5 лучших макгаффинов в кино
Макгаффин — это предмет, который все в фильме хотят, но для зрителя он на самом деле не имеет значения. Иногда мы даже не знаем, что это за макгаффин, и это нормально.
В любом случае это то, что движет сюжет и мотивирует персонажей — и иногда этот предмет становится более знаковым, чем сам фильм.
Мы собрали пять знаменитых макгаффинов, но прежде чем переходить к ним, давайте разберёмся, что такое макгаффины на самом деле.
Что такое макгаффин?
«Макгаффин» — термин, обозначающий базовый элемент сюжета, который двигает историю фильма вперёд. Обычно это объект, событие или персонаж, которого хотят как хорошие, так и плохие герои. Но макгаффин может быть и более концептуальным, например идеей или знанием (вспомним «Бутон розы» в «Гражданине Кейне»).
Слово часто связывают с Хичкоком. В серии интервью с Франсуа Трюффо в 1960-х Хичкок рассказал такую историю, чтобы объяснить концепцию:
Возможно, это шотландское имя, взятое из рассказа о двух мужчинах в поезде. Один говорит: «Что это за пакет там на багажной полке?» Другой отвечает: «О, это макгаффин». Первый спрашивает: «Что такое макгаффин?»
«Ну,» — говорит другой, «это устройство для ловли львов в шотландских горах». Первый отвечает: «Но в шотландских горах нет львов», и второй говорит: «Тогда это не макгаффин!» Так что макгаффин на самом деле ничего из себя не представляет.
И это «ничто» оказалось удивительным способом создавать истории.
Чем макгаффины не являются
Термин часто используют свободно, включая примеры, которые не совсем подходят.
Единственное Кольцо из «Властелина колец» не является настоящим макгаффином, потому что, как пишет Толкин, это объект с собственной силой, продолжение Саурона, и нельзя сказать, что оно «ничего из себя не представляет». Кольцо имеет огромное значение для сюжета и не может быть заменено чем-то другим.
То же самое касается Звезды смерти в «Звёздных войнах». Это конкретный объект с конкретной целью, достаточно важный, чтобы двигать сюжеты «Андора», «Изгой-один» и «Новой надежды». Их нельзя заменить другим предметом, сохранив историю.
Индиана Джонс тоже часто упоминается как пример. Но объекты, которые он ищет, всегда очень конкретны и важны для сюжета. Святой Грааль в «Последнем крестовом походе» не мог быть просто любой чашей — неверный выбор стоил бы жизни.
5 выдающихся макгаффинов
Портфель в «Криминальном чтиве»
Светящийся портфель Тарантино — одна из больших загадок кино. Все, кто его открывает, поражены, но мы никогда не видим содержимое. Это чистый макгаффин.
Правда в том, что никто не знает, что там внутри. Соавтор Роджер Эвери сказал Роджеру Эберту: «Изначально в портфеле были алмазы. Но это показалось слишком скучным и предсказуемым. Поэтому решили, что содержимое портфеля никогда не будет показано».
Тарантино рассказал Чарли Роузу, что это было намеренно: «Мне нравится идея, что вы открываете портфель в Криминальном чтиве, я не говорю, что в нём, а вы сами решаете, что там, и это теперь ваш фильм».
Ковёр в «Большом Лебовски»
Ковёр Чувака становится абсурдным макгаффином, когда на него ошибочно мочатся. Весь сюжет развивается из-за этого акта вандализма, когда Чувак ищет компенсацию за то, что «связывало комнату».
Братья Коэн рассказали: «У нас был друг с ковром, который говорил, что он связывает комнату. Это дало нам идею, и весь фильм начался с ковра».
Этот макгаффин мог быть любым предметом в доме Чувака, который он хотел заменить. Просто им оказался его ковёр.
Мальтийский сокол в «Мальтийском соколе»
Статуэтка птицы Дэшила Хэммета — оригинальный макгаффин. Режиссёр Джон Хьюстон придерживался видения Хэммета и дал нам то, что Библиотека Америки называет «одним из величайших макгаффинов в кино, благодаря вихрю мошенников вокруг него».
Этот макгаффин — объект желания, но он желателен лишь потому, что персонажи истории сосредоточены на нём. Что он на самом деле представляет, не важно.
Бутон розы в «Гражданине Кейне»
Предсмертное слово Кейна на смертном одре начинает фильм и движет расследованием всей его жизни. Это макгаффин, потому что для всех, кроме Кейна, оно ничего конкретного не значит.
Как объяснил Орсон Уэллс в пресс-релизе 1941 года: «Бутон розы — торговое название дешёвых санок, на которых Кейн играл в день, когда его забрали из дома и от матери. В подсознании это олицетворяло простоту, комфорт, отсутствие ответственности дома, а также любовь матери, которую Кейн никогда не терял».
Слово могло быть любым из прошлого Кейна. История работала бы так же, будь это имя его собаки или любимой книги.
$40,000 в «Психо»
В этом классическом фильме ужасов Мэрион Крейн крадёт $40,000 у начальника и убегает в мотель Бейтсов, что запускает весь сюжет. Но как только Мэрион встречает Нормана Бейтса, деньги забываются.
Хичкок описывал макгаффин как «то, о чём персонажи на экране беспокоятся, а зрителю всё равно».
Эти $40,000 могли быть ювелирными изделиями, облигациями или любым ценным предметом — история работала бы точно так же.