Бенедикт Камбербэтч: «Ваш ум способен формировать реальность»

Мистер Камбербэтч, что для вас счастье?
Счастье — это просто быть. Быть в данный момент. Если вы ищете счастье, значит, вы несчастливы.
Глубоко сказано!
Но это правда. Если начать искать его — это как горшок с золотом в конце радуги. Мне близка идея, что ваш ум способен формировать собственную реальность — какой бы тяжёлой и мрачной ни была ваша ситуация.
Вы практикуете буддийскую медитацию — эта мысль оттуда?
Именно.
«Мы все страдаем. В этом и заключается жизнь. И в осознании этого — большая радость».
Первая истина буддизма гласит, что вся жизнь — это страдание, боль и скорбь. Вы с этим согласны?
Да. Всё в этом мире не обязательно разрушается, но всё постоянно меняется. Всё находится в движении. Мы воспринимаем жизнь через чувства, и зачастую это болезненные ощущения. Люди обычно думают, что боль — это авария, утрата конечности, пуля, нечто жестокое. Но боль может быть иной — ноющая, скручивающая, проявляющаяся в том, как тело накапливает напряжение. Мы все страдаем. В этом и заключается жизнь. Но в осознании этого кроется радость — в понимании, что есть нечто большее, что нас объединяет, чем разъединяет. Всё течёт, всё меняется, всё преходяще. Что приходит — уходит. Что взлетает — падает. Это звучит просто, но на практике всё куда сложнее. Жить по этому принципу — непросто. Гораздо проще сказать, чем сделать.
Как вы это практикуете?
Медитация снова и снова доказывает свою эффективность — например, в поддержке онкобольных, людей с неизлечимыми заболеваниями, травмами, стрессами, психическими расстройствами. Медитация — это инструмент, позволяющий достигать внутреннего покоя, отделяться от мыслей и находить пространство, в котором тело может расслабиться, восстановить режим сна или справиться с последствиями приёма лекарств. И это научно подтверждено! Это не модное баловство ради имиджа или потому что Битлз этим занимались. Это эмпирически доказано, как и важность сна. Я люблю и сон, кстати, но, будучи отцом, много его не получаешь. И этим может заниматься каждый!
Вы медитируете каждый день?
Я стараюсь, но не всегда получается. Хотел бы заниматься этим регулярно. Обычно — раз в день, утром. Или вечером, если я в состоянии джетлага, чтобы успокоить ум перед сном. Это отличный способ настроиться на отдых.
«Быть в настоящем моменте — вот суть актёрской профессии».
Наверное, это помогает справляться с хаосом жизни голливудского актёра?
Да, помогает заглушить шум. Я рад, что познакомился с этим до начала карьеры. И ещё рад, что известность пришла ко мне относительно поздно. Медитация помогает восстановить равновесие, перезагрузиться, напомнить себе, где ты, что тебя отвлекает и как вернуться к центру. Быть в моменте — это основа актёрской профессии.
«Шум и зеркала»?
Всё — дым и зеркала! Это не тренинг, где ты слой за слоем снимаешь с себя маски и выходишь на чистую правду. Да, ты стараешься делать это, но на съёмках огромного фильма, вроде «Мстителей», сложно добиться нужной эмоции за пять минут — а именно столько тебе дадут, потому что вокруг полно других важных задач.
То есть, дело в точности?
Точность — это одно. Но в таких проектах не идёт речь о глубоком раскрытии персонажа. Речь — о служении истории и сохранении целостности образа, ставшего частью любимой зрителями вселенной Marvel. Я учусь на каждой работе. По крайней мере, надеюсь на это. Учусь, наблюдая за другими. Смотреть на Роберта — одно удовольствие. Он знает своего персонажа до мелочей.
«Мне нравится свобода движения — вверх или вниз — в карьере».
Вы научились отсеивать «шум»?
Я думаю, это универсальное умение. В этом нет ничего особенного — оно доступно каждому. Мне нравится, что каждый может петь, рисовать. Всё зависит от того, как человек к этому подводится, как он учится и практикуется. Но шум по-прежнему бывает оглушающим. Бывают хорошие и плохие дни. Это странно.
Даже после стольких лет?
Это никогда не становится «нормой». Всё ещё бывает забавно, навязчиво, прекрасно и ошеломляюще одновременно. Есть аспекты, о которых я не буду говорить сейчас, потому что они касаются людей, не находящихся в комнате — и их я особенно берегу. Это главное для меня.
Вы стали более осторожны после перехода от телевидения к кино и Marvel?
Насчёт того, что это «более крупный водоём» по сравнению с «Шерлоком»… Не думаю. Для меня «Шерлок» имел больший охват, чем «Доктор Стрэндж». Потому что это телевидение — более демократичное, доступное, его смотрело больше людей. Удивительно, как далеко распространилось влияние сериала. Это была такая «бомба», которая вот-вот должна была рвануть с самого начала. Но насколько сильно — не ожидал никто из нас. Но знаете, я не думаю в категориях «больше, выше, масштабнее». Мне неинтересно расти только вверх. Да и не думаю, что там есть куда расти. Мне нравится, когда движение — свободное, в любую сторону, вверх или вниз.

Кристиан, какой съёмочный опыт был для вас самым весёлым?
Первое, что приходит в голову — это работа с Вернером Херцогом на «Спасении рассвета». Мы, включая самого Вернера, делали вещи, на которые окружающие смотрели с ужасом: «Ребята, вы же умрёте! Что вы творите? Вы и правда хотите поймать дикую змею и рискуете, что она вас укусит?!» Это были потрясающие времена. Сумасшедшие пилоты вертолётов в Таиланде срезали верхушки деревьев, пока мы пролетали над джунглями на экстремально низкой высоте… Я обожал эти моменты. По-настоящему.

Мистер Нолан, в таких фильмах, как «Интерстеллар», «Престиж», «Довод» и теперь «Оппенгеймер», часто присутствует элемент науки. Почему?
Думаю, мой интерес к физике, к науке и Вселенной зародился ещё в детстве. Я рос в конце 70-х, и когда был маленьким, вышла первая «Звёздные войны» Джорджа Лукаса. Научная фантастика тогда по-настоящему зажигала воображение. Благодаря этому научные программы, например, «Космос» Карла Сагана, старались опираться на наш интерес к фантастике. Это меня зацепило, и я перенёс это в кино — особенно в «Интерстеллар», где работал с Кипом Торном, лауреатом Нобелевской премии. Это дало понять, какие драматические возможности открывает научный взгляд на Вселенную — он может быть невероятно увлекательным.

Мистер Фаррелл, влияет ли вера на ваше восприятие жизни?
Вера — это очень важно. Это как с лошадью: если хочешь повернуть налево, сначала смотришь влево, а уже потом дёргаешь поводья. С людьми то же самое: туда, куда направлено твоё внимание, туда ты и идёшь. В этом смысле воображение и рассказы (истории) играют огромную роль — они помогают добраться до чего-то более настоящего, более глубокого.

Мистер Фёрт, повлияли ли Голливуд и модная индустрия на то, как люди воспринимают красоту?
Раньше красота в человеке воспринималась как нечто достойное, как повод для восхищения. Сегодня, если человек красив, сразу предполагается, что он пустышка и легкомысленный. В современном обществе красивая внешность почти автоматически означает отсутствие глубины. Думаю, многим талантливым и умным людям, которые к тому же красивы, приходится очень стараться, чтобы не полагаться исключительно на внешность.

Мистер ДеВито, до актёрской карьеры вы зарабатывали на жизнь как парикмахер. Это как-то помогло вам подготовиться к съёмкам в кино?
Вся суть актёрской профессии в том, чтобы черпать из собственного жизненного опыта. Ты стараешься использовать то, что прожил. Я работал в салоне красоты моей сестры, был парикмахером — и каждый день имел дело с самыми разными людьми. В какой-то момент ты начинаешь понимать, что заставляет людей улыбаться, что помогает им чувствовать себя комфортно. Всё строится на взаимоотношениях. Я думаю, это мне сильно помогло: ежедневно, с утра до вечера, я общался с людьми. Эти ситуации раскрепощают, дают уверенность в разговоре, особенно с незнакомцами.

Мистер Трехо, похоже, вы тот актёр, который открыт для любых проектов. Это правда?
Абсолютно. Это как быть маляром, понимаете? Будь то дом с двумя спальнями или с двенадцатью — я покрашу всё одинаково. Если кто-то приносит мне сценарий, я читаю его — и если он мне нравится, я соглашаюсь. Роль — не так важна.

Мистер Линч, вы начали заниматься трансцендентальной медитацией из-за проблем с гневом?
Нет. Но я заметил, что у меня действительно был гнев. У многих людей есть гнев, и я был одним из них. Люди направляют гнев на тех, на ком можно его сорвать — я срывался на своей первой жене. Потом я начал медитировать, и через две недели она подошла ко мне и спросила: «Что происходит?» Я ответил: «В смысле?» И она сказала: «Куда делся твой гнев?» Он исчез. Часто, когда люди начинают медитировать, они сами ещё не замечают изменений, а вот окружающие — замечают первыми.

Мистер Керри, у вас когда-нибудь было духовное прозрение?
Ну, за последние несколько лет я пережил множество изменений, осознаний — можно сказать, пробуждений. Всё, чем я сейчас занимаюсь творчески, как будто связано с осознанием отсутствия «я». Что мы такое? Зачем мы здесь? И ответ на оба вопроса, насколько я могу судить, — ничто, без причины. Всё просто игра формы.

Господин Джармуш, вы живёте в Нью-Йорке уже более 40 лет. Считаете ли вы себя ньюйоркцем?
Я живу там так долго, но всё же я не ньюйоркец. Родом я из Акрона, штат Огайо, рядом с Мичиганом. Когда кто-то называет меня ньюйоркцем, я вздрагиваю. Я также жил в Берлине. Мне нравится Токио — он такой странный и прекрасный. Я люблю Париж весной. Я люблю Рим. Я люблю города! Я думаю о городах как о своих любовницах.

Мистер Костнер, за свою карьеру вы снялись и поставили немало вестернов — фильмов и сериалов. Откуда у вас любовь к этому жанру?
Думаю, у меня всегда было какое-то понимание этого жанра. Он меня действительно интересовал — особенно в том, как его показать. Все эти детали, мелочи, присущие вестерну — они очень американские. И никто никогда не путал меня с кем-то неамериканским — я это чувствую. У меня есть взгляд на мир в целом, но я — американец. Также на меня сильно повлияли фильмы Джона Форда, такие как Человек, который застрелил Либерти Вэланса, Искатели… Я люблю Джорджа Стивенса — он оказал большое влияние на меня как на режиссёра. Джим Харрисон, написавший потрясающие рассказы вроде Легенды осени и Месть. Лоуренс Кэздан — его работа помогла мне начать карьеру. Я делал это ради него. Так что если вдруг покажется, что я его копировал — нет, я его прославлял!