5 уроков операторского мастерства от Ларри Смита, оператора «С широко закрытыми глазами»
Последний фильм Стэнли Кубрика окутан множеством легенд, особенно касающихся его бесконечного графика съёмок. Однако оператор картины раскрывает, что за этим «безумием» стоял удивительно практичный подход.
Мало какие фильмы в истории кино окружены такой загадочностью. От рекордных 400 дней съёмок, вошедших в Книгу рекордов Гиннесса, до споров вокруг возрастного рейтинга и финального монтажа — это настоящий мастер-класс в создании атмосферы и одержимости.
В этой статье представлены самые интересные цитаты оператора Ларри Смита о работе над «С широко закрытыми глазами».
1. Логика 400-дневного съёмочного периода
Одна из самых забавных деталей обсуждений вокруг фильма — то, что на создание картины, где по сути два человека разговаривают в помещениях, ушло невероятно много времени.
По словам Смита, дело было не в нерешительности, а в естественном расширении творческого процесса, когда у тебя есть ресурсы.
«Представьте, вы живёте в маленькой квартире, и вам становится тесно: мебель не помещается, вещи тоже. Вам нужен просторнее дом и вы переезжаете из студии в двушку. Проходит два-три года — снова мало места. Вы расширяетесь. “Так комфортнее, но хочется ещё чуть больше”. Думаю, Стэнли всегда двигался в этом направлении — пока не доходил до точки, где он просто не мог работать иначе. Поэтому это занимало столько времени. Он не снимал по фильму каждый год. В среднем его фильмы выходили раз в шесть-семь лет, иногда ещё реже — не потому, что он не хотел снимать больше, а потому что его процесс просто не позволял».
Ларри Смит
2. Не снимайте лишнего материала
В цифровую эпоху стало обычной практикой «снимать всё подряд» — огромное количество дублей с разных ракурсов, чтобы потом облегчить монтаж. Это довольно безумно и одна из причин, почему фильмы больше не выглядят натурально или композиционно выверенно.
Смит рассказывает, что Кубрик, несмотря на репутацию оператора, любящего много дублей, не снимал чрезмерное количество материала.
«Люди не осознают, насколько мало он снимал. Для меня это сигнал к пробуждению относительно того, как снимаются современные ТВ и фильмы. Все эти дополнительные кадры. Если говорить с режиссёрами, работающими таким образом, они скажут: “Нам это нужно из-за зрителей и их концентрации внимания”. Я не верю. Если хорошо снять сцену, не нужен миллион склеек. Это моё мнение, и немногие признают, что так работал Стэнли. Вот почему он никогда не делал раскадровок. Вот почему он никогда не составлял списки кадров. Он знал, какой материал ему нужен, и никогда не сомневался, хватает ли его — потому что его всегда хватало».
Ларри Смит
3. Сохраняйте съёмочную площадку священной
Кубрик был известен тем, что предпочитал «малую команду», но Смит уточняет, что это на самом деле означало. Оказалось, что Кубрик не позволял механике кинопроизводства мешать актёрской игре. Он хотел, чтобы съёмки ощущались интимными, даже в таком масштабном фильме, как этот.
«Когда мы говорим, что ему нравилась небольшая съёмочная группа, у него никогда не было десяти камер. У него было две камеры — максимум. Большую часть времени снимали одной камерой. Да, у нас была большая команда, просто он не хотел много людей на площадке. Это отвлекает. Нам не нужны они на площадке. Пусть сидят в коридоре. Съёмочные группы могут сильно мешать, иногда даже не нарочно. Они сидят без дела, скучают или разговаривают. Он ненавидел всё это. Любое отвлечение – мы выводили людей. Для тех, кто снимает с большим количеством людей на площадке, это выглядело бы так: “Где все? Все ушли на перерыв?”».
Ларри Смит
4. Цветокоррекция — это исправление, а не пересоздание истории
Смит отмечает, что поскольку Кубрик скончался до окончательной цветокоррекции, оригинальные DVD-релизы на самом деле были некорректными версиями.
Новая реставрация не меняет видение Кубрика — она, наконец, его завершает. Смит даже отметил технические ошибки в оригинальном релизе, которые им удалось исправить.
«Когда Criterion спросили: «Что вы думаете об этой копии?», мы обсудили её. Мы пришли к абсолютно одинаковому мнению: в ней много проблем. Она не должна быть такой. Она не должна быть такой зернистой, такой яркой, такой или такой. Поэтому мы отправились в лондонскую студию постпродакшна и исправили множество технических проблем, которые так и не были решены, что непростительно. Там были вещи, которых там быть не должно. Их следовало закрасить. Да, тогда это было немного сложнее сделать, но если бы Стэнли был жив, они бы это исправили».
Ларри Смит
Он продолжил, поясняя проделанную работу и как зрители могут это воспринять:
«Если люди привязаны к тому виду, к которому привыкли, конечно, когда они увидят эту версию, для некоторых это будет шоком. Но это должно быть шоком в более приятном смысле. Сюжет не меняется. Визуально, я надеюсь, стало интереснее смотреть. Меньше зерна, блики не слишком яркие. Мы немного отрегулировали пару моментов здесь и там, которые он всё равно бы сделал».
Ларри Смит
5. Соотношение сторон имеет значение
Наконец, для тех, кто интересуется техникой кадрирования: забудьте о квадратных 4:3 DVD-релизах прошлого. Смит подтверждает, что Кубрик был режиссёром сферических фильмов.
Эта (версия Criterion) показывает фильм так, как его видят в кинотеатре. Стэнли никогда не снимал в каком-либо другом формате, кроме «2001 год: Космическая одиссея», которую он снимал на 65-миллиметровую пленку. Он всегда снимал в одном формате — 1.85:1, сферическом. Я могу ошибаться, возвращаясь к «Доктору Стрейнджлаву», но это было его предпочтительное соотношение сторон.
Ларри Смит
Заключение
Это интервью дало отличный взгляд на процесс создания этого фильма и его сотрудничество с Ларри Смитом.
Судя по всему, делать этот фильм было нелегко, и мы уверены, что новая 4K-версия тоже собиралась с большой тщательностью.
Новая 4K-версия «С широко закрытыми глазами» от Criterion Collection уже доступна.