, кто прошёл через многое, в итоге скажет: главное — это друзья и семья.
Настолько правда, что уже звучит как клише.
Абсолютно. Так что если кто-то становится твоим другом — это большой шаг. Но я из тех, кто, если уж стал другом, то это надолго. От меня трудно «отписаться».
Что ещё помогает вам держать негатив на расстоянии?
Ну, это точно не то, что посоветовал бы психотерапевт, но иногда я просто «обманываю» себя, чтобы выйти из плохого состояния. Понимаю, что сам себя загнал в это мрачное пространство — и проворачиваю какой-то трюк, чтобы выбраться. Не скажу, что это лучше, чем таблетка, которую выписал бы психиатр.
Какой трюк?
Не надо сидеть и зацикливаться на своей жизни и том, что тебя расстроило. Я, например, могу просто запоем посмотреть какой-нибудь сериал — и после четырёх серий вообще забываю, что меня так беспокоило. Просто стараюсь выкинуть это из головы. Я как-то обсуждал это с Мэттью, он рассказал, что сам переживал похожее. Спросил меня: «Что ты делаешь, когда всё валится, и ты не можешь с этим справиться?» Я сказал: «Да просто забудь». Это как прожить временно другую жизнь.
Всегда было так просто?
Нет, конечно. Когда я жил в Нью-Йорке, мне было тяжело найти хоть какую-то работу, чтобы просто выжить и платить за жильё. Меня постоянно увольняли! Я впал в депрессию. Глубокую. Однажды я устроился временным секретарём в издательство Random House — я умел печатать, хотя, возможно, немного приукрасил своё резюме... В конце дня мне сказали: вот стена с книгами — Диккенс, классика — можешь взять что хочешь. «Что хочу?!» Я набил целый ящик, еле дотащил до дома. И начал читать. Это чтение медленно вытянуло меня из депрессии, пожалуй, даже больше, чем что-либо ещё.
Говорят, вас вдохновляет учение Парамахансы Йогананды.
Очень вдохновляет! Считаю, чтобы быть счастливым, нужно быть расслабленным. А чтобы расслабиться, я занимаюсь йогой, спортом, медитирую… Техника крийя-йоги Йогананды — то, чему я пытаюсь учиться через разных учителей. Это целое направление. Мне ещё учиться и учиться! Мне трудно просто сидеть и медитировать, но если уж сажусь, то, как правило, это того стоит.
«Драться всё ещё в моей природе, но сейчас я всё чаще просто ухожу».
Можно сказать, что эти практики вас успокоили?
Я действительно старался изменить то, как я справляюсь с эмоциями вроде злости. Раньше меня могли легко довести до бешенства. Это, конечно, не только их вина — моя тоже. Но я стал справляться лучше. Меня сейчас крайне редко можно по-настоящему разозлить. А гнев — это часто автоматическая реакция на несправедливость. Само по себе чувство нормально, но вот превращается ли оно во что-то личное…
Теперь вы умеете это контролировать?
Скажем так, в моей природе всё ещё есть стремление к борьбе, если чувствую, что кто-то перешёл грань — не обязательно физически, может быть просто словесный спор. Я склонен отстаивать своё. Но сейчас всё чаще я просто хочу развернуться и уйти.

— Мистер Кроненберг, многие называют фильмы телесного ужаса «кроненберговскими». Как вы относитесь к тому, что ваша фамилия стала прилагательным?
Если употребляют в правильном контексте — мне, конечно, это приятно! Я раньше шутил, что цель любого режиссёра — стать «феллиниевским». Когда твоё имя начинает что-то значить само по себе. Мы же говорим: «Это был феллиниевский опыт». Так что если кто-то говорит, что фильм — кроненберговский… Мне это нравится. Единственное, что меня немного смущает — это термин «телесный ужас». Я сам его никогда не использовал! Это был молодой журналист, который его придумал, и с тех пор термин прижился — мне уже его не контролировать. Но сам я никогда не считал, что занимаюсь «телесным ужасом».

Мистер Соркин, в каком настрое вы садитесь писать?
Я могу писать только тогда, когда у меня хорошее настроение. У меня есть дочь-подросток, и если у неё что-то не так — проблемы в школе или просто типичные подростковые штуки — день для меня окончен. Я уже не смогу писать. Когда я работал над «Западным крылом», если мы с женой утром ссорились, если между нами было хоть немного напряжения, по дороге на работу я всегда звонил ей и говорил: «Слушай, я знаю, ты злишься, но можешь сделать мне одолжение? Давай прямо сейчас помиримся, потому что мне надо писать следующий эпизод».

Господин Броуди, можно ли сказать, что сегодня у вас больше творческой энергии, чем когда-либо?
Я весь горю! У меня всегда была творческая энергия, но сейчас у меня больше вдохновения. Думаю, мы все прошли через непростое время, и это пробудило в нас осознание времени — того, как оно уходит, как оно мимолётно... Я хочу направлять свою энергию на что-то хорошее, на созидание — и, надеюсь, не растрачивать её зря. В этом весь смысл моего существования. Каждый день я что-то создаю — в разных формах: я не переставая рисую, пока спина не ломит. Занимаюсь музыкой — уже тридцать лет как — сочиняю, создаю звуковые полотна. Во мне просто есть это жгучее желание творить.

Мистер Пачино, как вы справляетесь с грузом собственных достижений?
Не знаю. Я просто не думаю об этом в таких терминах. Я не воспринимаю роли как достижения. Это роли, которые ты играешь, картины, которые ты написал. Ну представьте актёра, который говорит: «Я больше не хочу сниматься, потому что не смогу сделать лучше, чем в последнем фильме. Пожалуй, пора завязать». Мы бы назвали это «почивать на лаврах», и вроде как так делать не стоит. Хотя я-то как раз за! Лежишь себе на лаврах, получаешь чек с нулями, осваиваешь новую профессию… Но по какой-то неведомо упрямой причине я продолжаю возвращаться к этому ремеслу.

Сеньор Иньярриту, должен ли режиссёр проживать свои фильмы?
Я думаю, что каждый фильм в той или иной степени — это продолжение тебя самого. Без исключений. Все фильмы, которые я снял, — это части меня. Иногда мне кажется, что границы между фильмом и реальностью начинают размываться. Темы, которые я поднимаю в кино, внезапно начинают окружать мою реальную жизнь. Со мной это происходило не раз.

Мистер Аллен, каково это — раздеваться на сцене перед публикой?
(Смеётся) Раздеваться в театре, мне кажется, совсем не то же самое, что в кино. Многие говорят наоборот — но мне лично комфортнее делать это именно на сцене, в театре.
Почему так?
Не знаю. Наверное, потому что… хотя в театре вроде Trafalgar Studios немного иначе — там зрители совсем близко. Но на большинстве сцен, где я играл, например, в Эквусе, зрительный зал просто не видно. А в том спектакле обнажённость была полностью оправдана: она подчёркивала уязвимость моего персонажа в тот момент. Так что, по большому счёту, это даже оказалось чем-то освобождающим.

Мистер Хопкинс, вы как-то сказали, что чем больше живёшь, тем больше всё становится похоже на сон. Был ли в вашей жизни момент, когда реальность будто бы начала рассыпаться?
Последние лет тридцать я живу именно так. Это результат сбывшихся мечт — тех, что я вынашивал ещё ребёнком и молодым человеком. Примерно тридцать лет назад я вдруг осознал: «Это же нереально. Всё получилось именно так, как я себе представлял». Моя жизнь вся такая, и меня завораживает эта сила, которая есть у каждого из нас — мы создаём свою реальность по ходу дела.

Мистер Камбербэтч, что для вас счастье?
Счастье — это просто быть. Быть в данный момент. Если вы ищете счастье, значит, вы несчастливы.
Глубоко сказано!
Но это правда. Если начать искать его — это как горшок с золотом в конце радуги. Мне близка идея, что ваш ум способен формировать собственную реальность — какой бы тяжёлой и мрачной ни была ваша ситуация.
Вы практикуете буддийскую медитацию — эта мысль оттуда?
Именно.

Кристиан, какой съёмочный опыт был для вас самым весёлым?
Первое, что приходит в голову — это работа с Вернером Херцогом на «Спасении рассвета». Мы, включая самого Вернера, делали вещи, на которые окружающие смотрели с ужасом: «Ребята, вы же умрёте! Что вы творите? Вы и правда хотите поймать дикую змею и рискуете, что она вас укусит?!» Это были потрясающие времена. Сумасшедшие пилоты вертолётов в Таиланде срезали верхушки деревьев, пока мы пролетали над джунглями на экстремально низкой высоте… Я обожал эти моменты. По-настоящему.

Мистер Нолан, в таких фильмах, как «Интерстеллар», «Престиж», «Довод» и теперь «Оппенгеймер», часто присутствует элемент науки. Почему?
Думаю, мой интерес к физике, к науке и Вселенной зародился ещё в детстве. Я рос в конце 70-х, и когда был маленьким, вышла первая «Звёздные войны» Джорджа Лукаса. Научная фантастика тогда по-настоящему зажигала воображение. Благодаря этому научные программы, например, «Космос» Карла Сагана, старались опираться на наш интерес к фантастике. Это меня зацепило, и я перенёс это в кино — особенно в «Интерстеллар», где работал с Кипом Торном, лауреатом Нобелевской премии. Это дало понять, какие драматические возможности открывает научный взгляд на Вселенную — он может быть невероятно увлекательным.