Секрет режиссуры Дэвида Линча, который должен знать каждый режиссёр
Быть молодым режиссёром — непросто. Нужно освоить огромное количество вещей, при этом вся твоя карьера зависит от того, насколько хороша твоя работа. Иногда кажется, что выиграть невозможно. Добавьте к этому необходимость контролировать площадку и актёров — и вы получите постоянное давление, под которым приходится работать.
Ловушка «идеального» видения
Режиссёры живут подготовкой. Месяцы уходят на раскадровки, шот-листы и референсы, чтобы всё прошло гладко. Но именно здесь мы часто и терпим поражение. Мы приходим на площадку и видим перед собой не то, что представляли, — и начинаем паниковать, потому что реальность не совпадает с «идеальной картинкой».
На самом деле реальность никогда не совпадёт с идеей в голове. Молодые режиссёры воспринимают любое отклонение как ошибку, которую нужно срочно исправить. А нужно быть, как Дэвид Линч.
Метод Дэвида Линча
Линч делает прямо противоположное. Он «входит на площадку и видит именно то, что есть». Более того, он умеет смотреть на «ошибки» и видеть в них возможности.
Например:
-
Мерцающий свет. Большинство из нас закричало бы на осветителей. Линч говорит: «Нет, не трогайте. Мне так и нужно».
-
Мусор на столе. Художник-постановщик уже спешит убрать. Линч останавливает: «Нет, оставьте».
Это не эксцентричность — это осознанность. Это умение быть здесь и сейчас. Понимание, что работа режиссёра — не просто выполнить план, а собрать реальность и превратить её в кино для всех, кто на площадке и кто потом будет смотреть фильм.
Если вы зациклены только на своём идеальном фильме в голове, вы не замечаете «множество прекрасных сюрпризов», которые жизнь, актёры и локации буквально дарят вам.
Итог
Что можно вынести для своего следующего проекта? Готовьтесь, делайте раскадровки, продумывайте всё, но главный урок здесь в гибкости.
Когда что-то идёт «не по плану», не спешите кричать «стоп!». Сделайте паузу. Посмотрите на то, что происходит перед вами. Задайте себе «вопрос Линча»: «Что я могу с этим сделать?». И, возможно, вы поймёте, что эта «ошибка» оказалась лучше всего, что вы могли придумать.
Термины и названия оборудования на съемочной площадке
На современных съемочных площадках используется множество инструментов, которые помогают каждому цеху выполнять свою работу. Конечно, вы знаете про камеры и свет, но что насчёт C-47 и XLR-кабелей?
Мы составили глоссарий инструментов, которые встречаются практически на каждой съемочной площадке. Если вы хотите работать в кино, важно знать эти вещи и их назначение.
10 культовых кинокадров, вдохновлённых шедеврами живописи
До щелчка затвора и до жужжания кинокамеры были мазки кисти. На протяжении веков художники с помощью краски создавали рамку для жизни, запечатлевая её драму, покой, тени и свет на холсте. Картины были нашими первыми «изображениями» — тщательно скомпонованными сценами, остановившими время, придавшими эмоциям форму и научившими нас смотреть.
Неудивительно, что некоторые из самых мощных и запоминающихся кадров в истории кино родились не только из взгляда через объектив, но и из богатейшей традиции искусства. Эти знаковые моменты не случайны — в них слышится эхо мастеров прошлого: Ван Гога, Магритта, Вермеера, Гойи.
Мы собрали десять впечатляющих примеров того, как кинематограф отдаёт дань классическому искусству, доказывая: подлинное видение вне времени и формата.
Дебютный короткометражный фильм: от задумки до первого фестиваля
Меня зовут Алексей Алфёров, я кинорежиссёр из Москвы.
Главным своим достижением на данный момент считаю то, что смог собственными средствами снять дебютный короткометражный фильм «Орегано». Фильм вошёл в программу множества фестивалей, на некоторых занял призовые места, заинтересовал телеканалы (сейчас его можно увидеть в эфире двух каналов) и дистрибьюторов — что для короткого метра очень непросто. И всё это — без продюсеров, спонсоров и чьей-либо помощи.
Я рекомендую не полагаться на других и не ждать лучших времён, а брать дело в свои руки и реализовывать задуманное. Это путь трудный, но интересный. И я с радостью поделюсь своим опытом, чтобы он оказался чуть более «интересным», чем «трудным».
Текст написал и подготовил Алексей Алфёров.
5 ценных уроков режиссуры из интервью Стивена Спилберга с Полом Томасом Андерсоном
Битва за битвой (2025)
Стивен Спилберг в восторге от нового, «безумного» фильма Пола Томаса Андерсона «Битва за битвой». Он признался, что уже посмотрел его трижды.
После показа картины Спилберг и Андерсон обсудили тонкости профессии, и их разговор превратился в настоящую сокровищницу для всех, кто хоть раз держал камеру или мечтал снять свой фильм.
Вот пять режиссёрских уроков, которые можно вынести из этого разговора.
4 ошибки, из-за которых студенческий фильм терпит провал
Сегодня у многих людей довольно легкомысленное отношение к креативности. Искусство — это сложно, и не стоит делать выводы о его трудности, пока вы сами не попробуете.
Начинающие шеф-повара не сразу приступают к сложным блюдам. Часто им доверяют простые задачи на кухне, прежде чем они смогут приготовить рис или яйца.
«Мечты Дзиро о суши»
Кинопроизводство похоже. Нужно понимать сюжет и элементы производства, прежде чем браться за фильм с большим бюджетом.
Вот четыре совета, которые могут изменить подход начинающих кинематографистов к своему ремеслу.
5 лучших макгаффинов в кино
Макгаффин — это предмет, который все в фильме хотят, но для зрителя он на самом деле не имеет значения. Иногда мы даже не знаем, что это за макгаффин, и это нормально.
В любом случае это то, что движет сюжет и мотивирует персонажей — и иногда этот предмет становится более знаковым, чем сам фильм.
Мы собрали пять знаменитых макгаффинов, но прежде чем переходить к ним, давайте разберёмся, что такое макгаффины на самом деле.
10 правил кинематографа от Альфреда Хичкока для режиссёров и сценаристов
Трудно найти режиссёра с таким же мастерством и изяществом, как у Альфреда Хичкока. Его уникальное видение и техническая виртуозность до сих пор остаются важнейшими ориентирами для кинематографа.
Сегодня мы разберём 10 советов, которые сценаристы и режиссёры могут подчерпнуть у мастера саспенса.
Поехали.
5 советов от режиссёра «Игры разума» и «Аполлона 13»
Рон Ховард успел побывать и за камерой, и перед ней, создавая культовых персонажей. Он снял «Аполлон 13», «Гонку», «Игры разума» и другие известные фильмы. Ховард, один из немногих, кому удалось добиться успеха вне зависимости от жанра.
Вот 5 советов, накопленные им за десятилетия работы в индустрии.
5 советов по кинопроизводству от режиссёра «Дэдпула» и «Джона Уика»
Дэвид Литч — один из самых ярких режиссёров. Он начал карьеру в Голливуде как каскадёр, а позже работал над множеством успешных фильмов. Давайте разберём 5 принципов, которым следует режиссёр.
Питчинг в лифте: как за 30 секунд заинтересовать продюсера
У вас может быть отличный сценарий, но всё решает то, как вы его подадите. Питчинг в лифте — это умение рассказать о своей истории за 30–60 секунд так, чтобы зацепить продюсера или режиссёра.
Это может быть ваш единственный шанс — и, скорее всего, он будет коротким. Именно поэтому навык питчинга важен для сценариста.
В этой статье поговорим о том, как подготовиться к питчингу, и поделимся шаблоном, который поможет представить вашу историю грамотно, кратко и уверенно.