Обзор фильма «Финикийская схема» — чистый восторг
Очаровательный торговец оружием встаёт на путь искупления в этом безупречном, искристом как шампанское фильме Уэса Андерсона.

Позвольте выдвинуть теорию: «Финикийская схема» — это третья часть того, что можно вольно и неофициально назвать «Трилогией о жизни режиссёра» Уэса Андерсона. Его фильм «Французский вестник» (2021) стал откровенным гимном американским журналистам и культурным обозревателям 50–60-х годов. Но если взглянуть шире, это картина не только о журналистике, но и о самом процессе письма — о том, как человеческий ум лепит реальность при помощи литературных и документальных инструментов. Это фильм о том, как находить увлекательное в обыденном. И сам Андерсон там легко мог бы быть одним из героев.
Затем, в 2023-м, он выпустил мета-кинодрагоценность «Город астероидов» — фильм о режиссуре, а точнее, о процессе драматизации: как мы превращаем причудливые тексты в зрелищную форму.
Теперь же, в «Финикийской схеме», фокус слегка смещается от привычного искусства письма и режиссуры к продюсированию — и к тем людям, чья задача на съёмочной площадке — собрать всё воедино. Сомнительно, что Андерсон сам считает эти три фильма отражением именно своих методов, но в совокупности они представляют собой полноценную диссертацию о радостях и травмах, которые сопровождают создание кино. Этот проект во многом — его кинематографический ответ на «Путеводитель по оркестру для юного слушателя» Бенджамина Бриттена, чью музыку он так органично использовал в «Королевстве полной луны».
На этот раз ощущается, что Андерсон считает кино не столько делом мастерства, сколько искусством дипломатии — важно, чтобы вокруг были «свои» люди, готовые поддержать и воплотить замысел. Бенисио дель Торо появляется в роли меланхоличного торговца оружием по имени Жа-жа Корда — отца целой своры любопытных сыновей (которых он заставляет жить через дорогу от своего замкоподобного особняка) и одной дочери — сварливой, полууединённой монахини с трубкой, по имени сестра Лизль (Миа Триплтон). Из-за своих дестабилизирующих проделок в регионе он стал мишенью для множества (неудачных) покушений, и теперь, как кот, исчерпавший восьмую жизнь, вынужден задуматься о вечном.
Дель Торо играет Жа-жа как бесстрашного авантюриста, который не склонен копаться в своём тёмном прошлом. Он не видит ни иронии, ни удачи в собственной живучести и реагирует на всё происходящее с серьёзностью почти монументального масштаба. Когда во время полёта в его частном джете начинается турбулентность (или это подлетает ракета?), он спокойно отрывается от своей очередной увесистой книжки и уверяет попутчиков, что абсолютно не обеспокоен. Как и у хорошего продюсера, в его жизни наступает момент, когда ты больше не можешь позволить себе бояться таких пустяков, как вражда, финансовый крах, телесные увечья или смерть с небес — и это в точности про Жа-жа.

Собственно «схема» — это его напыщенная попытка оставить после себя достойное наследие: он, наконец, принял свою судьбу и хочет, чтобы Лизль получила не только основную часть его активов, но и долю с масштабных инфраструктурных проектов, которые он затеял для процветания Финикии. Детали этого грандиозного плана аккуратно упакованы в стопки коробок, но главная задача — заручиться поддержкой всех соратников, причём с чековыми книжками наготове.
Тут у нас — денди с Айви Лиги, Лиланд (Том Хэнкс) и Рейган (Брайан Крэнстон), которые требуют спортивных достижений, прежде чем вложиться в проект тоннеля. Владелец ночного клуба в феске по имени Марсельский Боб (Маттьё Амальрик) требует доказательства личного доверия. Американский матрос с сомнительным прошлым Марти (Джеффри Райт) вдохновляется только искренностью. Двоюродная сестра Хильда (Скарлетт Йоханссон) готова отказаться от родового наследства ради большей доли в клане Корда. И наконец, дядюшка Нубар (Бенедикт Камбербэтч), похожий на Орсона Уэллса, который всё никак не может отпустить старые обиды.

Компанию им составляет норвежский репетитор Бьорн (Майкл Сера) — неуклюжий, как герой Джерри Льюиса, сопровождающий всех для придания «образовательного элемента» этому безумному путешествию. Кажется, мы ждали десятилетия, пока Андерсон наконец даст Сере роль — и вот оно свершилось, и это прекрасно. Триплтон, в свою очередь, не теряется на фоне старших коллег и сохраняет невозмутимую маску, даже когда её отец и его странноватые друзья затаскивают её в очередную дичь.
Разумеется, фильм ослепляет своей визуальной архитектурой, в которой сказочная реальность существует без скатывания в произвольную логику сна. Как Жа-жа умеет объединять людей вокруг своей идеи, так и Андерсон обладает редким даром собирать лучших художников, костюмеров, дизайнеров и вдохновлять их на чудеса.
Что до самой истории, идея о частном бизнесмене, сколотившем состояние на войне, который вдруг решает стать благодетелем и реформатором — штука занятная. Особенно на фоне того, как в реальной Америке подобных Жа-жа, только до кризиса, уже навалом и они расхищают страну подчистую. Фильм предлагает занятную гипотезу: а что, если бы у этих миллиардеров внезапно появилось хоть немного осознания бренности бытия — неужели бы они перестали быть такими токсичными и разрушительными?
Что до саги Андерсона — быть может, она будет продолжена. И следующая картина расскажет о том, как доносить эти удивительные истории до зрителей.