Сколько платят за сценарий в Голливуде

Спек-сценарий — это оригинальный сценарий, который сценарист придумывает и пишет сам (или с соавтором), рассчитывая продать его. С помощью агента или менеджера такой сценарий отправляется в несколько продюсерских компаний или напрямую в студию. В идеальном случае сценарий принимают хорошо и его покупают. В ещё более удачном случае интерес проявляют сразу несколько сторон, что приводит к торгам и крупной продаже.
Золотое время больших сделок со спек-сценариями — это, без сомнений, 90-е, когда новости о таких продажах регулярно появлялись в индустриальных СМИ и вызывали большой шум. Тренд продолжился и в 2000-е, когда состоялись некоторые из крупнейших сделок. Такие продажи не только поднимали статус сценаристов, но и создавали ажиотаж вокруг проекта, фактически становясь ранней рекламой фильма. Для начинающих сценаристов это было источником вдохновения: «А вдруг и я когда-нибудь напишу сценарий, который продастся за большие деньги?»
Но сколько именно можно заработать?
Я сам вошёл в индустрию благодаря крупной продаже спек-сценария, так что знаю это из личного опыта. За годы я также провёл исследования и хорошо понимаю рынок. Ниже — мой разбор того, за сколько продавались спек-сценарии раньше и сколько они стоят сегодня.
Стандартная сделка
Гильдия сценаристов Америки (WGA) установила финансовые рамки, сколько студия или крупная продюсерская компания обязана заплатить сценаристу за спек-сценарий. Если это малобюджетный фильм (с бюджетом менее 5 млн долларов), минимальная ставка за оригинальный сценарий составляет 77 495 долларов. Если это высокобюджетный фильм (5 млн и выше), то минимум — 145 469 долларов. Это и называют «scale» (ставка по тарифу).
Вы можете подумать: «А если я не член Гильдии сценаристов? Это проблема?»
Не волнуйтесь. Если до вас дошёл крупный продакшен или студия, скорее всего, к этому моменту у вас уже будет агент или юрист, и они помогут оформить членство (со мной было именно так).
В последние годы стало нормой, что сценаристы получают оплату именно по scale, если только у сценария нет крупных «привязок» — например, звёздного режиссёра или актёра. Хотя даже эти суммы нельзя назвать маленькими, если вы хотите максимизировать гонорар, нужно позволить агентам или продюсерам «упаковать» проект с подходящими именами. Иногда это занимает месяцы или даже годы.
Но если сценарий успешно упакован, цена продажи может значительно вырасти — до высоких шестизначных сумм и выше.

Клуб «миллионеров»
Продать сценарий за миллион долларов реально — я сам в этом клубе.
Именно столько мы с моим соавтором Фредриком Ситоном получили за наш первый проданный сценарий. Сделка была «1 против 2 миллионов», то есть если бы фильм пошёл в производство, мы получили бы ещё миллион (этого не случилось, так что мы остались с одним).
Да, продажа состоялась благодаря упаковке: к сценарию были привязаны Джим Керри и Джейсон Райтман. Мы продали его студии 20th Century Fox, и несколько лет сделка обсуждалась по всей индустрии. Она даже вдохновила сюжет пятого сезона «Красавцев» (Entourage), где агент Е ведёт неизвестных сценаристов со спек-сценарием, и после привязки звезды получает ту же сделку — «1 против 2 миллионов». Правда, там сценарий стал фильмом Шагнувший в дым, и вымышленные сценаристы получили свой второй миллион.
За последние десятилетия несколько спек-сценариев продавались за миллион: часть дошла до экранов, но многие так и остались в «разработочном аду». Однако для талантливых сценаристов с хорошими представителями даже одна такая сделка способна запустить карьеру и открыть двери к новым проектам.
Клуб «2 миллиона и выше»
По мере того как суммы растут, такие сделки становятся всё реже, но есть несколько сценаристов, которые получили 2 миллиона и больше за свои спек-сценарии.
Очень сильный спек-сценарий Игра, написанный Джоном Бранкато и Майклом Феррисом, был продан за 2 миллиона в начале 90-х и стал основой культового триллера Дэвида Финчера с Майклом Дугласом в главной роли.

Другие спек-сценарии, проданные в диапазоне 2 миллионов:
-
Мой парень из зоопарка, Джей Шерик и Дэвид Ронн)
-
История рыцаря, Брайан Хелгеленд
-
Без ума от любви, Рональд Басс
Ниже — сценарии, проданные в диапазоне 3 миллионов:
-
Знахарь, Том Шульман и Салли Робинсон
-
Основной инстинкт, Джо Эстерхас (и это имя мы ещё встретим)
-
Шестое чувство, М. Найт Шьямалан
-
Штурм Белого дома, Джеймс Вандербилт
-
Белоснежка и охотник, Эван Догерти
Сценарии, проданные в диапазоне 4 миллионов:
-
Долгий поцелуй на ночь, Шейн Блэк
-
Комната страха, Дэвид Кепп
-
Евротур, Алек Берг, Дэвид Мэндел и Джефф Шаффер
-
Рики Бобби: Король дороги, Уилл Феррелл и Адам МакКей
В целом, 4 миллиона считается потолком цены за спек-сценарий. Однако рекордная сделка — Дежа вю Терри Россио и Билла Марсильи. Они получили колоссальные 5 миллионов!

Возвращение спек-сделок
В течение нескольких лет рынок спек-сценариев снижался: студии делали ставку на крупные франшизы и проверенные интеллектуальные собственности. С засильем супергеройских фильмов, сиквелов и перезапусков продавать оригинальные сценарии становилось всё сложнее.
Однако в индустрии появились тренды, указывающие на возрождение рынка спеков.
Главный тренд — люди всё меньше ходят в кинотеатры и всё чаще смотрят контент на стриминговых платформах. Это автоматически создаёт больший спрос на новые истории — и истории иного формата, нежели привычные блокбастеры для кинотеатра.
Зрители всё чаще выбирают триллеры и фильмы, ориентированные на персонажей. Это логично: когда смотришь дома или лёжа в кровати, хочется быть вовлечённым в историю, а не два часа подряд терпеть атаку на чувства. К тому же десятилетия фильмов, основанных на интеллектуальной собственности, вызвали очевидную усталость: зрителям нужны свежие и оригинальные истории.
Подтверждение этому — рост количества продаж спеков за последние 2 года. Более того, в 2024 году было целых 3 крупных сделки:
-
Выравнивание Натана Дотана (ранее неизвестного автора) продан компаниям Fifth Season и Makeready за 1,25 против 3 миллионов долларов. Сценарий описывается как высококонцептуальный ИИ-триллер, режиссёром назначен Джо Райт.
-
Любовь твоей жизни Джулии Кокс продан Amazon MGM Studios за 2 миллиона. Сценарий рассказывает о женщине, открывающей себя заново после смерти мужа от Covid. Проект развивается: Райан Гослинг — продюсер, Рэйчел Моррисон — режиссёр, Маргарет Куэлли — главная роль.
-
Over Asking Кэролайн Дрис продан Paramount за более чем 1 миллион. История о паре, внешне идеальной, но оказавшейся втянутой в игру влиятельного адвоката. По духу — в стиле классических эротических триллеров Paramount (Роковое влечение, Сорвиголова).
Кстати, о эротических триллерах: недавно стало известно, что Amazon и MGM Studios через United Artists запускают ребут Основного инстинкта. И самое удивительное — Джо Эстерхас, автор оригинала, получает 2 против 4 миллионов за сценарий (2 миллиона гарантировано, 4 миллиона, если проект дойдёт до производства).
Формально это заказная работа, но так как проект вырос из оригинального спек-сценария Эстерхаса, стоит упомянуть и это. К тому же это ещё одно доказательство, что рынок снова тяготеет к триллерам и возвращению к более «персонажным» историям 90-х.
Так что если сумеешь подстроиться под рынок и написать высококонцептуальный сценарий, в котором есть баланс между историей и героями и который реально захватывает, это может привести к продаже спека. А значит — к оплате от $77 495 до более миллиона долларов.
Так что садись и пиши!

Вот всё, что вы хотели знать о камерах, с помощью которых был создан шестой фильм франшизы «Пункт назначения», — из уст оператора Кристиана Себальдта.

Исследование того, как Eddie AI может стать помощником для вашего монтажёра.
Статья Люка Форсайта — независимого автора и контент-креатора, ведущего YouTube-канал, посвящённый документалистике и фотографии.
Познакомьтесь с Санти. Он монтирует мои видео уже много лет и, по сути, именно благодаря ему этот канал до сих пор существует. Это может прозвучать немного жестоко, но в этом видео я попытался его заменить. Не потому, что он плохо справляется (он потрясающий), а потому что у меня появился доступ к ИИ-инструменту, который может навсегда изменить то, как я (а может, и мы все) монтируем видео.

В мире блокбастеров, где компьютерная графика может создавать целые вселенные, самые запоминающиеся моменты часто рождаются из чистой магии практических эффектов.
И именно такие сцены остаются в памяти навсегда.
Одна из лучших — в фильме Сэма Рэйми «Человек-паук» (2002): легендарная сцена в школьной столовой.

Какие объективы выбирают режиссеры и операторы. Давайте посмотрим.

Создание фильма требует глубокой стратегии, детальной организации, отличных навыков ведения переговоров, внимания к деталям и способности видеть перспективу. Все эти аспекты обычно охватываются тремя стадиями кинопроизводства. Сегодня мы поговорим про первый этап создания фильма — препродакшн.

Режиссёр Пон Чжун Хо объясняет, почему его продуманный до деталей подход к раскадровкам не оставляет места для импровизации. Давайте разберёмся.

Рейс навылет — это комедийный боевик о наёмнике (Джош Хартнетт), который выслеживает свою цель на борту самолёта. Задание быстро становится опасным, когда герой понимает, что они с целью окружены людьми, которые хотят их убить.

Как студия Union VFX справилась со сложной задачей: добавить визуальные эффекты в зомби-хоррор сиквел Дэнни Бойла «28 лет спустя», снятый на iPhone.
Режиссёр Дэнни Бойл почти полностью снял сиквел зомби-хоррора «28 лет спустя» на iPhone 15, что позволило глубже погрузить зрителя в хаос и кровавый экшен, но одновременно стало техническим вызовом для команды визуальных эффектов.

Фильм «F1» снимался во время реальных гонок Формулы-1, а звезда Брэд Питт иногда сам садился за руль. Однако это лишь часть истории. Как создателям удалось интегрировать вымышленную гоночную команду APXGP (Apex) в сезоны Формулы-1 2023 и 2024 годов, сохранив невероятный реализм?
Оператор-постановщик Стефан Перссон рассказывает о своей работе над эпизодом «USS Каллистер: В бесконечность», продолжением многократного обладателя премии «Эмми» из сериала Netflix «Чёрное зеркало».

Четвёртый сезон антиутопического сериала-антологии «Чёрное зеркало» от Netflix стартовал в 2017 году с эпизода «USS Callister», в котором сотрудники компании по разработке VR-игр оказываются оцифрованными и запертыми в виртуальном мире, созданном их обиженным коллегой, одержимым винтажным научно-фантастическим сериалом. Этот эпизод получил огромную поддержку зрителей и выиграл четыре премии «Эмми» при семи номинациях. Теперь у него появилось продолжение в седьмом сезоне, которое снова собрало вместе многих актёров и членов съёмочной группы. Оператор Стефан Перссон рассказал ARRI о своих творческих решениях и о том, как использовал камеру ALEXA 35 при работе над «USS Callister: В бесконечность».