Термины и названия оборудования на съемочной площадке
На современных съемочных площадках используется множество инструментов, которые помогают каждому цеху выполнять свою работу. Конечно, вы знаете про камеры и свет, но что насчёт C-47 и XLR-кабелей?
Мы составили глоссарий инструментов, которые встречаются практически на каждой съемочной площадке. Если вы хотите работать в кино, важно знать эти вещи и их назначение.
Свет и Грип
Здесь встречается большинство специализированного оборудования и сленга. Грипы отвечают за монтаж, поддержку камеры и свет. Осветители (под руководством Гаффера) отвечают за установку и питание осветительного оборудования.
C-Stand (Century Stand): Самый важный и универсальный стенд на площадке. Используется для крепления флагов, сеток и небольших светильников. Состоит из складного основания, двухступенчатого подъёмника и «руки для гобо» с «головой для гобо» (Grip Head).
Эппл-бокс (Apple Box): Простая деревянная коробка, используемая для множества целей: подставка для оборудования, выравнивание рельсов для дольи, или для небольшого увеличения роста актёра. Стандартные размеры: full, half, quarter и pancake.
Долли, Тележка (Dolly): Платформа на колёсах, на которой передвигаются камера и оператор для создания плавных, движущихся кадров.
Долли-трек (Dolly Track): Рельсы, уложенные на землю для движения долли, обеспечивающие идеально ровное движение.
Флаг (Flag / Cutter): Прямоугольная чёрная рамка (обычно ткань), используемая для «разрезания» света и создания теней.
Тейп (Gaffer Tape / Gaff Tape): Прочная тканевая клейкая лента с сильным клеем, которая (важно!) снимается без остатков клея. Используется для крепления кабелей, цветных фильтров и оборудования. Не путать с изолентой или скотчем.
Сэндбэг (Sandbag / Bag): Тяжёлый мешок с песком для стабилизации C-стендов, светильников и рельсов.
Зажимы Mafer, Cardellini и C-Clamp: Различные виды прочных зажимов для монтажа света и оборудования в необычных местах — на трубах, балках или стенах декораций.
Страховочная цепь (Safety Chain / Safety Cable): Обязательный стальной трос для закрепления любого света или оборудования, подвешенного сверху. Если основной зажим сломается, страховочная цепь предотвращает падение (часто очень тяжёлого) оборудования.
C-47: Специфическое название деревянной прищепки на площадке. Используется для крепления гелей (цветных фильтров) и диффузоров к горячим светильникам (дерево не проводит тепло, как пластик).
Лампа (или «свет» / «хэд»): Сам осветительный прибор. Члены съемочной группы почти всегда называют его «лампой», а не «светом».
Шторки (Barndoors): Четыре откидные чёрные металлические створки на передней части лампы. Используются для коррекции светового пучка и предотвращения попадания света в нежелательные зоны.
Гель, цветной фильтр (Gel): Цветная прозрачная пластиковая пленка, устанавливаемая перед лампой для изменения цвета света.
CTB (Color Temperature Blue): Синий гель, который делает тёплый (оранжевый) свет лампы похожим на холодный (синий) дневной свет.
CTO (Color Temperature Orange): Оранжевый гель, который делает холодный (синий) дневной свет похожим на тёплый (оранжевый) интерьерный свет.
Диффуз, ткань (Diffusion или «Diff»): Белый полупрозрачный материал (например, фрост или «шелк»), устанавливаемый перед лампой для смягчения качества света и уменьшения резких теней.
Гобо, куки (Gobo / Pattern / Cookie): Тонкий металлический или стеклянный трафарет, устанавливаемый внутри лампы для проекции узора, например, тени оконной рамы или веток деревьев.
Синефоль (Black Wrap): Прочная матовая чёрная алюминиевая фольга. Термоустойчива и поддаётся формовке, используется для точной «резки» света, маскировки утечек света или создания индивидуальных шторок для осветительного прибора.
Стингер (Stinger): На площадке так называют прочный удлинитель.
Кьюб Тэп (Cube Tap): Маленькая коробка, подключаемая к одной розетке и предоставляющая три или более дополнительных выхода, распределяя питание.
Операторский цех
Фоллоу фокус (Follow Focus): Механизм, прикрепляемый к объективу камеры, позволяющий первому ассистенту оператора (1st AC или «фокус пуллер») точно регулировать фокус с помощью ручки.
Гимбал, Стабилизатор для камеры (Gimbal / Stabilizer): Устройство с моторами и гироскопами, стабилизирующее камеру для плавной ручной «плавающей» съёмки.
Маттбокс, Компендиум (Matte Box): Небольшая коробка, устанавливаемая на переднюю часть объектива. Блокирует боковой свет, предотвращая блики, и удерживает фильтры (например, ND или поляризационные).
Штатив (Tripod / Sticks): Тренога для устойчивой фиксации камеры.
Флюид хэд (Fluid Head): «Голова», монтируемая на штатив, позволяющая оператору плавно панорамировать и наклонять камеру.
Звук
Микрофон-пушка (Shotgun Mic): Узконаправленный микрофон, обычно устанавливаемый на штанге, который улавливает звук с строго определенного направления.
Петличный микрофон (Lavalier Mic / Lav): небольшой микрофон, прикрепляемый к одежде актера, часто скрытый, который передает сигнал на беспроводной блок.
Стойка-стрела (Lavalier Mic / Lav): длинная выдвижная штанга, которую использует, чтобы держать направленный микрофон как можно ближе к актерам, но так, чтобы его не было видно в кадре.
Дэдкэт (Dead Cat / Blimp / Zeppelin): Большой пушистый ветрозащитный чехол для шотган микрофона. Blimp — жёсткая каркасная конструкция, а Dead Cat — пушистый чехол, рассеивающий ветер и предотвращающий шум «вжух».
XLR-кабель: Профессиональный трёхконтактный кабель для подключения микрофонов к аудиорекордерам.
Общие инструменты производства
Это распространённые предметы, которые используют многие отделы, особенно операторы, помощники режиссёра (AD) и ассистенты по производству (PA).
Хлопушка (Clapperboard / Slate): доска с откидной «хлопушкой» наверху. Снимается в начале каждого дубля, чтобы обозначить сцену, кадр и номер дубля. Звук хлопка служит аудиовизуальным ориентиром для синхронизации звука и изображения при монтаже.
Рация (Walkie-Talkie / Walkie): Основное средство связи на площадке. Разные отделы используют разные каналы для координации.
Другие термины в кино
10 культовых кинокадров, вдохновлённых шедеврами живописи
До щелчка затвора и до жужжания кинокамеры были мазки кисти. На протяжении веков художники с помощью краски создавали рамку для жизни, запечатлевая её драму, покой, тени и свет на холсте. Картины были нашими первыми «изображениями» — тщательно скомпонованными сценами, остановившими время, придавшими эмоциям форму и научившими нас смотреть.
Неудивительно, что некоторые из самых мощных и запоминающихся кадров в истории кино родились не только из взгляда через объектив, но и из богатейшей традиции искусства. Эти знаковые моменты не случайны — в них слышится эхо мастеров прошлого: Ван Гога, Магритта, Вермеера, Гойи.
Мы собрали десять впечатляющих примеров того, как кинематограф отдаёт дань классическому искусству, доказывая: подлинное видение вне времени и формата.
Дебютный короткометражный фильм: от задумки до первого фестиваля
Меня зовут Алексей Алфёров, я кинорежиссёр из Москвы.
Главным своим достижением на данный момент считаю то, что смог собственными средствами снять дебютный короткометражный фильм «Орегано». Фильм вошёл в программу множества фестивалей, на некоторых занял призовые места, заинтересовал телеканалы (сейчас его можно увидеть в эфире двух каналов) и дистрибьюторов — что для короткого метра очень непросто. И всё это — без продюсеров, спонсоров и чьей-либо помощи.
Я рекомендую не полагаться на других и не ждать лучших времён, а брать дело в свои руки и реализовывать задуманное. Это путь трудный, но интересный. И я с радостью поделюсь своим опытом, чтобы он оказался чуть более «интересным», чем «трудным».
Текст написал и подготовил Алексей Алфёров.
5 ценных уроков режиссуры из интервью Стивена Спилберга с Полом Томасом Андерсоном
Битва за битвой (2025)
Стивен Спилберг в восторге от нового, «безумного» фильма Пола Томаса Андерсона «Битва за битвой». Он признался, что уже посмотрел его трижды.
После показа картины Спилберг и Андерсон обсудили тонкости профессии, и их разговор превратился в настоящую сокровищницу для всех, кто хоть раз держал камеру или мечтал снять свой фильм.
Вот пять режиссёрских уроков, которые можно вынести из этого разговора.
4 ошибки, из-за которых студенческий фильм терпит провал
Сегодня у многих людей довольно легкомысленное отношение к креативности. Искусство — это сложно, и не стоит делать выводы о его трудности, пока вы сами не попробуете.
Начинающие шеф-повара не сразу приступают к сложным блюдам. Часто им доверяют простые задачи на кухне, прежде чем они смогут приготовить рис или яйца.
«Мечты Дзиро о суши»
Кинопроизводство похоже. Нужно понимать сюжет и элементы производства, прежде чем браться за фильм с большим бюджетом.
Вот четыре совета, которые могут изменить подход начинающих кинематографистов к своему ремеслу.
5 лучших макгаффинов в кино
Макгаффин — это предмет, который все в фильме хотят, но для зрителя он на самом деле не имеет значения. Иногда мы даже не знаем, что это за макгаффин, и это нормально.
В любом случае это то, что движет сюжет и мотивирует персонажей — и иногда этот предмет становится более знаковым, чем сам фильм.
Мы собрали пять знаменитых макгаффинов, но прежде чем переходить к ним, давайте разберёмся, что такое макгаффины на самом деле.
10 правил кинематографа от Альфреда Хичкока для режиссёров и сценаристов
Трудно найти режиссёра с таким же мастерством и изяществом, как у Альфреда Хичкока. Его уникальное видение и техническая виртуозность до сих пор остаются важнейшими ориентирами для кинематографа.
Сегодня мы разберём 10 советов, которые сценаристы и режиссёры могут подчерпнуть у мастера саспенса.
Поехали.
5 советов от режиссёра «Игры разума» и «Аполлона 13»
Рон Ховард успел побывать и за камерой, и перед ней, создавая культовых персонажей. Он снял «Аполлон 13», «Гонку», «Игры разума» и другие известные фильмы. Ховард, один из немногих, кому удалось добиться успеха вне зависимости от жанра.
Вот 5 советов, накопленные им за десятилетия работы в индустрии.
5 советов по кинопроизводству от режиссёра «Дэдпула» и «Джона Уика»
Дэвид Литч — один из самых ярких режиссёров. Он начал карьеру в Голливуде как каскадёр, а позже работал над множеством успешных фильмов. Давайте разберём 5 принципов, которым следует режиссёр.
Питчинг в лифте: как за 30 секунд заинтересовать продюсера
У вас может быть отличный сценарий, но всё решает то, как вы его подадите. Питчинг в лифте — это умение рассказать о своей истории за 30–60 секунд так, чтобы зацепить продюсера или режиссёра.
Это может быть ваш единственный шанс — и, скорее всего, он будет коротким. Именно поэтому навык питчинга важен для сценариста.
В этой статье поговорим о том, как подготовиться к питчингу, и поделимся шаблоном, который поможет представить вашу историю грамотно, кратко и уверенно.
Цвет в кино: как работает правило 60-30-10
Как создавать выразительные цветовые палитры, которые усиливают атмосферу вашего фильма.