Каких героев создаёт Стивен Спилберг и в чём секрет их популярности
Создать по-настоящему культового героя — непростая задача. Он должен быть одновременно понятным и свободным от обычных человеческих тревог. Герой должен быть амбициозным, но не эгоцентричным. Благородным, но не безупречным. Добрым и щедрым, но при необходимости беспощадным. Это крайне высокая планка, но Стивен Спилберг создал множество притягательных героев, которые в основном выдержали проверку временем.
Так что же делает таких персонажей, как Индиана Джонс, запоминающимися героями?
Герои древнегреческих мифов часто были полубожественными персонажами со сверхчеловеческими качествами и способностями. Взять, к примеру, Геркулеса — незаконнорожденного сына Зевса с силой двадцати человек.
А есть более понятные герои, например Одиссей, главный персонаж «Одиссеи» Гомера. Итийский владыка обладает всеми качествами, которые древнегреческое общество считало наивысшей ценностью: умом, смелостью, лидерскими качествами и остроумием.
Действительно, Одиссей — идеальный пример героя, отражающего идеал, к которому могут стремиться даже обычные люди. Вы не можете стремиться обладать силой двадцати человек, но вы вполне можете стремиться быть блестящим лидером или искусным стратегом.
Персонажи вроде Индианы Джонса функционируют примерно так же. Джонс — обычный профессор, которого почти против его воли втягивают в героические поступки. Это повторяющаяся черта героев Спилберга.
В интервью 1982 года для The New York Times режиссёр описал своих героев:
«Обычные, повседневные люди, с которыми ничего особенного не происходит, пока не появляюсь я. В фильмах, которые я делал, я очень старался взять простого наблюдателя, закалить его, чтобы он смог противостоять силам, настроенным против него».
Стивен Спилберг
Это подводит нас к ещё одной ключевой черте хорошего героя: его врагу. Каждый протагонист должен иметь врага, который в чем-то сильнее его самого. Это заставляет героя преодолевать трудности или раскрывать что-то в себе, создавая ощущение развития персонажа.
«Мне нравятся фильмы, где есть противостоящие силы, сильнее героя, и герой должен добиться успеха либо, найдя обходной путь, либо пройдя напрямую».
Стивен Спилберг
Таким образом, можно увидеть, что персонажи Спилберга во многом являются продуктом гомеровской традиции. Хотя они обладают врождёнными героическими качествами, эти характеристики проявляются лишь в ответ на угрозу. Как и Одиссей, Индиана Джонс, капитан Миллер из «Спасения рядового Райана» и Алан Грант из «Парка Юрского периода» — это обычные люди, пытающиеся найти путь домой, несмотря на все трудности.