Препродакшн в кино: что происходит до того, как включится камера?

Создание фильма требует глубокой стратегии, детальной организации, отличных навыков ведения переговоров, внимания к деталям и способности видеть перспективу. Все эти аспекты обычно охватываются тремя стадиями кинопроизводства. Сегодня мы поговорим про первый этап создания фильма — препродакшн.
Что такое препродакшн (pre-production)?
Как следует из названия, это этап до начала съёмок, или производства.
Любое крупное кинопроизводство включает от 100 до 150 человек, работающих в полной синхронности ради одной общей цели — как на площадке, так и за её пределами.
Эти люди, или команда, разделены на отделы (цеха) и отвечают за различные визуальные элементы повествования.
Цель — чтобы в день съёмки всё было готово и на своих местах.
И как они этого добиваются? Давайте разберёмся.
Что происходит во время препродакшна?
Хотя написание сценария — это изматывающее дело, его реализация — это отдельная, не менее сложная задача, требующая совершенно других навыков.
Получение одобрения фильма от студии — это только первый шаг на пути к его завершению.
Как только это сделано и у вас есть режиссёр и оператор, начинается этап предпроизводства.
Вот всё, что делается для подготовки к съёмкам во время предпроизводства.
1. Разбор сценария
Разбор сценария — первый и наиболее важный шаг предпроизводства.
Разбивая каждую сцену на более мелкие элементы, такие как декорации, реквизит, актёры и костюмы, вся команда может работать с полным пониманием визуальных деталей, одновременно прорабатывая логистику и креатив по каждой сцене.
Сценарий обычно разбивается по следующим пунктам:
-
Номер сцены
-
Интерьер/экстерьер
-
День/Ночь
-
Локация
-
Актёрский состав (включает основных, второстепенных, эпизодических актёров и массовку)
Костюмы, грим
У персонажей не только разные стили, но и несколько смен костюмов.
Разбор костюмов включает в себя все детали — кто в какой сцене, что носит, сколько всего смен у каждого персонажа по сценарию.
Для экшн-сцен актёру могут понадобиться дублирующие костюмы, протезы или особый грим. Актёру может понадобиться парик, покраска волос или иной стиль макияжа и причёски. Все эти детали фиксируются в разборе сценария.
Декорации
Некоторые фильмы требуют построения сложных декораций, другие снимаются в реальных локациях с оформлением и арендованным реквизитом. На основе разбора сценария команда художников-постановщиков принимает креативные решения о визуальном оформлении и потребностях фильма.
Компьютерная графика
Иногда требуется CGI, когда невозможно снимать в реальной локации. Все эти моменты необходимо предусмотреть до съёмок, чтобы отснятый материал соответствовал требованиям VFX.
Потребности в транспорте и животных (если есть)
Например, в сценах погони за преступником участвуют разные типы машин, включая полицейские автомобили. А также в сценах могут быть животные: собака, кошка, ворон и т. д.
2. Разбивка бюджета — общий и по отделам
Обычно линейный продюсер уже имеет ориентировочный бюджет фильма, но только после разбора сценария можно получить реалистичную, а не условную оценку затрат. Поэтому, основываясь на разборе сценария, каждый руководитель отдела составляет бюджет своего отдела и передаёт его продюсеру.
Линейный продюсер также делает свою собственную версию бюджета. В редких случаях, когда расходы превышают выделенный бюджет, креатив и логистика пересматриваются, чтобы сохранить качество в пределах бюджета.
3. Брифинг отделов
После разбора сценария режиссёр встречается с каждым руководителем отдела, чтобы провести индивидуальный брифинг и донести своё креативное видение фильма. Это позволяет всем отделам работать в соответствии с видением режиссёра.
4. Поиск и изготовление
Большинство отделов занимаются поиском и созданием элементов для фильма. Препродакшн означает частые поездки команды по магазинам, выбор товаров вручную для покупки, печати или аренды для съёмок. Кроме того, костюмы шьются, а декорации строятся в соответствии с потребностями сценария.
5. Поиск локаций
Основываясь на креативном брифе режиссёра, скаут по локациям посещает разные места, чтобы оценить их пригодность для съёмок по таким параметрам, как доступность, удобства и стоимость.
Фотографии наиболее подходящих вариантов отправляются режиссёру для отбора. Это, как правило, утомительный процесс одобрения, который может занять несколько дней или недель. После этого режиссёр и оператор вместе с производственной и режиссёрской группой выезжают на осмотр выбранных локаций для финального утверждения.
Поиск локаций может происходить несколько раз, прежде чем режиссёр окончательно утвердит места съёмок для фильма.
6. Кастинг
Хотя главные актёры обычно утверждаются заранее, остальной кастинг проходит на этапе предпроизводства. От второстепенных актёров до массовки — подбор проходит под контролем помощника режиссёра, который тесно сотрудничает с кастинг-директором и его командой, чтобы утвердить актёров у режиссёра.
7. Составление графика съёмок
Тем временем первый помощник режиссёра и линейный продюсер сосредотачиваются на создании графика съёмок. Этот документ крайне важен для всех отделов, так как содержит всю логистику, связанную с творческой частью.
График съёмок включает:
-
Общее количество съёмочных дней
-
Количество съёмочных дней для каждого актёра
-
Количество съёмочных дней на каждой локации
-
Потребности в камере, оборудовании, установках и младшем персонале по дням
-
Распределение команды по дням
-
Распределение сцен по дням с указанием времени на съёмку
-
Информация о выходных днях и смене локаций
После утверждения режиссёром и руководством, этот документ отправляется всем отделам, чтобы они могли синхронизировать свою работу с расписанием.
Например, команда художников-постановщиков будет знать, какие декорации, реквизит и другие элементы требуются от каждого отдела.
8. Примеры костюмов, грима, причёсок
Во время препродакшена дизайнер по костюмам подбирает костюмы для всех актёров и проводит примерки на предмет посадки. Часто это включает фотосессии с разными актёрами в костюмах. Затем фотографии отправляются режиссёру и его креативной команде.
Затем, работая с режиссёром, дизайнер по костюмам распределяет костюмы по сценам для каждого персонажа.
Так в день съёмки нет путаницы, кто и что должен носить в каждой сцене. Одежда будет в ящиках, готова к использованию на съёмочной площадке.
9. Подготовка к художественному оформлению и «Покажи и расскажи»
Мы почти на финальной стадии предпроизводства — за неделю или две до начала съёмок. К этому моменту все отделы должны быть почти готовы с закупками и изготовлением.
Большинство режиссёров придают большое значение художественному оформлению. Поэтому, когда реквизит и декорации утверждены и подготовлены, команда художников-постановщиков представляет каждый визуальный элемент режиссёру для последнего утверждения.
На этом этапе режиссёр часто вносит правки до тех пор, пока визуальный стиль фильма не будет окончательно утверждён.
10. Актёрские репетиции и чтение сценария
За неделю или две до начала съёмок режиссёр тратит значительное время на репетиции и чтение сценария вместе с актёрами.
Это своего рода творческий брифинг для актёров, который помогает им глубже понять своих персонажей.
Тщательные репетиции и «чтение за столом» способствуют лучшей подготовке.
Репетиции экономят деньги, особенно в проектах с малым бюджетом, так как не тратится время на пересъёмки.
11. Тестирование спецэффектов
Фильмы могут включать спецэффекты, такие как фейерверки или взрывы на площадке. Чтобы убедиться в их безопасности и эффективности, проводится предварительное тестирование под надзором координатора трюков, команд VFX, производственной группы и второго помощника режиссёра.
12. Тестирование камер и технического оборудования
За день-два до начала съёмочного графика оператор и его команда тестируют камеры, объективы и всё оборудование, арендованное для съёмок. Это помогает избежать технических сбоев на площадке.
13. Технический осмотр локаций
Технический осмотр проводится при каждой смене локации. За день-два до съёмок съемочная группа осматривают будущую локацию для технического анализа, что помогает принять логистические решения.
Например, обсуждается, где и как установить свет, где будет стоянка, переодевалки, тенты с едой и т.д.
Режиссёр также использует это время для создания плана съёмки — в плане размещения актёров и постановки сцен.
А теперь — вперёд, снимать ваш проект!
После тринадцати шагов вы полностью готовы приступить к съёмкам. Знаю, звучит пугающе, но поверьте, со второго раза это становится почти терапией.
Разбор сценария — один из моих любимых этапов предпроизводства, потому что он включает все креативные зоны мозга.
Так же, как и закупки — это не только торговля с продавцами и дни, потраченные на ручной выбор реквизита, а скаутинг — это не только ранние подъёмы и долгие поездки.
Вы открываете для себя новые места, бываете в районах, куда бы никогда не попали без работы, и отправляетесь на натурные съёмки — единственные моменты «туризма» в незнакомых местах! Более того, вы видите такие уголки, о которых не знают даже местные.
Так что да — препродакшн требует долгих и тяжёлых рабочих дней, но оно того стоит.
И помните: только если вы выполните этап предпроизводства честно и тщательно, вы сможете провести само производство и съёмки гладко и успешно.

Режиссёр Пон Чжун Хо объясняет, почему его продуманный до деталей подход к раскадровкам не оставляет места для импровизации. Давайте разберёмся.

Рейс навылет — это комедийный боевик о наёмнике (Джош Хартнетт), который выслеживает свою цель на борту самолёта. Задание быстро становится опасным, когда герой понимает, что они с целью окружены людьми, которые хотят их убить.

Как студия Union VFX справилась со сложной задачей: добавить визуальные эффекты в зомби-хоррор сиквел Дэнни Бойла «28 лет спустя», снятый на iPhone.
Режиссёр Дэнни Бойл почти полностью снял сиквел зомби-хоррора «28 лет спустя» на iPhone 15, что позволило глубже погрузить зрителя в хаос и кровавый экшен, но одновременно стало техническим вызовом для команды визуальных эффектов.

Фильм «F1» снимался во время реальных гонок Формулы-1, а звезда Брэд Питт иногда сам садился за руль. Однако это лишь часть истории. Как создателям удалось интегрировать вымышленную гоночную команду APXGP (Apex) в сезоны Формулы-1 2023 и 2024 годов, сохранив невероятный реализм?
Оператор-постановщик Стефан Перссон рассказывает о своей работе над эпизодом «USS Каллистер: В бесконечность», продолжением многократного обладателя премии «Эмми» из сериала Netflix «Чёрное зеркало».

Четвёртый сезон антиутопического сериала-антологии «Чёрное зеркало» от Netflix стартовал в 2017 году с эпизода «USS Callister», в котором сотрудники компании по разработке VR-игр оказываются оцифрованными и запертыми в виртуальном мире, созданном их обиженным коллегой, одержимым винтажным научно-фантастическим сериалом. Этот эпизод получил огромную поддержку зрителей и выиграл четыре премии «Эмми» при семи номинациях. Теперь у него появилось продолжение в седьмом сезоне, которое снова собрало вместе многих актёров и членов съёмочной группы. Оператор Стефан Перссон рассказал ARRI о своих творческих решениях и о том, как использовал камеру ALEXA 35 при работе над «USS Callister: В бесконечность».

Компания Eastman Kodak проделала колоссальную работу, внеся в пленку Vision 3 на первый взгляд незначительное изменение. Но то, что кажется мелочью, на самом деле оборачивается настоящей революцией.
Можно было бы подумать, что в цифровую эпоху кинопленка останется неизменной, но Kodak вложила восемь лет и немалые средства в полную переработку своей линейки Vision 3.
В центре обновления — удаление ремджет-слоя. Этот слой выполнял сразу несколько функций: предотвращал галацию (засветку), снимал статическое напряжение и служил смазкой для более плавного прохождения пленки через кинокамеру.

Сегодня мы воспринимаем как должное почти безграничные возможности по обработке изображения на постпродакшене — быстро, гибко и практически бесплатно. Но так было далеко не всегда.
В аналоговую эпоху возможности цветокоррекции были крайне ограничены. Хотя сегодня многие считают, что киноплёнка позволяет творить чудеса с изображением (особенно, конечно, если хочется получить «кинематографичный лук»), реальная работа с цветом — будь то цветокоррекция или, как это называли в США, «тайминг» — сводилась к управлению всего тремя параметрами: красный, зелёный и синий. Три основных цвета — и никаких кривых, масок и LUT-ов.

Смелая и выразительная визуальная стилистика усиливает драму второго сезона «Игры в кальмара» — оператор Ким Джи-ён рассказывает о подходе к съёмке.
После мирового успеха первого сезона, второй сезон «Игры в кальмара» продолжает традиции смелого сторителлинга, но с более мрачным и эмоционально насыщенным тоном. История становится ещё напряжённее как в драматургическом, так и в визуальном плане — создатели делают ставку на подчёркнуто кинематографичный стиль, усиливающий тревогу, напряжение и изменяющуюся динамику событий.

Что делают талантливые, но неизвестные актеры, когда нет ролей? Работают на стройке. Возят мертвых бабушек в крематорий. Подрабатывают, где придется. Это не шутка — это реальность многих профессиональных артистов.

В финальном сезоне «Рассказа служанки» молчание говорит громче любых слов, а каждый вдох — как удар сердца. Звукорежиссёры рассказали, как с помощью сдержанного звукового дизайна, тончайшего ADR и звуковых текстур, построенных на персонажах, усиливали эмоции, наращивали напряжение и отражали изменяющийся ландшафт Галаада. От скрупулёзно заархивированных вдохов Элизабет Мосс до символических звуков прибоя и далёких цикад — команда опиралась на почти десятилетний опыт совместной работы, чтобы создать финал, наполненный эмоциональным резонансом и тихим бунтом.