Препродакшн в кино: что происходит до того, как включится камера?

Создание фильма требует глубокой стратегии, детальной организации, отличных навыков ведения переговоров, внимания к деталям и способности видеть перспективу. Все эти аспекты обычно охватываются тремя стадиями кинопроизводства. Сегодня мы поговорим про первый этап создания фильма — препродакшн.
Что такое препродакшн (pre-production)?
Как следует из названия, это этап до начала съёмок, или производства.
Любое крупное кинопроизводство включает от 100 до 150 человек, работающих в полной синхронности ради одной общей цели — как на площадке, так и за её пределами.
Эти люди, или команда, разделены на отделы (цеха) и отвечают за различные визуальные элементы повествования.
Цель — чтобы в день съёмки всё было готово и на своих местах.
И как они этого добиваются? Давайте разберёмся.
Что происходит во время препродакшна?
Хотя написание сценария — это изматывающее дело, его реализация — это отдельная, не менее сложная задача, требующая совершенно других навыков.
Получение одобрения фильма от студии — это только первый шаг на пути к его завершению.
Как только это сделано и у вас есть режиссёр и оператор, начинается этап предпроизводства.
Вот всё, что делается для подготовки к съёмкам во время предпроизводства.
1. Разбор сценария
Разбор сценария — первый и наиболее важный шаг предпроизводства.
Разбивая каждую сцену на более мелкие элементы, такие как декорации, реквизит, актёры и костюмы, вся команда может работать с полным пониманием визуальных деталей, одновременно прорабатывая логистику и креатив по каждой сцене.
Сценарий обычно разбивается по следующим пунктам:
- Номер сцены
- Интерьер/экстерьер
- День/Ночь
- Локация
- Актёрский состав (включает основных, второстепенных, эпизодических актёров и массовку)
Костюмы, грим
У персонажей не только разные стили, но и несколько смен костюмов.
Разбор костюмов включает в себя все детали — кто в какой сцене, что носит, сколько всего смен у каждого персонажа по сценарию.
Для экшн-сцен актёру могут понадобиться дублирующие костюмы, протезы или особый грим. Актёру может понадобиться парик, покраска волос или иной стиль макияжа и причёски. Все эти детали фиксируются в разборе сценария.
Декорации
Некоторые фильмы требуют построения сложных декораций, другие снимаются в реальных локациях с оформлением и арендованным реквизитом. На основе разбора сценария команда художников-постановщиков принимает креативные решения о визуальном оформлении и потребностях фильма.
Компьютерная графика
Иногда требуется CGI, когда невозможно снимать в реальной локации. Все эти моменты необходимо предусмотреть до съёмок, чтобы отснятый материал соответствовал требованиям VFX.
Потребности в транспорте и животных (если есть)
Например, в сценах погони за преступником участвуют разные типы машин, включая полицейские автомобили. А также в сценах могут быть животные: собака, кошка, ворон и т. д.
2. Разбивка бюджета — общий и по отделам
Обычно линейный продюсер уже имеет ориентировочный бюджет фильма, но только после разбора сценария можно получить реалистичную, а не условную оценку затрат. Поэтому, основываясь на разборе сценария, каждый руководитель отдела составляет бюджет своего отдела и передаёт его продюсеру.
Линейный продюсер также делает свою собственную версию бюджета. В редких случаях, когда расходы превышают выделенный бюджет, креатив и логистика пересматриваются, чтобы сохранить качество в пределах бюджета.
3. Брифинг отделов
После разбора сценария режиссёр встречается с каждым руководителем отдела, чтобы провести индивидуальный брифинг и донести своё креативное видение фильма. Это позволяет всем отделам работать в соответствии с видением режиссёра.
4. Поиск и изготовление
Большинство отделов занимаются поиском и созданием элементов для фильма. Препродакшн означает частые поездки команды по магазинам, выбор товаров вручную для покупки, печати или аренды для съёмок. Кроме того, костюмы шьются, а декорации строятся в соответствии с потребностями сценария.
5. Поиск локаций
Основываясь на креативном брифе режиссёра, скаут по локациям посещает разные места, чтобы оценить их пригодность для съёмок по таким параметрам, как доступность, удобства и стоимость.
Фотографии наиболее подходящих вариантов отправляются режиссёру для отбора. Это, как правило, утомительный процесс одобрения, который может занять несколько дней или недель. После этого режиссёр и оператор вместе с производственной и режиссёрской группой выезжают на осмотр выбранных локаций для финального утверждения.
Поиск локаций может происходить несколько раз, прежде чем режиссёр окончательно утвердит места съёмок для фильма.
6. Кастинг
Хотя главные актёры обычно утверждаются заранее, остальной кастинг проходит на этапе предпроизводства. От второстепенных актёров до массовки — подбор проходит под контролем помощника режиссёра, который тесно сотрудничает с кастинг-директором и его командой, чтобы утвердить актёров у режиссёра.
7. Составление графика съёмок
Тем временем первый помощник режиссёра и линейный продюсер сосредотачиваются на создании графика съёмок. Этот документ крайне важен для всех отделов, так как содержит всю логистику, связанную с творческой частью.
График съёмок включает:
- Общее количество съёмочных дней
- Количество съёмочных дней для каждого актёра
- Количество съёмочных дней на каждой локации
- Потребности в камере, оборудовании, установках и младшем персонале по дням
- Распределение команды по дням
- Распределение сцен по дням с указанием времени на съёмку
- Информация о выходных днях и смене локаций
После утверждения режиссёром и руководством, этот документ отправляется всем отделам, чтобы они могли синхронизировать свою работу с расписанием.
Например, команда художников-постановщиков будет знать, какие декорации, реквизит и другие элементы требуются от каждого отдела.
8. Примеры костюмов, грима, причёсок
Во время препродакшена дизайнер по костюмам подбирает костюмы для всех актёров и проводит примерки на предмет посадки. Часто это включает фотосессии с разными актёрами в костюмах. Затем фотографии отправляются режиссёру и его креативной команде.
Затем, работая с режиссёром, дизайнер по костюмам распределяет костюмы по сценам для каждого персонажа.
Так в день съёмки нет путаницы, кто и что должен носить в каждой сцене. Одежда будет в ящиках, готова к использованию на съёмочной площадке.
9. Подготовка к художественному оформлению и «Покажи и расскажи»
Мы почти на финальной стадии предпроизводства — за неделю или две до начала съёмок. К этому моменту все отделы должны быть почти готовы с закупками и изготовлением.
Большинство режиссёров придают большое значение художественному оформлению. Поэтому, когда реквизит и декорации утверждены и подготовлены, команда художников-постановщиков представляет каждый визуальный элемент режиссёру для последнего утверждения.
На этом этапе режиссёр часто вносит правки до тех пор, пока визуальный стиль фильма не будет окончательно утверждён.
10. Актёрские репетиции и чтение сценария
За неделю или две до начала съёмок режиссёр тратит значительное время на репетиции и чтение сценария вместе с актёрами.
Это своего рода творческий брифинг для актёров, который помогает им глубже понять своих персонажей.
Тщательные репетиции и «чтение за столом» способствуют лучшей подготовке.
Репетиции экономят деньги, особенно в проектах с малым бюджетом, так как не тратится время на пересъёмки.
11. Тестирование спецэффектов
Фильмы могут включать спецэффекты, такие как фейерверки или взрывы на площадке. Чтобы убедиться в их безопасности и эффективности, проводится предварительное тестирование под надзором координатора трюков, команд VFX, производственной группы и второго помощника режиссёра.
12. Тестирование камер и технического оборудования
За день-два до начала съёмочного графика оператор и его команда тестируют камеры, объективы и всё оборудование, арендованное для съёмок. Это помогает избежать технических сбоев на площадке.
13. Технический осмотр локаций
Технический осмотр проводится при каждой смене локации. За день-два до съёмок съемочная группа осматривают будущую локацию для технического анализа, что помогает принять логистические решения.
Например, обсуждается, где и как установить свет, где будет стоянка, переодевалки, тенты с едой и т.д.
Режиссёр также использует это время для создания плана съёмки — в плане размещения актёров и постановки сцен.
А теперь — вперёд, снимать ваш проект!
После тринадцати шагов вы полностью готовы приступить к съёмкам. Знаю, звучит пугающе, но поверьте, со второго раза это становится почти терапией.
Разбор сценария — один из моих любимых этапов предпроизводства, потому что он включает все креативные зоны мозга.
Так же, как и закупки — это не только торговля с продавцами и дни, потраченные на ручной выбор реквизита, а скаутинг — это не только ранние подъёмы и долгие поездки.
Вы открываете для себя новые места, бываете в районах, куда бы никогда не попали без работы, и отправляетесь на натурные съёмки — единственные моменты «туризма» в незнакомых местах! Более того, вы видите такие уголки, о которых не знают даже местные.
Так что да — препродакшн требует долгих и тяжёлых рабочих дней, но оно того стоит.
И помните: только если вы выполните этап предпроизводства честно и тщательно, вы сможете провести само производство и съёмки гладко и успешно.

Без преувеличения можно сказать, что новый фильм Зака Креггера «Орудия» — один из лучших в 2025 году, а также один из лучших хорроров последних лет.
История разворачивается в вымышленном городке Мейбрук, где бесследно исчезает целый класс начальной школы. То, что начинается как детектив о пропавших детях, быстро перерастает во что-то большее: исчезновение затрагивает всё сообщество и неожиданно связывает, казалось бы, не связанных друг с другом персонажей.
За камерой Alexa 35 стоял оператор Ларкин Сайпл. Родившийся в Сиэтле кинооператор начинал карьеру со съёмки клипов, включая такие знаковые работы, как «This Is America» для Childish Gambino и «Turn Down For What» для DJ Snake. Его многолетнее сотрудничество с дуэтом Daniels подарило зрителям одни из самых визуально изобретательных фильмов последних лет. Но «Орудия» поставило перед ним новые задачи.

Как снять космическую фантастику почти без бюджета, пригласить Андрея Чадова на главную роль и получить множество фестивальных наград?
Об этом рассказал режиссёр и моушн-дизайнер Павел Палехин, который снял свой дебютный короткометражный фильм «Покоряя мечты» в качестве дипломной работы во ВГИКе.
Мы поговорили с ним о процессе создания фильма и о том, что на самом деле дают фестивальные призы.

Спек-сценарий — это оригинальный сценарий, который сценарист придумывает и пишет сам (или с соавтором), рассчитывая продать его. С помощью агента или менеджера такой сценарий отправляется в несколько продюсерских компаний или напрямую в студию. В идеальном случае сценарий принимают хорошо и его покупают. В ещё более удачном случае интерес проявляют сразу несколько сторон, что приводит к торгам и крупной продаже.

Вот всё, что вы хотели знать о камерах, с помощью которых был создан шестой фильм франшизы «Пункт назначения», — из уст оператора Кристиана Себальдта.

Исследование того, как Eddie AI может стать помощником для вашего монтажёра.
Статья Люка Форсайта — независимого автора и контент-креатора, ведущего YouTube-канал, посвящённый документалистике и фотографии.
Познакомьтесь с Санти. Он монтирует мои видео уже много лет и, по сути, именно благодаря ему этот канал до сих пор существует. Это может прозвучать немного жестоко, но в этом видео я попытался его заменить. Не потому, что он плохо справляется (он потрясающий), а потому что у меня появился доступ к ИИ-инструменту, который может навсегда изменить то, как я (а может, и мы все) монтируем видео.

В мире блокбастеров, где компьютерная графика может создавать целые вселенные, самые запоминающиеся моменты часто рождаются из чистой магии практических эффектов.
И именно такие сцены остаются в памяти навсегда.
Одна из лучших — в фильме Сэма Рэйми «Человек-паук» (2002): легендарная сцена в школьной столовой.

Какие объективы выбирают режиссеры и операторы. Давайте посмотрим.

Режиссёр Пон Чжун Хо объясняет, почему его продуманный до деталей подход к раскадровкам не оставляет места для импровизации. Давайте разберёмся.

Рейс навылет — это комедийный боевик о наёмнике (Джош Хартнетт), который выслеживает свою цель на борту самолёта. Задание быстро становится опасным, когда герой понимает, что они с целью окружены людьми, которые хотят их убить.

Как студия Union VFX справилась со сложной задачей: добавить визуальные эффекты в зомби-хоррор сиквел Дэнни Бойла «28 лет спустя», снятый на iPhone.
Режиссёр Дэнни Бойл почти полностью снял сиквел зомби-хоррора «28 лет спустя» на iPhone 15, что позволило глубже погрузить зрителя в хаос и кровавый экшен, но одновременно стало техническим вызовом для команды визуальных эффектов.