Дебютный короткометражный фильм: от задумки до первого фестиваля

Меня зовут Алексей Алфёров, я кинорежиссёр из Москвы.
Главным своим достижением на данный момент считаю то, что смог собственными средствами снять дебютный короткометражный фильм «Орегано». Фильм вошёл в программу множества фестивалей, на некоторых занял призовые места, заинтересовал телеканалы (сейчас его можно увидеть в эфире двух каналов) и дистрибьюторов — что для короткого метра очень непросто. И всё это — без продюсеров, спонсоров и чьей-либо помощи.
Я рекомендую не полагаться на других и не ждать лучших времён, а брать дело в свои руки и реализовывать задуманное. Это путь трудный, но интересный. И я с радостью поделюсь своим опытом, чтобы он оказался чуть более «интересным», чем «трудным».
Текст написал и подготовил Алексей Алфёров.
Как найти идею для сценария?
Иногда у некоторых начинающих кинематографистов встаёт вопрос: «Безумно сильно хочу снять кино, но не знаю, про что». Мне очень понравилось высказывание одного режиссёра (театрального, но это не важно): «Сверхзадача — это мысль, которая оцарапала сердце художника».
Вокруг столько много волнующих событий, проблем и режиссёр может выбрать именно ту, которая его по-настоящему трогает. Художник - это тонко чувствующий мир человек, который видит много боли и несправедливостей в мире… Много что вызывает вопросы, недоумение, много странного и непонятного. Есть, конечно, и истории вдохновляющие, мотивирующие. Можно рассказать большое количество разных историй, но важно, чтобы она отзывалась именно вам.
Далее я рекомендую использовать второй критерий для отбора идеи, а именно — возможность её реализовать. Не все идеи можно реализовать прямо сейчас ввиду финансовых ограничений и недостатка опыта. Не стоит брать слишком сложное что-то для своей первой работы. Пусть это будет близкая вам и достаточно простая в реализации задумка. Одна или две доступные локации, до 3-4 персонажей и история с понятной для зрителей темой.

Про остальные «великие и гениальные» идеи не стоит беспокоиться, пусть они ждут своего часа. Пусть техническая и художественная сложность реализуемых вами идей растёт поэтапно вместе с вами.
Сейчас главная задача получить необходимый опыт и реализовать ту идею, которую вы можете снять на хорошем уровне в данный момент.
Как написать сценарий
По сути, это самый ответственный момент в производстве фильма. Имея хороший сценарий, есть шанс снять хорошее кино. Но нет шансов снять хорошее кино по слабому сценарию.
Есть множество разных подходов, систем и способов, как писать сценарии. Я никогда не встречал у великих кинематографистов, чтобы они говорили только об одном каком-то верном подходе. Можно начать с написания вдруг придуманной только что сцены. Или, например, с образа, который возник в воображении или был увиден во сне — как это случилось у Кэмерона. Образ терминатора он увидел во сне. Это может быть что угодно.
Но как бы мы ни начинали писать сценарий, у него должны быть чётко определены тема и идея. В противном случае сценарий будет «беззубым». Все образы и персонажи будут жить разрозненно, сами по себе… Твисты будут ради твистов, сценарные находки — только ради внешнего впечатления. Когда смотришь такой фильм, это сразу чувствуется. Обычно это какой-то один или несколько нелогичных твистов, ради которых снималось всё кино.
Идея — это то, что вы хотите в итоге сказать. Именно она структурирует всё. Она даст необходимый стержень истории. Тема — это среда для идеи, подготовка к этому самому высказыванию. Тема задаёт направление и контекст, в котором будет развиваться идея. Она помогает подготовиться к тому, чтобы наиболее эффективно донести основную мысль или сообщение.

Алексей Алфёров
После того как у фильма появилась идея, лично я пишу синопсис — основные события фильма. Это позволяет «увидеть» всю картину целиком, уловить общую логику событий и ответить на важнейшие вопросы: почему зрителю эта история должна быть интересна? В какой момент он к ней подключится? Как мы будем удерживать внимание зрителя? Какие события будут двигать историю вперёд? Как и благодаря чему мы придём к финалу?
И дальше я могу в любой последовательности расписывать сцены. Поскольку я пишу сценарии, которые сам же и буду снимать, то позволяю себе в литературных сценариях делать ремарки технического характера: как именно я вижу, что будет снята эта сцена или кадр.
Если писать для кого-то, то этого, конечно, надо избегать.
А вот чего следует избегать в любом случае — это множества ремарок и пояснений по персонажам.
Например, персонаж под именем «Николь» говорит такую-то реплику, и в скобках вы прописываете (чуть не плача). А потом она говорит ещё одну фразу (и слёзы льются из её глаз).
Тем самым вы, во-первых, сразу ставите жёсткие рамки того, что должно происходить, лишая себя вариативности, в которой могут быть ещё более сильные игровые решения этой сцены. А во-вторых, вы задаёте актёрам неверную установку — «играть слёзы». Актёры не должны играть эмоции — это всегда выглядит фальшиво и неестественно. Профессиональный актёр, зная все обстоятельства сцены и своего персонажа, сам даст вам органичные варианты в своём прочтении.
И ещё раз хочу предостеречь: в первом фильме не надо гнаться за чем-то сложным. Лучше учиться выражать свои мысли чётко и ясно. Потом уже можно будет усложнять и экспериментировать с формой, когда будет освоена база и вы почувствуете зрителя. Самое важное — чтобы сценарий был содержателен, чтобы поднималась какая-то тема, было авторское высказывание и чёткое, понятное изложение.
Тезисно о главном:
-
От качества сценария зависит потенциал будущего фильма
-
В сценарии должна быть заложена ваша идея и тема от которых надо отталкиваться

Подготовка к съёмкам (pre-production)
Очень ответственная часть в производстве фильма, в которой закладывается фундамент. Любая серьёзная ошибка на этом этапе — и фильм развалится.
Например: если выбран неподходящий актёр на роль, зритель не поверит ему, не пройдёт вместе с ним через события сценария, не будет сопереживать в драматической сцене и не будет радоваться вместе с ним при разрешении конфликта. А раз так, фильм будет восприниматься равнодушно.
Важно выбрать и надёжную локацию.
Например, если это квартира в многоэтажке, нужно быть уверенным, что соседи не будут возражать против того, что в течение 12 часов они будут слушать крики: «Мотор, камера… начали!»
Если локация «слетает», то это означает попадание на крупную сумму денег, ведь это будет сорванная смена, а значит — нужно будет вновь собирать всю съёмочную группу. Никто не поедет бесплатно. Лично я снимал свой первый фильм, как и большинство режиссёров-новичков, на собственные деньги. Бюджет по моим задачам был впритык. Одна такая сорванная смена могла стоить мне всего фильма.


Раз уж мы заговорили о бюджете — очень важно правильно его рассчитать, чтобы «бензин» не закончился на полпути. Лучше заранее узнать все расценки на оборудование, все гонорары членов съёмочной группы и так далее.
Но как же всё правильно просчитать и подготовиться к съёмкам?
Для этого на базе литературного сценария, о котором мы говорили выше, режиссёр создаёт режиссёрский сценарий. Он включает в себя раскадровку и подробное описание того, что происходит в каждом кадре.
Режиссёрский сценарий — это документ для всей съёмочной группы, в котором должно быть понятно всем, что и как мы снимаем в каждом кадре каждой сцены.
Иногда можно встретить мнение, что кино можно снять без бюджета. Но — смотря что называть «кино»: это достаточно дискуссионный вопрос и тема для отдельного разговора. Скажу одно: я никогда не встречал, чтобы снятое, условно говоря, «бесплатно» кино выглядело как кино в полном смысле этого слова. Максимум — это тянуло на телефильм. И даже когда говорят про кино «без бюджета», чаще всего имеют в виду кино без нормального производственного бюджета; без каких-то минимальных затрат вряд ли вы сможете обойтись.
Однако это не значит, что нельзя экономить и разумно подходить к планированию бюджета. Есть позиции, на которых можно хорошо сэкономить, а есть такие, на которых нельзя, и даже опасно экономить для конечного результата.
Например, некоторых актёров можно привлекать бесплатно или за символическую оплату. Для первого фильма обязательно должна быть хотя бы часть команды профессионалов кино, которые по многим аспектам подстрахуют вас и помогут сделать работу на достойном уровне — как минимум технически.


Необходимо продумать как можно больше вещей в этот период. Нарисовать хотя бы примерную раскадровку, если пока ещё нет локации. Потом скорректируете, когда станет ясно, где именно пройдут съёмки. «Пройдитесь» по ней с оператором-постановщиком, обговорите всё подробно с художниками. Актёры должны знать, что им предстоит играть в каждой сцене.
В целом: чем лучше подготовка к съёмкам, тем меньше «сюрпризов» будет во время съёмочного периода.
Тезисно о главном:
-
Скрупулёзно и внимательно продумываем съёмки, пробегаемся по всем моментам с оператором, художником-постановщиком, продюсером/директором
-
Часть команды берём профи
-
Внимательно рассчитываем бюджет, оставляем статью расходов на «непредвиденное»
Съёмочный период (production)
«Фильм готов, осталось только снять» — знаменитая цитата французского режиссёра Рене Клера хорошо отражает ощущение после написания сценария и тщательной подготовки.
Это самая короткая, но дорогостоящая часть кинопроизводства. В идеале всё должно быть отрепетировано, отлажено и работать как швейцарские часы. Но, к сожалению, без нервов тут не обойтись. Особенно первый раз. Однако чем более подготовленным вы вошли в съёмочный процесс, тем меньше будет неприятных сюрпризов. У вас есть описание того, что и как должно быть снято (режиссёрский сценарий), с вами команда, где каждый знает, что и как делать.
Один из важнейших вопросов, с которыми вы столкнётесь: писать чистовой звук или не нагружать и без того напряжённые съёмки ещё и записью звука? Ведь тогда, помимо актёрской игры и операторской работы, добавляется ещё и сложность записи звука. Теперь «завернуть» дубль может и звукорежиссёр — например, из-за сильного шуршания одежды, совпавшего с речью.
Я достаточно глубоко изучал этот вопрос и у меня есть чёткий и однозначный ответ: писать чистовой звук нужно привыкать сразу, прямо на съёмочной площадке. Так работает Голливуд. Так надо учиться работать и нам. Собирать потом актёров будет и дороже, и сложнее.
Но эта тема — отдельной статьи.
Пригласить звукорежиссёра для записи чистового звука (в первую очередь речи актёров) с профессиональным оборудованием — это один из пунктов, на котором я бы точно не стал экономить. Ведь звук в кино — это как минимум 50% восприятия фильма.

Сильным врагом на этом этапе может стать перфекционизм: стремление всё снять идеально, «точь-в-точь», как вы задумали ночью, представляя свой совершенный фильм. Так не бывает ни у кого и никогда. Из задуманного вы реализуете только какой-то процент. Чем лучше подготовка, тем выше этот процент. Но 100% не будет никогда. Гораздо продуктивнее, зная это, успокоиться внутренне и не жертвовать всеми ресурсами ради того, чтобы снять идеально 1–2 кадра в ущерб всему фильму.
И самая важная рекомендация на этом этапе для режиссёра — чётко следовать своему плану. Не менять ничего кардинального на ходу, так как это может негативно повлиять на финальный результат. Все эксперименты и импровизации лучше всего делать в рамках задуманного или уже после того, как сняли всё, что было по плану.
Также режиссёр может брать от каждого из съёмочной группы лучшее, что тот может дать для реализации художественного замысла. Лично я сам часто спрашиваю, как лучше сделать в той или иной сцене. Но в то же время не стоит поддаваться настырным советам со стороны. Важно помнить, что за фильм отвечают только два человека — продюсер и режиссёр, а в случае первого фильма это может быть один и тот же человек, как было у меня.
Тезисно о главном:
-
Пишем чистовой звук (речь актёров самое главное)
-
Неуклонно следуем изначальному плану
-
Импровизация только в рамках идеи
-
Лучше снять не идеально весь фильм, чем идеально только 2 кадра из него

Пост-продакшн (post-production)
Самый длительный период в создании фильма. Большинство, с кем вы до этого работали: актёры, художники-постановщики, гримёры, костюмеры, оператор-постановщик, разные помощники — оставят вас. Вы останетесь одни со своим материалом. Пришло время пожинать плоды предыдущей работы. Это период, в котором можно только улучшать и исправлять то, что уже есть. Теперь вы узнаете, сработал ли ваш художественный замысел, придуманный когда-то в голове, на практике.
Самый ответственный этап в этом периоде — монтаж. Это то, что делает из кино, собственно говоря, кино, а не просто набор кадров. Если нет опыта в киномонтаже, то монтировать нужно только с профессиональным режиссёром монтажа или, как минимум, давать ему собранный материал для комментирования.
Монтаж — это то, что заставит ваш материал работать, то, что создаст интерес, динамику, темп, остроту восприятия. Хороший материал, но плохо смонтированный, убьёт фильм на 100% и сведёт на нет все предыдущие труды.
Один из самых больших соблазнов для новичков — вставлять как можно больше отснятых кадров в ущерб самой истории. У режиссёра быстро появится так называемая «замыленность» восприятия. Поэтому нужен профессионал со стороны. В идеале — лучше всего, если вместе с вами монтировать будет профессионал, но это уже зависит от вашего бюджета. Если денег впритык, то можно договориться, например, о том, чтобы режиссёр монтажа отсмотрел вашу сборку и дал свои комментарии по материалу. Как альтернатива — собирать отзывы просто от более опытных кинематографистов, имеющих опыт монтажа.
По причине того, что режиссёры часто не могут объективно судить свой же материал, режиссёрские версии фильмов нередко хуже театральных. В них можно встретить сцены, которые расширяют понимание мира фильма или ещё глубже раскрывают персонажа или событие. Но при этом теряется динамика повествования, острота. Это выглядит скорее как «то, без чего можно было бы обойтись», чем как «остро необходимое».
Одна из задач монтажа — побуждать фантазию зрителя, сохранять напряжение и держать интригу.
Посмотрите режиссёрскую версию «Прометея» Ридли Скотта. Она начинается с десятиминутной сцены, в которой глава корпорации толкает философско-глобальный спич. Ещё раз подчеркну: десять минут хронометража просто на проговаривание «голого» текста, без каких-либо событий, в стиле телевизионной трансляции. Сколько бы зрителей выдержало это, не переключив канал, если бы фильм шёл по телевизору?
Это даёт более чем ясный ответ, почему не всем режиссёрам можно доверять монтаж собственных фильмов.
Отдельно, чему следует уделить внимание, — это цветокоррекция. Именно она делает из блеклого материала киношную картинку, делает изображение сочным, насыщенным и «мясистым». Это тоже пункт, на котором я бы не стал экономить. Но тут есть плюс: цветокоррекцию или её азы можно, при достаточной усидчивости, освоить самому. Лично я себе такой цели не ставил, доверив материал профессионалу, но знаю как минимум один пример, когда «режиссёр-оркестр» сделал очень приличную цветокоррекцию сам.
Если денег совсем не осталось на цветокоррекцию, а освоить её самостоятельно сложно, то доверять материал абы кому за копейки я бы тем более не стал. В таком случае можно сделать изображение чёрно-белым — это самый простой способ «цветкора», который будет смотреться гораздо лучше, чем «каша из цветов». Единственный момент: это подходит не всем историям по содержанию. Тут надо смотреть уже конкретно по ситуации.
Хорошим советом также будет не торопиться с выпуском фильма, особенно ради того, чтобы скорее показать его друзьям, коллегам или успеть на какой-то фестиваль. Не стоит поддаваться и на уговоры актёров, которым не терпится увидеть себя в роли.
Во время работы над фильмом будет крайне полезно, если не необходимо, делать паузы: дать материалу чуть «полежать», а уму — отдохнуть и переключиться на что-то другое. Тогда могут прийти новые, интересные идеи: как сделать тот или иной момент, как скрыть недостатки и усилить сильные стороны истории.
И поверьте, это стоит того, чтобы пропустить какой-то фестиваль и тем более расстроить кого-то неготовностью фильма.
Тезисно о главном:
-
Монтируем фильм только вместе с опытным режиссёром монтажа или под его наблюдением
-
Обязательно делаем цветокоррекцию

Фестивальная жизнь
Итак, вы прошли через огонь, воду и медные трубы — и у вас наконец есть финальная версия фильма. В ней воплощена ваша авторская идея, выраженная через художественный замысел. Это выглядит профессионально и интересно. Поздравляю: теперь у вас есть все шансы попасть как минимум на один-два из множества фестивалей, которые проходят в России и за рубежом.
Дальше всё зависит от темы и стиля вашего фильма, а также от направленности и уровня фестиваля. Есть смотры, ориентированные на авторское кино, а есть — на жанровое. Одни фестивали узкотематические, другие охватывают широкий спектр направлений. Но поскольку фестивалей очень много, можно с уверенностью сказать: какой-то из них точно возьмёт ваш фильм хотя бы в конкурсную программу. А дальше всё решат множество факторов, включая элемент везения.
Участие в фестивалях — это отличный способ заявить о себе профессиональному сообществу и показать серьёзность своих намерений. Это также возможность сформировать творческое портфолио и, что особенно важно, обзавестись полезными связями.
Нужно учитывать, что организаторы и жюри уважаемых фестивалей чаще всего сами являются профессионалами из мира кино. Если это не так, лучше избегать подобных мероприятий и премий. Такое, к сожалению, тоже встречается, и ни участие, ни даже победа там не принесут вам ощутимой пользы.
Чем выше авторитет тех, кто вручает вам награду, тем весомее и ценнее ваша победа.
Заключение
В заключение хочу перефразировать одну известную цитату Толстого: «Можешь не снимать фильмы — не снимай».
Многие говорят о желании снимать кино, многие начинают снимать и застревают на каком-то этапе. Я знаю как минимум двоих коллег, которые так и не смогли довести отснятый материал до окончательного монтажа.
Некоторые, сняв пару короткометражек, на этом и останавливаются. Почему так происходит? Не хочу романтизировать: снять фильм — это тяжёлая ноша на долгий срок. Режиссёр тащит её от начала и до финала, преодолевая кучу преград и сложностей. Все остальные только присоединяются к ней на каких-то этапах. Если нет гигантского внутреннего мотиватора, то, возможно, и не стоит начинать.
Но если вы этим «горите» и отважитесь пройти весь путь «от и до», то лично я не знаю большего счастья, чем видеть свой фильм на большом экране, видеть, как он ожил и превратился в самостоятельное произведение, которое вызывает эмоции и чувства у зрителей. Это ощущение стоит того, чтобы всё выдержать и пройти этот путь до конца.
Автор: режиссёр Алексей Алфёров


Битва за битвой (2025)
Стивен Спилберг в восторге от нового, «безумного» фильма Пола Томаса Андерсона «Битва за битвой». Он признался, что уже посмотрел его трижды.
После показа картины Спилберг и Андерсон обсудили тонкости профессии, и их разговор превратился в настоящую сокровищницу для всех, кто хоть раз держал камеру или мечтал снять свой фильм.
Вот пять режиссёрских уроков, которые можно вынести из этого разговора.

Сегодня у многих людей довольно легкомысленное отношение к креативности. Искусство — это сложно, и не стоит делать выводы о его трудности, пока вы сами не попробуете.
Начинающие шеф-повара не сразу приступают к сложным блюдам. Часто им доверяют простые задачи на кухне, прежде чем они смогут приготовить рис или яйца.
«Мечты Дзиро о суши»
Кинопроизводство похоже. Нужно понимать сюжет и элементы производства, прежде чем браться за фильм с большим бюджетом.
Вот четыре совета, которые могут изменить подход начинающих кинематографистов к своему ремеслу.

Макгаффин — это предмет, который все в фильме хотят, но для зрителя он на самом деле не имеет значения. Иногда мы даже не знаем, что это за макгаффин, и это нормально.
В любом случае это то, что движет сюжет и мотивирует персонажей — и иногда этот предмет становится более знаковым, чем сам фильм.
Мы собрали пять знаменитых макгаффинов, но прежде чем переходить к ним, давайте разберёмся, что такое макгаффины на самом деле.

Трудно найти режиссёра с таким же мастерством и изяществом, как у Альфреда Хичкока. Его уникальное видение и техническая виртуозность до сих пор остаются важнейшими ориентирами для кинематографа.
Сегодня мы разберём 10 советов, которые сценаристы и режиссёры могут подчерпнуть у мастера саспенса.
Поехали.

Рон Ховард успел побывать и за камерой, и перед ней, создавая культовых персонажей. Он снял «Аполлон 13», «Гонку», «Игры разума» и другие известные фильмы. Ховард, один из немногих, кому удалось добиться успеха вне зависимости от жанра.
Вот 5 советов, накопленные им за десятилетия работы в индустрии.

Дэвид Литч — один из самых ярких режиссёров. Он начал карьеру в Голливуде как каскадёр, а позже работал над множеством успешных фильмов. Давайте разберём 5 принципов, которым следует режиссёр.

У вас может быть отличный сценарий, но всё решает то, как вы его подадите. Питчинг в лифте — это умение рассказать о своей истории за 30–60 секунд так, чтобы зацепить продюсера или режиссёра.
Это может быть ваш единственный шанс — и, скорее всего, он будет коротким. Именно поэтому навык питчинга важен для сценариста.
В этой статье поговорим о том, как подготовиться к питчингу, и поделимся шаблоном, который поможет представить вашу историю грамотно, кратко и уверенно.

Как создавать выразительные цветовые палитры, которые усиливают атмосферу вашего фильма.
Что такое правило 60-30-10?

В этой статье мы разберём основные термины, которые использует операторский цех.

Вот уже более ста лет имя Kodak неразрывно связано с самой сущностью кинематографа. Эта знаковая жёлтая коробочка хранила в себе не просто плёнку — она содержала целый мир возможностей. Через неё были запечатлены бесчисленные истории, пробуждены эмоции и воплощены визуальные миры. От появления индустриального стандарта 35 мм до передовых эмульсий, которые и сегодня выбирают визионеры мирового кино — путь Kodak неотделим от самой истории кинопроизводства.