Как создать злодея, которого зритель не забудет

Когда вы работаете над сценарием, всё внимание уходит на героя и логику сюжета. Злодеи при этом часто остаются в тени.
А ведь именно сильный антагонист делает фильм или сериал по-настоящему запоминающимся — и для зрителей, и для актёров, которые ищут яркие роли.
Разберёмся, как писать таких злодеев.
1. У злодея должна быть идея
Первое — во что он верит? И как эта вера влияет на его поступки?
Например, Джокер — искажённый нигилист. Он убеждён, что мораль — лишь тонкая оболочка, которую легко раздавить, если поставить людей в нужные условия. Его действия — пугающе логичны, если принять его мировоззрение.
Если вы знаете, во что верит ваш злодей, вы знаете, как он будет действовать. А значит — как строить сцены вокруг него.
2. Злодей — это герой своей истории
Старая, но работающая правда: злодеи считают, что делают правильное. Просто это тяжёлый выбор, на который у других не хватает духа.
Гас Фринг из «Во все тяжкие» — хладнокровный стратег, для которого насилие — лишь средство к высшей цели. Танос из Marvel считает себя единственным, у кого хватило воли спасти Вселенную ценой геноцида.
Такие антагонисты ставят нас перед неприятными вопросами: что на самом деле добро, а что зло?
3. Злодей бьёт в самое больное место
Какова уязвимость вашего героя? Именно туда и должен целиться антагонист.
Например, когда Дарт Вейдер раскрывает Люку, что он его отец — это разрушает всю систему координат героя. Его представления о себе, своей семье, своём пути.
И что происходит дальше? Вейдер тянет Люка на Тёмную сторону. А Люк пытается вытащить отца обратно в свет.
Хороший злодей делает конфликт личным — и оттого гораздо сильнее.
4. Злодей как неудержимая сила
Подумайте о Терминаторе. Он просто идёт вперёд. Его нельзя уговорить, нельзя испугать. Только остановить — и то с трудом. Но необязательно быть роботом.
Эми Данн из «Исчезнувшей» превращает свою месть в тонко выстроенную игру. Серсея Ланнистер в «Игре престолов» шаг за шагом уничтожает всех, кто стоит у неё на пути.
Такие антагонисты заставляют героя эволюционировать. Чтобы победить, герой должен стать лучше, сильнее, умнее. Настоящим собой.
Вывод
Незабываемый злодей — это не просто препятствие. Это зеркало, отражающее героя, и топливо, разжигающее конфликт. Если вы хотите, чтобы ваша история оставалась в памяти, начните с сильного антагониста.

Ни один фильм Бойла не похож на другой, и в то же время каждый из них — стопроцентно его.
В этом списке 12 лучших фильмов режиссера. Одни — зрелищные и выверенные, другие — резкие и рискованные. Но все они доказывают: Бойл не ищет лёгких решений и не боится идти наперекор правилам.

Подтекст — это ключ к живым и многослойным диалогам. С его помощью персонажи передают настоящие чувства, скрытые желания и внутренние конфликты — не говоря об этом напрямую. Это добавляет сценам глубины, напряжения и интриги.
Неважно, пишете ли вы сценарий, роман, рассказ или короткую сцену — умение работать с подтекстом способно преобразить текст.

Блейк Снайдер определяет жанр «Монстр в доме» следующим образом: герой оказывается в ловушке в определённой локации или ситуации (условно в «доме») и должен выжить, столкнувшись с монстром (человеческим или иным).
Истории «Монстр в доме» часто встречаются в фильмах ужасов, городских триллерах или комедиях о людях или существах, которые никак не уйдут.
Три элемента истории «Монстр в доме»:
- Монстр, обладающий сверхъестественной силой — даже если эта сила происходит от безумия или фанатичной решимости.
- Дом, который запирает героя. Это может быть семья, целый город или даже «весь мир».
- Грех, впускающий монстра… проступок, включая невежество.

Советы по написанию романов от Дэна Брауна помогут начинающим авторам и новичкам в литературе приблизиться к своей первой рукописи.
1. Читайте критически.
По словам Брауна, хорошие писатели — это ещё и хорошие читатели. Вы можете читать, чтобы учиться, наслаждаться историей или искать вдохновение, но как только вы садитесь за свой роман, начните читать с критическим взглядом. Изучайте, как мастера слова работают с текстом. Ищите то, что захватывает вас — и учитесь на том, что не работает.

Главный герой — обычный человек, который ни в чём не виноват, но внезапно оказывается в смертельно опасной ситуации. Шансов выбраться мало, но он должен справиться, используя только собственную смекалку. В этом жанре важно одно: герой не искал проблем, но они сами на него свалились — и теперь ему нужно бороться, чтобы выжить.
Три элемента истории типа «ПАРЕНЬ С ПРОБЛЕМОЙ» таковы:
- Невинный герой, которого втягивают в неприятности без его просьбы — он даже не понимает, как оказался вовлечён.
- Внезапное событие, которое ввергает нашего героя в мир страданий — и происходит это без предупреждения.
- Ставка — жизнь или смерть, и под вопросом стоит дальнейшее существование отдельного человека, семьи, группы или общества.

Тэглайн — это короткая и ёмкая фраза, которая передаёт суть и атмосферу фильма. Она привлекает внимание зрителей и запоминается надолго.
Его задача — заинтриговать, намекнуть на тональность сюжета и пробудить любопытство всего несколькими словами.

Когда речь заходит о лучших сценаристах Голливуда, имя Аарона Соркина неизменно всплывает в первой пятёрке.
На его счету: Социальная сеть (2010), Человек, который изменил всё (2011), Несколько хороших парней (1992), сериал Западное крыло (1999–2006), Суд над чикагской семёркой (2020) — и это далеко не полный список.
Очевидно, у столь опытного сценариста можно многому научиться. В этой статье мы собрали главные советы по писательскому ремеслу, которыми Соркин делится сам. Это краткий экскурс в его подход к сценарию — от идеи до финального драфта.

Давайте рассмотрим 10 ключевых правил, о которых стоит помнить при даче сценарных правок.

Одним из важнейших навыков, который может развить сценарист, является умение отличать действительно обоснованные и необходимые замечания к сценарию от тех, что не имеют под собой серьезной основы.
Это тонкий танец между сохранением творческого видения и необходимыми улучшениями.
Лучший способ сценаристу справиться с сомнительными замечаниями — попытаться уловить суть, стоящую за замечанием.

Как Дэн Браун заставляет миллионы читателей пролистывать его романы за одну ночь.
Дэн Браун, возможно, и не изобрёл жанр триллера, но точно перепрограммировал его. До Кода да Винчи лишь немногие романы превращали древнее искусство, религиозную символику и криптографию в захватывающее, «киношное» зрелище.
В чём же кроется гений Брауна? В том, что он сочетает реальные исторические факты с вымышленными погонями на высоких ставках — и всё это ощущается как экстренный выпуск новостей.
Читатели теряют сон не только из-за тайн Ватикана или масонских заговоров. Всё дело в структуре. В темпе. В психологии. Браун конструирует напряжение, как инженер, и, к счастью, делится с нами своими приёмами.
Вот 13 приёмов Дэна Брауна, с помощью которых он строит истории, от которых невозможно оторваться.